Формирование сплоченной группы
Трудовой коллектив можно определить как организованную группу людей, объединенных социально значимой целью и системой непосредственных взаимоотношений в процессе труда.
Первичный трудовой коллектив характеризуется соответствующими структурами и выполняет определенные функции. Его развитие происходит в соответствии с социально-психологическими процессами групповой динамики, основными из которых являются:
• общение работников;
• сплоченность коллектива;
• трудовые конфликты;
• руководство и лидерство и т.д.
Трудовые коллективы могут классифицироваться по:
а) месту в общественном разделении труда: сфера материального производства, обслуживания, наука, культура и т.п.;
б) отраслевому признаку: промышленное строительство, сельское хозяйство, сфера услуг и т.п.;
в) численности работающих в коллективе: большие, средние, малые (первичные);
г) месту в системе управления: коллектив бригады отдела, цеха, предприятия.
Трудовой коллектив выполняет следующие функции:
1) целевая - основная функция, ради которой организован коллектив;
2) интегративная - процесс объединения сотрудников, их разрозненных действий в единый сплоченный коллектив;
3) функция развития личности - одна из важнейших задач коллектива, которая заключается в удовлетворении материальных и духовных потребностей преподавателей и сотрудников;
4) воспитательная - создание условий для усвоения каждым преподавателем групповых норм поведения.
Ценностная ориентация группы - социально обусловленная направленность сознания и поведения группы, имеющая общественную и групповую значимость, выражающуюся в предпочтительности отношений к тем или иным объектам.
Социальная установка - готовность коллектива к определенной оценке ситуации и способу деятельности в ней, предрасположенности к тем или иным событиям, людям, предметам.
Традиция - способ реализации устойчивых общественных отношений, поддерживаемых силой общественного мнения, коллективных привычек и убеждений.
Морально-психологический климат - преобладающий в коллективе относительно устойчивый эмоциональный настрой, в который включаются настроения людей, их эмоциональные переживания и волнения, отношения друг к другу, окружающим событиям.
Сплоченность - одно из наиболее важных качеств, определяющих эффективность групповой деятельности. Детерминантами сплоченности являются:
1)время существования группы: слишком короткий срок не позволяет достигнуть высокого уровня сплоченности, а слишком долгий может привести к снижению достигнутого уровня;
2)численность группы: увеличение количества членов группы (свыше девяти человек) может повлечь за собой снижение сплоченности;
3)возраст членов группы: более сплоченными считаются коллективы, члены которых являются ровесниками;
4)внешняя угроза: руководитель часто не учитывает, что исчезновение внешней угрозы часто приводит к нарушению сплоченности;
5)предшествующий успех: гордость за совместные достижения усиливает сплоченность, а неудачи, напротив, снижают ее. Общие установки и ценностные ориентации (например, религия и этика) также способствуют сплочению группы.
Росту сплоченности способствуют демократичность процедур, участие членов группы в принятии решений.
Эффективность совместной деятельности связана:
• с эмоциональной близостью участников совместной деятельности, которая, однако, не должна переходить определенные границы;
• с участием членов группы в установлении целей совместной деятельности;
• с взаимозависимостью, которая предполагает взаимопомощь, взаимную компенсацию недостатков, значимость каждого участника для группы и выполнения общей задачи;
• со своевременным и умелым разрешением конфликта;
• с отказом от сокрытия конфликтов, откровенным обменом мнениями при их разборе, поиском решений истинного согласия;
• с особенностями руководства группой, которые предполагают способность лидера отказаться от лишних амбиций, служить примером для других, соблюдать определенную дистанцию с подчиненными;
• со сплоченностью группы.
Эффективность работы организации во многом зависит от уровня подготовки, квалификации, специальных и профессиональных навыков менеджера, его умения формировать благоприятный морально-психологический климат, организовать производственный процесс и от многих других его качеств как руководителя.
Оптимальная численность коллектива должна определяться нормами управляемости, возможностью руководителя держать в поле зрения внутренние взаимосвязи между членами коллектива и управлять людьми, обеспечивая решение производственных и социальных задач.
Сплоченность и совместимость людей в коллективе, морально-психологический климат определяются и правильным подходом к формированию коллектива с учетом социально-психологических факторов: численности, возраста, пола, уровня образования, типа темперамента и др.
По возрастному признаку члены коллектива могут быть также разнообразны, и тогда они дополняют друг друга: так, молодежь более энергична, более работоспособна, но профессиональное мастерство ее явно невысокое; кадровые работники обеспечивают высокое качество работы за счет опыта и накопленных знаний, но зачастую менее инициативны.
Психологическую совместимость молодежи и кадровых работников может обеспечить наличие в организации людей промежуточных возрастов, играющих роль своеобразных психологических мостов.
Различен характер взаимоотношений в мужских и женских коллективах. В разнополом коллективе отношения товарищеской взаимопомощи развиваются благоприятней; в однополых коллективах ниже уровень дисциплины и производительность труда, выше потери рабочего времени. Руководить смешанным коллективом легче.
Объединение в организации людей с разным уровнем образования стимулирует членов коллектива повышать профессиональное мастерство, делает их контакты более привлекательными, более интересными.
Большое значение при формировании коллектива имеет учет типов темперамента людей: как правило, людьми одного типа темперамента руководить очень сложно, между ними трудно обеспечить психологическую совместимость.