Практические (семинарские) занятия
Цели изучения дисциплины
- развитие у студентов интереса к психологии интеркультурных взаимоотношений;
- повышение культурного уровня студентов, формирование их мировоззрения.
Задачи изучения дисциплины
- познакомить студентов с основными понятиями изучаемого курса;
- обозначить современную проблематику интеркультурных взаимоотношений в различных сферах жизнедеятельности;
- раскрыть роль и значение культуры как психологического феномена в контексте интеркультурных взаимоотношений;
- дать представление об исторических путях и перспективах развития межкультурных взаимодействий в туризме;
- дать представление об этнических конфликтах и способах их урегулирования;
- выделить и охарактеризовать этические основы ведения бизнеса в различных типах культур;
- дать общую характеристику взаимодействия типичных представителей различных стран.
1.2. Краткая характеристика дисциплины, её место в учебном процессе
Курс “Интеркультурные взаимоотношения в туризме” способствует получению студентами знаний об интеркультурных особенностях и различиях, основах ведения бизнеса в различных типах культур, ведущих тенденциях и перспективах международного бизнеса. Кроме того, закрепляются навыки взаимодействия с представителями различных наций и культур, и таким образом, формируется профессиональное поведение будущих специалистов. В целом курс способствует повышению культурного уровня и формированию мировоззрения студентов
Связь с предшествующими дисциплинами
Дисциплина читается после изучения таких дисциплин, как «Психология», «Профессиональная этика и этикет», дополняются и систематизируются знания, получаемые студентами в ходе изучения ими других дисциплин гуманитарного цикла.
Связь с последующими дисциплинами
Знания и умения, полученные в ходе изучения дисциплины необходимы студентам в период прохождения преддипломной практики, а также для написания диплома.
Требования к уровню освоения дисциплины
Требования к уровню освоения содержания курса
После изучения курса студенты должны:
Иметь представление:
- о ведущих национальных особенностях и различиях между представителями разных культур;
- о современной проблематике межкультурных взаимодействий в туризме;
Знать:
- основные понятия изучаемого учебного курса;
- общую характеристику типичных представителей различных стран;
- этические основы ведения бизнеса в различных типах культур;
-основные правила и способы разрешения конфликтных ситуаций в интеркультурных взаимоотношениях.
Уметь:
- определять психологические и интеркультурные характеристики человека исходя из особенностей его вербального и невербального общения;
- применять знания в области интеркультурных взаимодействий в практической сфере деятельности для организаций эффективного общения с представителями разных наций и культур;
- предупреждать и нейтрализовать межкультурные разногласия и конфликты.
Распределение учебных занятий по семестрам и тематический план изучения дисциплины
Распределение видов и часов учебных занятий дисциплины по семестрам
Таблица 1
Распределение видов и часов занятий по семестрам
Виды занятий | Всего | ||||||||||
Аудиторные занятия, в том числе: - лекции - лабораторные работы - семинарские занятия Самостоятельные занятия, в том числе: - курсовой проект (работа) - контрольная работа - иные виды СРС Итого учебных занятий | 10 8 - 2 90 - 10 80 100 | 10 8 - 2 90 - 10 80 100 |
Тематический план изучения дисциплины
Таблица 2
Тематический план изучения дисциплины
№ пп | Наименование разделов и тем | Всего (часов) | Аудиторные занятия (часов), в т.ч. | Самостоятельная работа | |
лекции | семинары | ||||
Тема 1. Введение в психологию интеркультурных взаимоотношений. | |||||
Тема 2. Этнос и этнические общности человечества. | |||||
Тема 3. Культура как социальная система. | |||||
Тема 4. Психология национального характера. | |||||
Тема 5. Черты сходства и различия российской и иных культур. | |||||
Тема 6. Интеркультурные особенности взаимоотношений в туризме. | |||||
Тема 7. Универсальные и культурно-специфические аспекты общения в интеркультурных взаимодействиях в туризме. | |||||
Тема 8. Этнические конфликты – причины и способы регуляции. | |||||
Тема 9. Этика ведения бизнеса в различных типах культур. | |||||
Тема 10. Национальные манеры и обычаи. | |||||
Контрольная работа | |||||
Всего по курсу. |
Содержание дисциплины
Теоретический курс
Тема 1. Введение в психологию интеркультурных взаимоотношений отношений.
Предмет, объект, цели и задачи изучения психологии интеркультурных взаимоотношений. Основные понятия изучаемого курса: интеркультурные взаимоотношения, национальный характер, социальный характер, ментальность, национальный и индивидуальный менталитет, этнос, нация, народ, народность, цивилизация (культура), модальная личность. Актуальность изучения интеркультурных отношений для специалистов в области туризма. Развитие и становление психологии интеркультурных взаимоотношений.
Тема 2. Этнос и этнические общности человечества.
Этнос как психологическая общность. Понятие этноса, этнической и социальной группы. Этноцентризм как социально-психологическое явление. Группоцентризм: «мы» и «они». Структура и функции этнического самосознания. Этнические группы и этническое самосознание. Концепция Л.Н. Гумилева о межэтнической комплиментарности.
Механизмы межгруппового восприятия в интеркультурных отношениях. Этнические стереотипы и процесс стериотипизации. Условия и мотивы и механизмы формирования этнических стереотипов.
Тема 3. Культура как социальная система.
Определение культуры. Регулятивная функция культуры. Ведущие признаки культуры (язык, знания, убеждения, ценности и идеология). Внешние и внутренние проявления культуры.
Классификация культур: моноактивные, полиактивные и реактивные культуры. Понятие времени у типичных представителей различных культур
Концепция «культурного шока». Составляющие (аспекты) культурного шока. Основные факторы, влияющие на адаптацию к иной культуре.
Тема 4. Психология национального характера.
Понятие национального характера. Особенности национального характера. Классический русский национальный характер. Психологические особенности «советского человека». Психологические особенности «новых русских». Национальный характер в языке и фольклоре.
Тема 5. Черты сходства и различия российской и иных культур.
Характерные особенности российской культуры. Различия и сходства англо-американской и русской культур. Различия и сходства русский и романо-германской культуры.
Влияние национальных особенностей на ход переговоров. Национальные особенности принятия решений.
Тема 6. Интеркультурные особенности взаимоотношений в туризме.
Значение и перспективы развитие туристского бизнеса в мировой экономике.
Представление о статусе, лидерстве и организации в международном бизнесе.
Поведение лидеров в различных типах культур: моноактивные, полиактивные и реактивные менеджеры.
Британский, американский, французский, шведский, азиатский, романский и арабский стили лидерства. Особенности формирования деловых отношений с типичными представителями обозначенных стилей лидерства.
«Восточная модель» представления о статусе, лидерстве и организации.
Тема 7. Универсальные и культурно-специфические аспекты общения в интеркультурных взаимодействиях в туризме.
Механизмы межгруппового восприятия. Особенности национальных стилей делового общения в Европе и Америке, Франции, Германии, Испании, Финляндии, Швейцарии. Национальные стили делового общения в странах Азии. Японский деловой стиль. Китайский деловой стиль. Арабский деловой стиль.
Тема 8. Этнические конфликты, причины возникновения и способы регуляции.
Понятие - этнические конфликты. Типы этнических конфликтов. Динамика этнических конфликтов. Индивидуальные различия как основа межгрупповых конфликтов. Теория реального конфликта. Теория социальной идентичности. Урегулирование этнических конфликтов.
Тема 9. Этика ведения бизнеса в различных типах культур.
Общие и специфические черты ведения бизнеса у представителей разных наций Этика ведения деловых переговоров, деловых контрактов. Выполнение контрактных обязательств с представителями различных типов культур. Отношение к компромиссу в различных культурах. Американская тактика взаимных уступок. Англичане и скандинавы как «мастера компромисса».
Отношение к использованию посредников в переговорах.
Типичная логика ведения бизнеса у разных народов.
Тема 10. Национальные манеры и обычаи.
Понятия: манеры и обычаи. Распространенные национальные обычаи. Некоторые странные обычаи наций, народов, народностей. Наиболее известные национальные табу.
Манеры и обычаи при приеме пищи. Принятое время еды. Манеры за столом. Количество блюд, предпочитаемые первые блюда и закуски. Оплата счета, чаевые. Дарение подарков.
Особенности делового этикета в различных культурах: государственный, дипломатический, общегражданский.
Практические (семинарские) занятия
Семинар 1. Психология национального характера. (1 ч)
Цель: изучить психологию национального характера
1. Понятие национального характера.
2. Классический русский национальный характер.
3. Национальный характер в языке и фольклоре.
Семинар 2. Интеркультурные особенности взаимоотношений в туризме. (1 ч)
Цель: изучить интеркультурные особенности взаимоотношений в туризме.
1. Межкультурная коммуникация и взаимоотношения.
2. Поведение лидеров в различных типах культур: моноактивные, полиактивные и реактивные менеджеры.
3. Особенности формирования деловых отношений с типичными представителями обозначенных стилей лидерства.
4. «Восточная модель» представления о статусе, лидерстве и организации.
Литература для семинарских занятий:
Рекомендуемая основная литература:
1. Стефаненко Т.Г. Этнописхология. –М.: Аспект –прогресс, 2008.
2. Босрок М. М. Путеводитель по обычаям и этикету. Европа. Ценнейшее руководство, как нужно действовать с самого первого шага; пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель,2008.
3. Босрок М. М. Азия: Путеводитель по обычаям и этикету; пер. с англ. – М.:АСТ: Астрель, 2007.
4. Босрок М. М. Путеводитель по обычаям и этикету. Южная Америка. Ваш незаменимый помощник; пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
5. Льюис Г.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: пер. с англ. -М.: Дело, 2006
Рекомендуемая дополнительная литература:
1. Кипнис М. Тренинг межкультурных отношений. Части 1-2 – М.:Ось-89, 2006.
2. Косолапов А.Б. Туристское страноведение. Европа и Азия: учебно-практическое пособие. -М.: КНОРУС, 2005.
3. Тен Ю. П. Культурология и межкультурная коммуникация: Учебник. – Ростов-на Дону: Феникс, 2007.
4. Деловое общение. Деловой этикет: Учеб. пособ. Для студ. вузов. – М.:ЮНИТИ ДАНА, 2008.
5. Корпоративная культура делового общения: Главные правила общения и поведения в современном обществе. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005.
6. Митчелл М. Деловой Этикет; пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель, 2005.
7. Романова Н. П. Деловой этикет на Востоке. Настольная книга бизнесмена: учеб. пособ. – М.:Восток-Запад, 2005.
8. Фихтингер, Хайнц и др. Правила хорошего тона. Как вести себя во время пребывания за границей .-М.: Омега – Л, 2006.
9. Шубина Е.В. Ритуалы: зашифрованная сила тысячелетий. -СПб.: ИГ «Весь», 2005.
10. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. – М.: ПЭРСЭ, 2002.
Лабораторные занятия
Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены.
4.4. Тематика курсовых /контрольных работ/рефератов
Основная задача выполнения контрольной работы состоит в том, чтобы студенты углубили свои знания и умения по основным вопросам курса. Студенты, не выполнившие контрольную работу не допускаются до зачета. Задания контрольной работы рассчитаны на знание ключевых терминов, на умение применять теоретические знания на практике, анализировать, строить психологическую характеристику личности, сопоставлять теорию и житейские представления.
Выполнение контрольной работы следует начинать после проработки соответствующего материала по учебной литературе. Все необходимые сведения, для выполнения контрольной работы, студенты могут найти в учебных пособиях, указанных в списке основной литературы. Для более углубленного изучения материала приводится список дополнительной литературы.
Работа оформляется на бумаге формата А4 (с одной стороны листа) в машинописном варианте (шрифт 14, интервал между сток 1,5, выравнивание «по ширине»).
Работа должна состоять из:
- титульного листа (см. приложение 1);
- ответов на тесты
Титульный лист контрольной работы необходимо оформить в соответствии с приложением к данным методическим указаниям.
Контрольная работа выполняется в форме тестирования студентов:
1. Верно ли, что в интеркультурных отношениях прослеживаются два встречных, взаимосвязанных процесса-дифференциация и интеграция?
а) да
б) нет
2. Верно ли, что с нач. ХХ в. в интеркультурных отношениях преобладает процесс интеграции?
а) да
б) нет
3. По характеристике своего отношения ко времени американцы относятся к:
а) «людям минуты»
б) «людям экстенсивной экономии времени»
в) «людям интенсивной экономии времени»
г) ни к одной из перечисленных категорий
д) к нескольким перечисленным категориям.
4. Среди перечисленных черт выделите черты, приобретённые человеком (представителем какой-либо нации) путём социализации или не унаследованные черты:
а) инстинкт воспроизводства
б) любовь к детям
в) чувство комфорта внутри иерархии
д) гнев как реакция на несправедливость
е) желание быть частью группы
5. Как называется совокупность образов и представлений, которой руководствуются в своём поведении члены социальной группы и в которой выражено их понимание мира в целом и собственного места в нём?
а) ментальность
б) менталитет
в) национальный менталитет
г) индивидуальный менталитет
д) этнос
6. Национальный язык, в наибольшей степени позволяющий избегать конфронтации и прямых ответов на заданные вопросы, - это:
а) испанский язык
б) французский язык
в) английский язык
г) немецкий язык
д) шведский язык
7. Тип, к которому относится наибольшее число членов данного общества, носит название:
а) менталитета
б) нации
в) модальной личности
г) этноса
д) народности
8. Из нижеперечисленных выделите тех людей, которые в силу своих личностных и природных особенностей быстрее и легче адаптируются к условиям новой культуры (цивилизации):
а) высокообразованные люди
б) авторитарные личности
в) малообразованные люди
г) интраверты
д) экставерты
9. Из перечисленных проявлений и элементов культуры выделите универсальные культурные элементы:
а) мифы
б) ритуалы
в) обычаи
г) приветствия
д) гостеприимство
10. Определите, в какой области научного знания сформировались такие понятия (термины) как национальный характер и психология народов:
а) культурология
б) этнология
в) психологическая антропология
г) физическая антропология
д) этническая психология
11. Правильным ли будет утверждение, что к внешним проявлениям культуры относятся грамматика, мифы и ритуалы?
а) да
б) нет
12. Какой из компонентов культуры считается наиболее устойчивым её компонентом?
а) ценности
б) знания
в) язык
г) убеждения
13. Верным ли будет утверждение, что волевое усилие и мобилизация к деятельности является составляющим культурного шока?
а) да;
б) нет.
14. Как называется изолированное, независимое существование этнических культур?
а) интеграцией;
б) ассимиляцией;
в) культурной дистанцией;
г) сегрегацией;
д) геноцидом.
15. Выделите представителей моноактивной культуры:
а) японцы;
б) немцы;
в) датчане;
г) итальянцы;
д) греки.
16. Какие из названных стилей лидерства характеризуются семейственностью или клановостью отношений?
а) немецкий;
б) шведский;
в) французский;
г) романский;
д) арабский.
17. Выделите нацию, для которой первостепенное значение в ходе ведения переговоров имеет оперативное принятие решений и заключение текущей сделки:
а) японцы;
б) французы;
в) немцы;
г) американцы;
д) мексиканцы;
е) аргентинцы.
18. Какое представление о времени в целом присуще американской культуре?
а) время, как субъективная величина;
б) время, как линейная величина;
в) циклическое представление о времени.
19. Какой из стилей лидерства характеризуется как наиболее автократический?
а) французский;
б) немецкий;
в) азиатский;
г) романский;
д) шведский.
20. К историческим (прогрессивным) народам Ф. Гегель относил:
а) всех обитателей Африки;
б) жителей Азии;
в) аборигенов Америки;
г) аборигенов Австралии;
д) европейские народы.
21. Верно ли, что до начала ХХ в.в интеркультурных отношениях преобладала дифференциация?
а) да;
б) нет.
22. К неисторическим народам Ф. Гегель относил:
а) немцев;
б) англичан;
в) американцев;
г) аборигенов Америки и Австралии;
д) всех обитателей Азии и Африки.
23. По характеристике своего отношения ко времени русские относятся к:
а) «людям экстенсивной экономии времени»;
б) «людям интенсивной экономии времени»;
в) «людям минуты»;
г) к нескольким перечисленным категориям;
д) ни к одной из перечисленных категорий.
24. Определите, какая из перечисленных ниже областей научного знания занимается изучением сходств и различий в психологии индивидов:
а) кросс – культурная психология;
б) этнография;
в) культурология;
г) этническая психология.
25. Правильным ли будет утверждение, что к внутренним проявлениям культуры относят обычаи и модели поведения?
а) да;
б) нет.
26. Из перечисленных проявлений и элементов культуры выделите универсальные культурные элементы:
а) юмор и шутки;
б) модели поведения;
в) грамматика;
г) хождение в гости;
д) ритуалы.
27. Из перечисленных наций найдите представителей полиактивной культуры:
а) французы;
б) аргентинцы;
в) швейцарцы;
г) шведы;
д) китайцы
28. Какое представление о времени в целом присуще арабской культуре?
а) время, как линейная величина;
б) время, как субъективная величина;
в) циклическое представление о времени.
29. Какой стиль лидерства характеризуется девизом: «Лидер – первый среди равных»?
а) романский;
б) немецкий;
в) американский;
г) шведский;
д) арабский.
30.Среди перечисленных черт выделите черты общие для всех людей или унаследованные черты:
а) привычка скрывать свои чувства;
б) гнев как реакция на несправедливость;
в) желание быть частью группы;
г) стремление выжить;
д) уважение к страшим.
31. Верным ли будет утверждение, что чувство неполноценности и неожиданная тревога является составляющими (аспектами) культурного шока?
а) да;
б) нет.
32. Как называется исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями культуры?
а) расой;
б) нацией;
в) этносом;
г) менталитетом;
д) ментальностью;
е) цивилизацией.
33. Из нижеперечисленных выделите тех людей, которые в силу своих личностных и природных особенностей медленнее и тяжелее адаптируются к условиям новой культуры (цивилизации):
а) мужчины;
б) женцины;
в) эстраверты;
г) интраверты;
д) авторитарные личности;
е) высокообразованные люди.
34. Какому стилю лидерства в наибольшей степени присуще следование правилу консенсуса?
а) американскому;
б) английскому;
в) французскому;
г) азиатскому;
д) шведскому.
35. Какой из перечисленных национальных языков считается наиболее красноречивым?
а) итальянский;
б) испанский;
в) японский;
г) шведский;
д) финский.