Оровичского педагогического колледжа Ивановой Викторией.
Тема:А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения.
Цель: создать условие для формирования представления обучающихся о А.И.Куприне; познакомиться с произведением «Барбос и Жулька», раскрыть идейное содержание рассказа.
Тип урока:комбинированный, изучение нового материала.
Задачи:
образовательная:
- познакомить с биографией А.И.Куприна;
- учить анализировать поступки героев с целью выявления мотивов поступков;
-обогащать словарный запас учащихся такими словами как репейник, сталактиты, искони, карьер, триумфальное.
развивающая:
- развивать у учащихся умение самостоятельно формулировать выводы;
- способствовать развитию художественного восприятия, воображения, эмоциональной чуткости к слову, памяти, мыслительных процессов;
- развивать мышление, умение анализировать;
-формирование умение работать с текстом; давать характеристику персонажу с опорой на текст, выделять главное, подтверждать своё мнение цитатами из рассказа.
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- отрабатывать навык осознанного чтения
воспитательная:
- прививать любовь к животным;
-пробудить интерес к личности А.И.Куприна.
Литература:
Оборудование:портрет писателя, учебник, видеоролик, презентация, карточки со словосочетаниями.
Эскиз доски:
Ожидаемые результаты:знание биографии А.И.Куприна; умение отвечать на вопросы, с опорой на текст; умение давать характеристику главных героев и окружающей их среде.
Этапы урока | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приёмы | Формирующие УУД | ||
I.Организационный момент | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Виктория Владимировна и сегодня я у вас проведу урок литературы. -Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Поэтому ваш успех на уроке тоже в ваших руках. Желаю вам удачи и хорошего настроения! | -приветствие учащихся, -проверка готовности к уроку, - мотивация учащихся к активной и осознанной учебной деятельности через притчу | - приветствуют учителя; - настраиваются на урок; - настроиться на позитивную работу; слушать, быть внимательными к учителю. | -установка на внимание, -проверка готовности к уроку, -рассказ, психологический настрой | Регулятивные: концентрация внимания, психологический настрой на формирование определенных учебных умений и навыков, психологический настрой на успешность обучения. | ||
II.Постановка цели и задач урока. мотивация учебной деятельности -чтение стихотворения. | ( видеоролик «С голубого ручейка начинается река) -Как вы думаете, после просмотра видеоролика, о чём сегодня мы будем говорить на нашем уроке? (о дружбе) -Свой урок я хочу начать со стихотворения. А вы определите о каких героях мы будем вести разговор на уроке. На свете множество собак- И на цепи и просто так: Собак служебных - пограничных, Дворовых «шариков» обычных, И молодых пугливых шавок, Что тявкать любят из-под лавок, И тех изнеженных болонок, Чей нос курнос, а голос тонок, И ни на что уже не годных- Бродячих псов всегда голодных. -Как вы думаете, о ком пойдёт речь сегодня на уроке? Кто будет героями нашего урока? (собаки) -Вы посмотрели видеоролик, послушали стихотворение как выдумаете о чём мы будем разговаривать на уроке? (о дружбе собак) -Тема нашего урока А.И. Куприн «Барбос и Жулька». | - вводит учащихся в тему; -чтение стихотворения. | -просмотр видеоролика -внимательно слушают учителя. | Видеоролик, наглядный метод. -чтение стихотворения. | Предметные: внутренняя потребность включения в учебную деятельность, -развитие познавательного интереса учащихся; -понимание содержания текста; -ответы на вопросы по прочитанному; осуществление анализа | ||
III.Первичное усвоение новых знаний Знакомство с текстом Беседа по первичному восприятию. Словарная работа. Слайд. Работа со словосочетаниями. Работа в парах. Слайд. Карточки. Выполнение задания в рабочей тетради. Подведение итогов. Домашнее задание | -Перед тем как мы перейдём к прочтению рассказа, давайте познакомимся с А.И.Куприным. -Что вы знаете об этом писателе? (ответы детей) Фамилия Куприн происходит от названия речонки в Тамбовской губернии - Купры. Куприн родился в семье мелкого чиновника в 1870 году 7 сентября. Отец его умер, когда мальчику не было и четырех лет. Семья осталась без денег, и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме, мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион, затем в военное училище. Куприн был добрым, отзывчивым и талантливым человеком с широкой душой. Посмотрите на портрет писателя: это широкоплечий, коренастый мужчина с добрыми глазами. Его взгляд пронизан любовью и теплотой души. Он был очень необыкновенным человеком. Куприну было интересно всё новое: когда появились первые воздушные шары, они одним из первых поднялся на воздушном шаре. Затем летал на самолете и чуть не погиб, когда самолет начал падать. Это был отважный человек. Он мог в бурю с рыбаками выйти в открытое море в старой лодке. Спускался в скафандре на морское дно. Он работал корреспондентом газеты, зубным врачом, грузчиком арбузов, был певчим в хоре и даже суфлёром (суфлёр-это работник театра, который следит за ходом репетиций, спектакля по тексту пьесы и подсказывает по необходимости актёрам текст роли.) Всё творчество Александра Ивановича Куприна дышит любовью к Родине, трудолюбивому народу, щедрой природе, к животным и людям, а также великому русскому языку. -Двайте сделаем вывод:что интересного узнали о Куприне? О ком он написал много рассказов? (о животных) -Как вы думаете, кого называют друзьями? Какими качествами должны обладать друзья? (заслушиваются ответы детей) -Поработав над текстом, мы должны ответить на следующие ключевые вопросы, озвучьте их. Можно ли назвать друзьями героев этого произведения? Могут ли дружить животные так же как люди? Способны ли собаки совершить «подвиг» во имя друг друга? -Как вы думате, что такое подвиг? (доблестное, важное для многих людей действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях.) -А сейчас мы перейдём к прочтению текста. Начну я, вы следите и продолжите чтение по цепочке. Понравился ли вам рассказ? Какие чувства вызвал у вас рассказ? Что поразило, удивило в этом рассказе? Какое настроение вызвал у вас этот рассказ? -Ребята, встретились вам непонятные слова? Познакомимся с их значением Репяхами – репейник, крупное многолетне травянистое растение. По-другому называется лопух большой или репейник. Сталактитов- сосульки, наросты, свисающие с потолка пещер. Искони- издавна. Лицемерные- неискренние. Карьер- самый быстрый конный бег. Триумфальном- победном Фестон- один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавески. -Я нашла для себя некоторые словосочетания, значение которых мне непонятно. Поработав в группах, объясните мне значение этих словосочетаний. -Ваша задача работая в парах разобрать значение этих словосочетаний. «УШИ НОСИЛИ НА СЕБЕ СЛЕДЫ БОЕВЫХ СХВАТОК» « НЕЗАВИСИМЫЙ ХАРАКТЕР» «ДЕЛИКАТНАЯ ВЕЖЛИВОСТЬ» « СПРАВЕДЛИВЫЙ ГНЕВ» «ПАНИЧЕСКИЙ УЖАС» «ПОДЗАДОРИВАЯ ДРУГ ДРУГА» « ПРИСЛУГА КАЗАЛАСЬ ТРОНУТОЙ» -Проверим вашу работу устно. -Теперь перейдём к анализу текста. -Кто главные герой рассказа?(Барбос и Жулька) -Зачитайте как автор описывает Барбоса. (невелик ростом, приземист, широкогруд, длинная, чуть вьющаяся шерсть, шерсть с колючками «репяхами», уши со следами боевых схваток.) -Зачитайте как автор описывает Жульку. (маленькая, тонконогая, гладкая, чёрная шерсть с жёлтыми подпалинами) -Проанализируем характер Барбоса. Докажите своё мнение текстом. (верность, независимость, разбойничья натура, неаккуратный) -Проанализируйте характер Жульки. Докажите своё мнение текстом(деликатность, застенчивость, вежливость) -Мы проанализировали внешность героев, теперь с помощью этого выполните задание из рабочей тетради на стр.77 №2. Запишите в два столбика характеристики Жульки и Барбоса. -Как вы думаете эти две собаки отличаются только внешностью? (нет, характером) -Прочитайте задание, и выполните его самостоятельно. (Каким ты представляешь себе Барбоса и Жульку? Какими чертами характера обладает Барбос, а какими – Жулька?) -Проверим ваши ответы устно. -А что связывало двух этих собак? (дружба) -Давайте попробуем разделить этот рассказ на части и назвать их. 1 часть- Как можно озаглавить эту часть? (описание собак) 2 часть-Как можно озаглавить эту часть? (бешенная собака) 3 часть-озаглавьте эту часть. ( «Подвиг Жучки») -Ребята, в начале урока я задавала проблемные вопросы, давайте вернёмся к ним и ответим на эти вопросы: Можно ли назвать друзьями героев этого произведения?(да можно) Могут ли дружить животные так же как люди?(да) Способны ли собаки совершить «подвиг» во имя друг друга?(да) -Вспомните пословицы и поговорки о дружбе. -Теперь посмотрите на экран, прочитайте пословицы о дружбе. - Какой из этих пословиц вы бы озаглавили рассказ? (Без беды, друга не узнаешь. Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает. Друг познаётся в беде.) -Давайте теперь поставим оценки за урок. Кто считает, что заслуживает за урок отлично, встаньте. Кто считает, что заслуживает хорошо? Перечитайте рассказ ещё раз, но концовку измените, придумайте свою. | -знакомит учащихся с писателем Учитель ставит проблемный вопрос. начинает читать текст. -ведёт анализ первичного восприятия произведения; Раскрывает значение непонятных слов -раздаёт карточки. Задание в рабочей тетради. Составление схемы на доске -выясняет у учащихся идею произведения; - слушает личное мнение каждого учащегося; -проверяет полученные знания учащихся; -выставляет оценки; -благодарит учащихся за работу на уроке. | -акцентируют всё внимание на рассказ учителя; Слушают внимательно и следят. Читают текст - формируют понятийный аппарат Анализируют характеристику главных героев рассказа. Ищут в тексте и зачитывают ответ. -работают в парах по карточкам. Выполнение задания в рабочей тетради. Составление схемы вместе с учителем -отвечают на поставленные вопросы учителя, подводят итог своей работы на уроке; -проводят самооценку своей деятельности (работе) на уроке; -выставляют себе оценки. | -рассказ учителя Чтение произведения вслух. | Коммуникативные: умение отвечать полным ответом; Ещё???? Коммуникативные: умение в полной мере выражать свои мысли; Познавательные: -осознание структуры рассказа; -формулировка выводов на основе полученных знаний, сформированных умений, приобретённого опыта; -построение ответов на вопросы по изучаемому материалу. Предметные: понимание содержания текста; ответы на вопросы по прочитанному; осуществление анализа произведения; определение последовательности развития сюжета; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, классификации; Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | ||
Учитель ____________________ Методист_______________________