Начало и конец (Anfang und Schluß)
B целом, можно посоветовать сначала записать основную часть сочинения, и только после этого начало и конец; некоторые авторы предпочитают браться за начало только в конце работы; преимущества подобной методики очевидны. К началу относится также и заглавие; если это не сделано, то формулирование его откладывается на конец всех мыслительных усилий. (Название книги нередко осуществляется самим издателем, подчас вопреки воле самого автора - когда уже все готово.)
Часто для этой цели можно использовать подходящую начальную фразу из предлагаемого материала. Главенствующая задача при выборе такого зачина -завлечение читателя тем или иным способом. У журналистов для этого - свои стереотипы; эту часть текста они называют "Aufhänger": к эксцентричному, необычному, часто связанному с какой-либо личностью, а нередко и второстепенному вопросу "прицепляется" действительный случай.
В общих чертах можно выделить следующие типы введения:
1. Тема касается современного положения вещей (das Thema wird auf die augenblickliche Lage bezogen);
2. тема подводит историческую, социологическую, психологическую базу (das Thema wird geschichtlich, soziologisch, psychologisch untermauert);
3. тема раскрывается отвлеченно (das Thema wird begrifflich[[begreiflich]] erklärt);
4. тема в известном смысле изолирована общими рассуждениями (von einer allgemeinen Betrachtung her wird das Thema gewissermaßen eingekreist);
5. с помощью наглядного примера тема вставляется в более широкий контекст (von einem beispielhaften
Fall her wird das Thema in einen größeren Zussammenhag gestellt).
При разработке нашей темы "Individualverkehr", например, можно было бы использовать
a) собственные наблюдения за длительный период;
b) специфический опыт (скажем, впечатления от автомобильной пробки в конце недели);
c) дебаты по энергетической проблеме, например, в бундестаге или на каком-нибудь партийном съезде;
d) газетную заметку (на эту тему найти легко);
e) цитату (также нет недостатка);
О новейшую статистику по обсуждаемой тематике.
В Заключении как правило резюмируются выводы. Как введение пробуждает заинтересованность и подводит к основной части, так заключение должно подвести итог, придать работе завершенность.
У многих возникают трудности с заключительным предложением. Они, как и некоторые ораторы, никак не могут "поймать конец", найти финальную фразу. Признаемся, что умение сформулировать удачную концовку требует определенных навыков.
Одни от отчаяния хватаются за цитату. Без сомнения, подходящая цитата может емко суммировать обширные разработки темы. Сложность для автора будет лишь заключаться в лишь в следующем: как найти ту цитату, которая выразит самую суть дела? Немецкий информационно-политический журнал "Der Spiegel" лаконичную остроумную концовку отточил до совершенства. В заключительном предложении, часто состоящем всего из нескольких слов и оттого тем более впечатляющем, контекст всей статьи дается в неожиданном, поражающем ракурсе. Такому искусству подражать непросто. Но на подобных примерах можно научиться, какой эффектности можно добиться хоро-
шо продуманной, элегантно сформулированной или ритмически выстроенной концовкой.
Несколько доморощенными, но совершенно корректными являются заключительные фразы: "Wir fassen das Ergebnis unserer Untersuchungen zusammen...", "Fragen wir nun, was die entscheidenden Gründe sind, so lassen sich zwei Tatsachen hervorheben...", "Die Beobachtungen haben eines klar gezeigt..."
В качестве излюбленного приема в заключении даются также перспективы на будущее, на дальнейшее развитие. Если же кому-то никак не удается увенчать свои размышления эффектной концовкой, тому дадим один простой совет: поставить точку там, где, по его мнению, материал уже полностью исчерпал себя. Во всяком случае, это лучше, чем скрепя сердцем приладить вымученную концовку!
Запись (Niederschrift).
Если время не поджимает, рекомендуется, опираясь на уже разработанный план, сначала написать предварительный вариант. В нем самом, а также конспекте названных документов, не нужно рабски следовать уже разработанной структуре. Дело в том, что при записи неизбежно возникают новые идеи. Также иногда полезно для более продуктивного развития мысли перемещать целые абзацы.
Перед окончательной чистовой записью необходима основательная переработка текста; но в этом и заключается основная роль конспекта. Наиболее аккуратные и скрупулезные люди стараются особенно тщательно отшлифовать какую-нибудь отдельную точку зрения, просматривая ее в несколько "заходов". Разумеется, можно обратить внимание и на несколько точек зрения или их совокупность при просмотре всего текста в целом. Тогда при просмотре стоит задавать себе следующие вопросы:
1. Логичен ли ход мыслей? Убедителен ли он? Можно ли добиться большего какой-либо перестановкой?
2. Соответствует ли действительности каждый приведенный факт? Подходят ли цитаты? Верны ли цифровые данные (размеры, даты, годы, часы и минуты)? Правильно ли написаны иностранные слова, в особенности имена собственные?
3. Вызывает ли нарекания языковая форма? Нужно обратить внимание на следующие моменты: понятность, ясность выражений, разнообразие форм предложений, гладкость речи (удалять слова-паразиты, вычеркивать частицы!). Нельзя ли вялое выражение заменить на более энергичное, выразительное?
4. Все ли правильно в языковом отношении: грамматика, правописание, знаки препинания? (подсказка: в особенности обратите внимание на написание строчных букв, раздельного/слитного написания, употребления запятой перед союзом "und").
5. Плавен ли стиль? Не встречается ли стилистических сбоев? При переработке текста лучшая методика проверки заключается в чтении его вслух (когда это невозможно про себя). Также хорошо давать его прочесть кому-нибудь еще.
Универсальное правило: сокращать, а не расширять! Читатель несколько иной адресат, чем слушатель. Тому можно повторить то, что он, возможно, ухватил не сразу; читатель же сам перечтет то, что считает для себя важным.
Чистовая запись в наше время уже не рукописный оригинал, а печатный материал. Для восприятия читателю важно, чтобы не было опечаток, строчки были не слишком длинные и не налезали друг на друга (оптимальный межстрочный интервал 1,5).