База и методы исследования
В исследовании используются следующие экспериментальные и диагностические методики:
1) беседа с воспитателями;
2) опросник для воспитателей;
3) методика С. Розенцвейга (две серии);
4) наблюдение за поведением ребенка в ходе игры;
5) методика Л. Бендер;
6) анкета для родителей;
7) опросник для родителей;
8) опросник АСВ для родителей "Анализ семейных взаимоотношений детей в возрасте от 3-х до 10-ти лет" (Э.Г. Эйдемиллер).
1. Беседа с воспитателями
Цель: выделить группы агрессивных, неагрессивных детей и промежуточную группу, а также - возможные причины агрессивного поведения.
Беседа с воспитателями была проведена в самом начале исследования для предварительной оценки группы детей по степени выраженности агрессивных тенденций. На основе высказанного мнения воспитателей дети были разделены на три группы:
- агрессивные
- промежуточная группа
- неагрессивные
2. Опросник для воспитателей
Для более детального анализа поведения детей мы использовали опросник для воспитателей, состоящий из 30 пунктов, содержащих высказывания, в той или иной степени соответствующих данному ребенку (например: "Если разозлится, может ударить", "Забирает игрушки у других детей", "Сплетничает о недругах")
Цель: конкретизация результатов беседы с воспитателями; выделение категорий, по которым оценивалась степень выраженности агрессивных тенденций у детей:
- физическая агрессия
- вербальная агрессия
- косвенная агрессия
- раздражительность
- негативизм
3. Методика С. Розенцвейга
Методика рисуночной фрустрации С.Розенцвейга предложена в 1945 году автором на основе разработанной им теории фрустрации как проективная методика исследования личности.
Методика Розенцвейга принадлежит к проективным методам бихевиористской ориентации, основное внимание которых уделяется "технике" поведения в различных ситуациях.
Тест Розенцвейга (детский вариант: 1948 г., возраст: 4 - 14 лет) предназначен для исследования наиболее типичных реакций детей в ситуации фрустрации.
Стимульным материалом являются рисунки, представляющие собой модели различных житейских ситуаций, в которых одно из действующих лиц попадает в затруднительное положение. Над ним находится пустой квадрат, в который ребенок должен вписать первый пришедший на ум ответ или произнести его вслух. Над другим персонажем (изображенном слева) квадрат содержит слова, которые и отображают смысл фрустрирующей ситуации.
Материал слабо структурирован: черты и мимика изображенных персонажей отсутствуют. Это позволяет испытуемому домыслить ситуацию и характер действующих лиц.
Часто реакцией на фрустрацию является агрессия, которая сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр.
Полученные ответы оцениваются в двух планах: по направленности агрессии и её типу.
Поскольку методика имеет достаточно развернутый характер (24 карточки), для нашего исследования, как и на втором его этапе, стимульный материал методики был разделен на две эквивалентные половины, одна из которых проводилась до коррекционно-профилактической работы, а вторая -после нее.
4. Наблюдение за поведением ребенка в ходе игры
Могут быть отобраны две однотипные игры, смысл которых заключался в том, что каждый ребенок подгруппы из 7 человек в определенный момент остается вне игры (ему не хватает стула или кегли, когда после окончания музыки все должны занять свои места в кругу или схватить кеглю, количество которых на 1 меньше, чем детей). Инструкция нацеливает детей на борьбу за выигрыш, первенство.
Таким образом, целью игры являлась более полная актуализация имеющихся мотивационных тенденций у детей.
В ходе игры ведется наблюдение за каждым ребенком. Для этого была составляется специальная схума, в которой ход игры разделен на следующие этапы:
- вступление в игру,
- игровые этапы (6 этапов),
- выход из игры.
Поведение ребенка на каждом этапе фиксировалось по следующим категориям:
- выражение лица и поведение вообще,
- речь,
- агрессивные реакции (прямые),
- косвенная агрессия.
Показателем методики является частота агрессивных реакций, а также -эмоциональных проявлений, сопровождающих агрессивное поведение.
Таким образом, методика направлена на более детальный анализ поведения и эмоциональных реакций ребенка в ситуации соревновательной игры.
5. Методика Л. Бендер
Зрительно-моторный гештальт-тест Л. Бендер опубликован автором в 1938г. как методика, предназначенная в первую очередь для исследования зрительно-моторной функции, т.е. "способности к организации, интегрированию воспринимаемого и установлению связей между двигательными и зрительными структурами". В настоящее время методика также применяется для анализа степени сформированности пространственных представлений ребенка.
Испытуемому предлагается скопировать девять простых фигур каждая на отдельной карточке 10x15 см. Обширную стандартизацию гештальт-теста Л Бендер осуществила Э.Коппитц (1975). В контексте нашей работы особое внимание привлекла попытка Э.Коппитц выделить ряд эмоциональных показателей, применяющихся в случае, когда тест употребляется в качестве проективной методики для выявления у детей эмоциональных расстройств. Выделяются следующие эмоциональные показатели (в плане тенденций):
- импульсивность, плохая организация деятельности (нарушение порядка копирования, хаотичное расположение фигур на бумаге);
- эмоциональная неустойчивость, раздражительность, возбудимость, низкая толерантность к фрустрации (неустойчивая строка, переход от кружков к черточкам, повторение рисунка по собственному желанию);
- агрессивность (постепенное увеличение размеров, крупные рисунки, не хватает одного листа).
С учетом намеченных признаков необходимо ввести количественный показатель агрессивности по методике Л.Бендер в виде так называемого "индекса агрессивности".
6. Анкета и опросник для родителей
Данные методики, разработанные на кафедре возрастной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, применялись при анализе индивидуальных случаев с целью изучения социальной ситуации развития ребенка, истории его жизни, особенностей психического развития.
Качественный анализ анкеты и опросника проводился по следующим блокам вопросов:
- общие сведенья о семье (состав, возраст, уровень образования и профессия членов семьи, социально-экономический статус семьи);
- история развития ребенка;
- состояние здоровья родителей и ребенка;
- взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками;
- особенности развития ребенка (поведение, самообслуживание, общение, моторика, речь, внимание, развитие способностей, эмоции).
7. Опросник для родителей "Анализ семейных взаимоотношений" Э.Г. Эйдемиллера.
Данный опросник применяется для изучения особенностей воспитания в семье, а также для выявления причин его нарушения. Методика позволяет определить тип семейного воспитания.