Трагедии 2 манера. Барочные мотивы, смешение барокко и классицизма.

Лекция № 3.

Корнель – комедия 1 манеры – «Гораций». Сюжет взят из античности, из истории Рима, причем из раннего периода, когда Рим был полисом, а не большми гос-вом и собиралься объединиться с городом Альба Лонгом.

Рим Альба Лонга
Горации Куриации
Камилла - невеста Сабина – жена
   
   
   
   

Жители этих городов породнились между собой. Отношения были очень хорошими, но нужно было решить, кто просто присоединится, а кто станет основой. И от уже практически начинается война, которая изначально абсурдна. И для того, чтобы не доводить до войны – поединок. По 3 бойца с каждой стороны. Из Рима – братьев Горциев, из Альбы – братьев Куриации. По минимуму персонажей. Плюс две героини –Сабина, сестра Куриациев, жена одного из Горациев и Камилла, невеста Куриациев. Сабина уже римлянка, не из семьи Куриациев, а Камилла еще римлянка. Но ситуация сложная, тк семьи близки друг другу. Традиционный конфликт – между долгом и чувством. Корнель максимально облагораживает конфликт, долг перед гос-вом выше, но и долг перед семьей существует., любовь, свободная от страсти, очищенная. Драматургический прием- разделяет конфликт на 2-х персонажей: Гор и Кур. 2 варианта решения конфликта (как в антигоне (а и ее сестра)): у Горация выбор – долг перед родиной и ради этого он готов подавить в себе любые чувства. Куриаций же не может так отказаться от своих чувств, но по-прежнему Горации для него родственники. Это намек, что Кур будет побежден. Героини обе плачут и страдают, но есть разница: Сабина будет оплакивать побежденного, независимо, кто это будет. Камилла же проклянет победителя – более активная позиция. Происходит сражение. Корнель здесь находит решение (нельзя было показывать насилие) – весть о сражении приносят два человека. 1 – 2 брата Г погибли, а третий бежал. Но бегство Г – военная хитрость и он всех К победил. Получается – Г победитель. Его встречают как героя гос-ва. Но Камилла встречает его проклятиями, она проклинает и Г, и Рим. Проклинает за отказ от чел-ких чувств. Она предсказывает гибель гос-ва под тяжестью пороков. Г закалывает Камиллу за ее слова. Его должны судить, но граждане Рима его оправдывают как народного героя. Торжество разума над чувствами. Но кто на самом деле прав? Здесь множество толкований.

Классицисты снова недовольны трагедией. Они считали, что герой не должен запятнать себя убийством. Предложили свой вариант – Камилла закалывается сама. Но Корнель ничего не изменил. Во время Фр революции ставили эту комедию.

Фронда. Недовольство политикой премьер-министра и вообще королевством. Гос людьми движет жажда власти, и она заменяет идеалы долга, верности и чести. Корнель разочаровывается и пишет уже по-другому.

Трагедии 2 манера. Барочные мотивы, смешение барокко и классицизма.

«Родогуна». Здесь элементы смешаны весьма причудливо. Сюжет из античности, но из малоизвестного исторического периода – период греческой истории, период сирийских войн. Но классицисты требовали общеизвестные сюжетов, чтобы читатель не отвлекался на интригу, ход событий. Такой сюжет легче было видоизменять, чтобы воплотить свою идею.

4 центральный героя. Царица Клеопатра (не общеизвестная). После гибели мужа она должна передать власть одному из сыновей: Селевк и Антиох. Они близнецы, но непохожи друг на друга внешне. Только мать знает старшего. Но на деле ее интересует не возраст, а хочет оставить власть себе. Братья походи по хар-ру. Мотив двойничества – хар-ный для барокко. Волей случая они оказываются соперниками. В классицизме не было случая, в барокко же это распространено. И невольно они же соперники в любви к пленнице – царевне Рдогуне. Клеопатра воспринимает Родогуну как соперницу во власти. Муж Клеопатры хотел Р сделать царевной и теперь сыновья хотят жениться на ней. Клеопатра решает испытать сыновей, тербуя, чтобы один из убил Родогуну и обещает убившему власть. Родогуна осознает все это и говорит, что выйдет замуж за того, кто убьет Клеопатру.

Братья в ситуации выбора. В классицизме это ключевая ситуация, от которой зависит все. Здесь отражается концепция свободы воли. Но здесь – это совсем другой смысл. Выбор не между разумом и чувством, а они выбирают из двух зол, тк ни одно решение не будет благородным и нравственным. Единственный выход – отказ от выбора. Но здесь проявляется некоторое различие. Селевк понимает все и готов сразу от всего отказаться, а Антиох более наивен, он надеется помирить К и Р. Селевк добровольно отдает все Антиоху. Клеопатра соглашается, но строит планы. Во время свадьбы А и Р приходит весть, что Селевк убит и его слова были предупреждением «остерегайся нам обоим дорогой руки» - черта барокко – двусмысленность. Антиох не знает, кого он должен опасаться. Теперь уже и А готов от всего отказаться. И когда жениху и невесте подносят чашу вина, то А думает, что вино отравлено, но он готов умереть, чтобы не видеть этой борьбы. Но Р требует, чтобы вино попробовали. Но К желает любой ценой отомстить Р, выпивает вино и К умирает, предрекает, что будет рожден сын, похожий на Р.

Черта барокко – несоответствие внешнего и внутреннего, лица и маски. Герои клас никогда не были двойственными. Между словом и делом не было различия. Здесь – думает одно, говорит другое, а говорит третье и подстраивается под ситуацию. Разрыв между разумом, воли и действием. Это вызывало критику и в 17 и в 18 веке. Лессинг писал о неправдоподобных хар-рах. Женщины как мужчины деятельны, а у мужчин женские хар-ры. Но Лессинг понимал драматические хар-ра без психологической глубины. У Корнеля герои несколько идеализированы.

Жан Росин.

Младший современник Коренля. Росин считается самым философичным и трагичным из фр драматургов. Его трагедиям свойственен больших психологизм, особенно глубоко понимает женские хар-ры. Росин в юности был в секте янсенистов, кот были близки к протестантизму. Янсенисты разделяли концепцию предопределения. Пример воплощения самый частый – ситуация безответной любви. У него редко встречается взаимная любовь. Любовь – некая безличная сила. Создать и вызвать ее своими усилиями невозможно. Одна из ранних трагедий – «Андромаха». Сюжет связан с троянской войной. После троянской войны. 4 центральных героя.

Андромаха – в плену у Пирра (сын Ахилла), Пирр влюблен в Андромаху, он поступает с ней благородно и хочет на ней жениться. Но у Пирра есть официальная невеста – Гермиона (дочь Елены и Менелая). Гермиона по-прежнему любит Пирра, но теперь это чувство смешано с ненавистью. Пирр делает предложение Андромахе, но она отказывает ему, тк Пирр сын убийцы ее мужа + Андромаха хранит верность Гектору, уже убитому.

Развитие – в момент, когда к Пиру приезжает Орест (сын Агамемнона и Клитемнестры), который Гермионе двоюродный брат. Орест давно в нее влюблен. Греки хотят убить сына Гектора и Андромахи. Долг Ореста борется с чувством к Гермионе. От Пирра долг требует женитьбы на Гермионе, но он не может. Все отказываются от разумного поведения. Единственная, кто в здравом рассудке – Андромаха.

Андромаха находит компромисс. Она соглашается идти за Пирра, чтобы не убивали ее сына. Но собирается покончить с собой после брачной церемонии. Но Гермиона узнав об этом требует, чтобы Орест убил Пирра. Орест с трудом, но соглашается. Пирр погибает, Гермиона, узнав об это, убивает себя, а Орест сходит с ума. Андромаха стала женой Пирра и должна мстить за Пирра грекам. Она отказалась от мести за Гектора и вынуждена мстить за Пирра. Теперь она царица и обязана это сделать.

Такая ситуация очень характерна для Росина. У Коренля всегда побеждает долг, а у Росина же страсти губят человека – так он показывает торжество разума.

Здесь большую роль играет прошлое героев и их происхождение. У них за спиной троянская война.

Эта трагедия показала необычность худ стиля Росина и отличие идей его трагедий от предшественников.

Наши рекомендации