Тема 1. Предмет, задачи, методы и история становление психологии развития
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Учебно-методический комплекс курса по дисциплине
Направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование»
Профили подготовки:математика и информатика и ИКТ; математика; информатика и ИКТ; экономика; иностранный язык; русский язык и литература; русский язык; родной язык и литература и русский язык; физика и информатика и ИКТ; технология; биология и химия; география и экология; биология; география; история и обществознание; история; право; физическая культура; дошкольное образование; начальное образование и информатика и ИКТ; начальное образование; мировая художественная культура
Направление подготовки: 05400.62«Психолого-педагогическое образование» Профили подготовки: психология и педагогика дошкольного образования; психология и социальная педагогика
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Пермь
ПГПУ
УДК 159.922.6(075)
ББК Ю937.4я73
П 863
Рецензент:
канд..психол .наук., зав.каф.теоретической и прикладной психологии Корниенко Д.С.
Под редакцией канд. психол. наук, профессора Е.А. Силиной
Авторы-составители: канд. психол. наук, доцент Л.Л. Баландина, канд. психол. наук, доц. М.В. Балева, асс. А.Г. Батуева, канд. психол. наук, доцент О.Н. Богомягкова, канд. психол. наук, доцент Л.Б. Вяткина, асс. Е.С. Голдобин, канд. психол. наук, доцент Т.В. Евтух, асс. А.В. Краснов, канд. психол. наук, доцент Т.А. Попова, канд. психол. наук, профессор Е.А. Силина, канд. психол. наук, доцент И.Г. Соснина, ст. преп. Э.Г. Сороковикова, канд. психол. наук, доцент Т.М. Харламова, канд. психол. наук, доцент Р.Н. Юдина,
П 863 | Психология развития:учеб.-метод. комплекс по дисциплине. Направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование» Профили подготовки:математика и информатика и ИКТ; математика; информатика и ИКТ; экономика; иностранный язык; русский язык и литература; русский язык; родной язык и литература и русский язык; физика и информатика и ИКТ; технология; биология и химия; география и экология; биология; география; история и обществознание; история; право; физическая культура; дошкольное образование; начальное образование и информатика и ИКТ; начальное образование; мировая художественная культура Направление подготовки: 05400.62«Психолого-педагогическое образование» Профили подготовки: психология и педагогика дошкольного образования; психология и социальная педагогика Квалификация: бакалавр / авт.-сост. Л.Л. Баландина, М.В. Балева, А.Г. Батуева, О.Н. Богомягкова, Л.Б. Вяткина, Е.С. Голдобин, Т.В. Евтух, А.В. Краснов, Т.А. Попова, Е.А. Силина, Э.Г. Сороковикова, И.Г. Соснина, Т.М. Харламова, Р.Н. Юдина. Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011. – 70 с. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология развития» составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100 «Педагогическое образование».
Дисциплина входит в базовую часть профессионального блока ООП. Материалы издания раскрывают содержание курса; цели и задачи изучения дисциплины; средства, формы и методы их реализации.
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, студентов, слушателей курсов.
УДК 159.922.6(075)
ББК Ю937.4я73
Утверждено: «___» __________________ 2011 г. Начальник учебно-методического управления ______________________________ | Утверждено на заседании кафедры психологии: Протокол № _______ от «___» ________________2011 г. Зав. кафедрой _______________ |
Печатается по решению учебно-методического совета
Пермского государственного педагогического университета
© Баландина Л.Л., Балева М.В., Батуева А.Г., Богомягкова О.Н., Вяткина Л.Б., Голдобин Е.С., Евтух Т.В., Краснов А.В., Попова Т.А., Силина Е.А., Сороковикова Э.Г., Соснина И.Г., Харламова Т.М., Юдина Р.Н., составление, 2011
© ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», 2011
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи изучения дисциплины………………………………….. 2. Место дисциплины в структуре ООП………………………………….. 3. Требования к результатам освоения дисциплины…………………… 3.1. Принятая структура компетенций………………………………………. 3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций…………………………………………….. 4. Объем дисциплины……………………………………………………….. 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………… 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы……………… 5. Содержание дисциплины………………………………………………… 5.1. Программа дисциплины………………………………………………….. 5.2. Темы семинарских и практических занятий……………………………. 6. Образовательные технологии…………………………………………… 6.1. Технологии аудиторной работы………………………………………… 6.2. Технологии внеаудиторной работы…………………………………….. 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов……… 7.1. Рекомендации студентам по организации самостоятельной работы при освоении курса «Психология развития»…………………………... 7. 2.Структура и содержание самостоятельной работы студентов ………. 7.2.1. Распределение часов по темам для самостоятельной работы……… 7.2.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов…... 7.3. Содержание самостоятельной работы, семинарских и практических занятий……………………………………………………………………. 7.4. Методические рекомендации по написанию рефератов………………. 8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины……………….. 8.1. Основная литература…………………………………………………….. 8.2. Дополнительная литература…………………………………………….. 8.3. Учебно-методические материалы………………………………………. 8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы…… 8.5. Материально-техническое обеспечение………………………………… 9. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации………….. 9.1. Требования и форма проведения входного контроля………………….. 9.2. Формы и содержание текущего контроля знаний……………………… 9.2.1. Формы текущего контроля знаний…………………………………... 9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций………………... 9.3. Форма и содержание промежуточной аттестации……………………... Вопросы к экзамену/ зачету…………………………………………….. |
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения дисциплины (модуля) «Психология развития»являются следующие:
§ формирование научных представлений о становлении различных сторон психики в онтогенезе, психологических закономерностях и механизмах развития;
§ формирование компетенций, связанных со способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания о развитии психики в разных возрастах, дифференцировать их и применять в профессиональной деятельности.
Основные задачи дисциплины:
1. Познакомить студентов с основными проблемами психологии развития, базовыми понятиями науки, ее историей и современным состоянием.
2. Охарактеризовать особенности когнитивного, личностного развития и социальной ситуации развития человека в разные возрастные периоды.
3. Научить студентов анализировать, систематизировать и обобщать материал, полученный как в процессе лекционных занятий, так и самостоятельной работы с теоретической литературой.
4. Научить оперировать основными понятиями и категориями предмета, выстраивать межпредметные связи между категориальным аппаратом психологии развития и ключевыми понятиями таких дисциплин как общая психология, социальная психология, а также дисциплин педагогического цикла.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Психология развития» относится к базовой части профессионального цикла Б3.
Для освоения дисциплины «Психология развития» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении дисциплин «Психология человека», «Социальная психология».
Освоение дисциплины «Психология развития» является необходимой основой для последующего изучения спецкурсов и курсов по выбору.
Изучение дисциплины является важной для прохождения бакалаврами педагогической практики.
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Принятая структура компетенций
Дисциплина способствует формированию компетенций в соответствии с ФГОС по направлению подготовки ВПО «педагогическое образование»; профиль подготовки – «Иностранный язык», «Начальное образование», «Биология», «География», «Русский язык», «Литература», «Родной язык и литература», «История», «Физика», «Информатика», «Математика», «Дошкольное образование», «Физическая культура».
1. Под компетенцией ОПК-2 «способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач» понимается способность и готовность выпускника осуществлять профессиональную деятельность, опираясь на систему базовых знаний.
В результате изучения дисциплины бакалавр должен:
иметь представлениеоб основных задачах и проблемах психологии развития, теоретических и прикладных задачах данной науки, истории её становления, значении психологических знаний о развитии человека для педагогической деятельности, базовых категориях, принципах и методах исследования в области психологии развития;
знать:сущность отечественных и зарубежных теорий психического развития; факторы, механизмы и закономерности становления психики человека; особенности психического развития на разных этапах онтогенеза;
уметьприменять знания гуманитарных, социальных наук в профессиональной деятельности, использовать полученные теоретические знания в ходе научной и практической деятельности;
владетьспособами решения профессиональных задач на основе знаний гуманитарных, социальных наук; методами диагностики особенностей психического развития человека на разных этапах онтогенеза.
2. Под компетенцией ПК-6 «способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников»понимается способность и готовность выпускника, используя различные функции, формы и виды общения, организовывать и поддерживать рациональное взаимодействие школьников различного возраста в образовательном процессе.
В результате изучения дисциплины бакалавр должен:
знать:социально-психологические основы педагогического общения; возрастные особенности общения; способы межличностного взаимодействия; инновационные технологии общения;
уметь: организовывать общение по принципу «субъект-субъектных» отношений; определять цели взаимодействия; выбирать рациональный способ организации сотрудничества; учитывать в педагогическом взаимодействии возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
владеть:способами организациисотрудничества обучающихся и воспитанников.
3. Под компетенцией ОК-7 «готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе» понимается способность выпускника, руководствуясь этическими нормами общения и учитывая особенности образовательной среды, использовать рациональные способы и приемы коллективного взаимодействия для решения общих профессиональных задач.
В результате изучения дисциплины бакалавр должен:
знать: социально-психологические основы педагогического общения, типы и стили общения, формы взаимодействия, приемы его организации; психологию конфликта и его разрешение;
уметь: организовывать общение по принципу «субъект-субъектных» отношений, учитывая особенности образовательной среды, определять цели взаимодействия;
владеть: понятийным аппаратом, способами установления контактов и поддержания взаимодействия, технологиями общения, рациональными приемами организации взаимодействия.
3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины
и формируемых компетенций
№ п/п | Наименование раздела/ темы дисциплины | Кол-во часов | Коды формируемых компетенций | ||
ОПК-2 | ПК-6 | ОК-7 | |||
I. Общие вопросы психологии развития | |||||
Предмет, задачи, становление и методы психологии развития | + | + | + | ||
Теоретические и методологические подходы к проблеме психического развития | + | + | + | ||
Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. | + | + | + | ||
II. Характеристики психического развития в разные периоды онтогенеза | |||||
Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве | + | + | + | ||
Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте | + | + | + | ||
Психическое развитие в младшем школьном возрасте | + | + | + | ||
Психологические особенности развития в подростковом возрасте | + | + | + | ||
Психологические особенности развития в раннем юношеском возрасте | + | + | + | ||
Динамика психического развития школьников в онтогенезе | + | + | + | ||
Психологические особенности развития в периоды взрослости | + | + | + | ||
Итого: |
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов по формам обучения | ||
Очная | Заочная (полная) | ||
Номера семестров: | |||
Аудиторные занятия (всего): В том числе: | |||
Лекции (Л) | |||
Практические занятия (ПЗ) | – | ||
Семинарские занятия (СЗ) | |||
Лабораторные работы (ЛР) | |||
Самостоятельная работа (СРС) (всего) В том числе: | |||
Реферат | |||
Эссе | |||
Конспект в рабочей тетради | |||
Аналитическая таблица | |||
Исследовательский проект (курсовая работа) | – | - | |
Другие виды самостоятельной работы | – | ||
Общая трудоемкость:часы/ зачетные единицы | 72ч / 2зач.ед. | 72ч / 2зач.ед. | |
Входной контроль(вид, № семестра) | тест | тест | |
Текущий контроль(вид, № семестра) | коллоквиумы, доклады, эссе, аннотирование книг, статей, аналитическая таблица, решение задач, тест | коллоквиумы, доклады, эссе, аннотирование книг, статей, аналитическая таблица, решение задач, тест | |
Форма промежуточной аттестации(экзамен, зачет) - № семестров | зачет | зачет |
4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
№ п/п | Раздел/ тема | Неделя семестра | Всего часов | Виды учебной работы студентов и трудоемкость (в часах) | |||
Аудиторная работа | Самостоятельная работа | ||||||
Лекции | Семинары/ практические | Обязательная | Дополнительная | ||||
I. Общие вопросы психологии развития | |||||||
Предмет, задачи, методы и история становление психологии развития | |||||||
Теоретические и методологические подходы к проблеме психического развития | 2-3 | ||||||
Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. | 4-5 | ||||||
II. Характеристики психического развития в разные периоды онтогенеза | |||||||
Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве | |||||||
Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте | |||||||
Психическое развитие в младшем школьном возрасте | 7-9 | ||||||
Психологические особенности развития в подростковом возрасте | 10-12 | ||||||
Психологические особенности развития в раннем юношеском возрасте | 13-15 | ||||||
Динамика психического развития школьников в онтогенезе | |||||||
Психологические особенности развития в периоды взрослости | |||||||
ИТОГО |
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Программа дисциплины
Раздел 1.Общие вопросы психологии развития
Тема 1. Предмет, задачи, методы и история становление психологии развития
Основные (ключевые) понятия:психология развития, онтогенез, методы психологии развития.
Актуальные проблемы современной психологии развития. Связь психологии развития с другими науками. Психология развития в системе психологической науки.
Предмет психологии развития. Разделы психологии развития. Значение психологических знаний о развитии человека для педагогической деятельности. Теоретические и прикладные задачи психологии развития.
Требования к методам психологии развития. Метод наблюдения в работе с детьми и принципы его организации. Эксперимент и его виды. Стратегии экспериментального исследования: метод поперечных срезов, лонгитюдный метод. Метод беседы в психологии развития. Виды и формы беседы. Метод изучения продуктов деятельности и его значение в работе с детьми. Тесты: их виды и возможности использования в практической работе. Проективные тесты в психологии развития. Близнецовый метод в решении вопроса о влиянии наследственности и среды на развитие психики ребенка. Основные приемы оценки и интерпретации результатов психологического исследования, количественный и качественный анализ.