Биологическое развитие современного человека.
Прогноз дальнейшего развития Человека разумного как биологического вида является одной из труднейших комплексных проблем современной антропологии. Развитие человека подразумевает реализацию заложенного в генах потенциала к физическому, интеллектуальному и эмоциональному развитию. Мы коснёмся только изменений физического типа человека, так как рассмотрение двух последних аспектов требует специальных знаний и подготовки.
Данные палеонтологии и эволюционной анатомии свидетельствуют о том, что вид Человек разумный существует без значительных изменений уже в течение 150–200 тысяч лет. В различные периоды, правда, наблюдались колебания средних значений некоторых показателей, таких как рост, форма головы, масса головного мозга, возраст наступления физического и полового созревания и других. Однако пока нет оснований говорить об изменениях видового комплекса Человека разумного, так как значительная часть изменений, происходящих в человеческой популяции, носит циклический характер и неодинаково представлены в различных социальных, национальных и территориальных группах.
Эти изменения рассматриваются в настоящее время не как звенья эволюционного процесса, а как фазы колебаний, охватывающие современную нам эпоху или периоды, предшествующие ей. Кстати, учёными обнаружен параллелизм “эпохальных изменений” в размерах и массивности скелета человека и животных, таких как лось, кабан, косуля, крупный рогатый скот, домашняя кошка и других.
В качестве универсального фактора, вызывающего эти колебания, предлагаются изменения геомагнитного поля Земли, уровня солнечной активности и различные социальные факторы (изменение характера питания, повышение уровня урбанизации, увеличение частоты стрессовых ситуаций, прогресс медицины и другие). Оценить вклад каждого фактора в развитие человека не представляется возможным в силу большого их количества, комплексности воздействий и недостаточной изученности.
В работах, посвящённых перспективам эволюции человека в качестве наиболее вероятных морфологических изменений, которые могут произойти с человеком, называются: редукция или исчезновение XII пары рёбер, укорочение мизинца стопы, исчезновение “зубов мудрости”, укорочение относительной длины туловища и некоторые другие. Однако недавние тщательные исследования выраженности и распространённости указанных морфологических признаков в разных человеческих популяциях позволили утверждать, что описанные эволюционные тенденции остаются только тенденциями, по крайней мере, 40 тысяч лет, что свидетельствет в пользу стабильности этих признаков. Наличие и соотношение “прогрессивных” и “рудиментарных” морфологических признаков, вероятно объясняется индивидуальной изменчивостью и не играет значительной адаптивной роли. Именно потому не происходит их отбор и не возрастает частота встречаемости в популяции. Кроме того, у человека, по-видимому, существуют механизмы стабилизирующего отбора, сохраняющего существующую биологическую организацию. Этот отбор способствует сбалансированному полиморфизму и удалению (запрету на воспроизводство) неблагоприятных изменений.
Вопросы для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям по антропологии
Тема 1: “Антропология как наука, её основные разделы.
Связь антропологии с другими науками”
1. Антропология, разделы и прикладные науки, входящие в неё.
2. Положение антропологии среди других наук, основные современные направления исследований в антропологии.
3. Специфика человека как объекта естественнонаучного изучения.
4. Роль социогенеза в формировании человека.
5. Биологическое развитие современного человека.