Объем часов по производственной практике (научно-исследовательская работа)
Рег. №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Производственной практики
Б2.П.1 НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Направление подготовки 37.03.01–Психология
Профиль - Общий
Санкт-Петербург
Рабочая программа практики составлена в соответствии с требованиями:
- ФГОС ВО по направлению 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Министерства образования и науки от «07» августа 2014 г. № 946;
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1367 (ред. от 15.01.2015) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;
- учебного плана АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» по направлению 37.03.01 Психология.
Составитель: к. психол. н., доц. Куницына И.А., к. психол. н., доц. Яхудина Е.Н.
Рецензент:к. психол. н., доцент кафедры ОПП Бойко Е.А.
Рассмотрено на заседании кафедры общей и прикладной психологии 31.08.2016 г. (протокол № 2, от «31» августа 2016 г.).
Соответствует требованиям к содержанию, структуре, оформлению.
Заведующий кафедрой ОПП ___________ Маклаков А.Г.
Рабочая программа соответствует требованиям к содержанию, структуре, оформлению.
Согласовано:
Зав. библиотекой ________________ М.Е.Харитонова
Рекомендовано к использованию в учебном процессе.
Язык обучения - русский
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Процесс выполнения научно-исследовательской работы направлен на формирование следующих компетенций
Таблица 1
Содержание компетенций и планируемые результаты прохождения практики
№ п/п | Индекс компе- тенции | Содержание компетенции (или ее части) | В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: | ||
знать | уметь | владеть | |||
ОК-5 | способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия | Основные методы эффективной коммуникации при решении задач межличностного и межкультурного взаимодействия | Использовать различные формы устной и письменной коммуникации при решении научно-практических задач современной психологии | навыками установления межличностного и межкультурного взаимодействия | |
ОК-6 | способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | Особенности людей различной социальной, этнической и конфессиональной принадлежности | Учитывать особенности социальной, этнической и конфессиональной принадлежности людей при решении научно-практических задач современной психологии | Навыками организации психологических исследований толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | |
ОК-7 | способность к самоорганизации и самообразованию | Основные приемы организации самостоятельной деятельности в том числе в области саморазвития | Самостоятельно определять основные этапы профессионального и личностного развития | Навыками самоорганизации при решении научно-практических задач современной психологии | |
№ п/п | Индекс компе- тенции | Содержание компетенции (или ее части) | В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: | ||
знать | уметь | владеть | |||
ПК-6 | способность к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности | Основные тенденции развития и задачи современной психологии | Решать научно-исследовательские и практические задачи в области психологии | Навыками постановки профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности | |
ПК-7 | способность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии | Порядок организации и осуществления психологических исследований | Осуществлять психологические исследования | Навыками применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии | |
ПК-8 | способность к проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии | Методологию проведения стандартного прикладного исследования в области психологии | Использовать стандартные психодиагностические и психокоррекционные методы при решении психологических задач | Владеть навыками проведения стандартного прикладного исследования в определённой области психологии | |
ПК-9 | способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях | Основные методы анализа проблем человека | Осуществлять анализ проблем человека и социализации индивида | Навыками анализа профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях | |
№ п/п | Индекс компе- тенции | Содержание компетенции (или ее части) | В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: | ||
знать | уметь | владеть | |||
ПК-11 | способность к использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека | Основные дидактические приемы современной педагогики. | Использовать Дидактические приёмы при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ | Навыками реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека | |
ПК-12 | способность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества | Основные приемы, используемые при организации просветительской деятельности | Осуществлять просветительскую деятельность среди населения с целью повышения уровня психологической культуры | Навыками организации просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры |
2. Место практики в структуре ОП:
Цель практики: закрепление знаний и умений, необходимых для проведения психологического исследования.
Задачи практики:
· закреплять умение формулировать цели и задач, объекта, предмета, гипотезы, теоретической новизны и практической значимости исследования актуального для психологической науки;
· закреплять умение организовывать психологическое исследование: подбор репрезентативной выборки и психодиагностических методов и методик, соответствующих цели исследования;
· закреплять умение проводить психодиагностическое обследование и интерпретацию полученных результатов;
· закреплять умение правильно выбирать и грамотно применять математико-статистические методы обработки данных.
· закреплять умение составлять научный отчет о результатах психологического исследования с использованием разнообразного иллюстративного материала.
Производственная практика (научно-исследовательская работа) является одной из составляющих профессионального образования при подготовке бакалавров в области психологии. Она относится к Блоку 2 (Б2) «Практики». Научно-исследовательская работа является одной из форм проведения производственной практики.
Производственная практика (научно-исследовательская работа) проводится на 3 курсе (6 семестр) в соответствии с учебным планом подготовки бакалавров по направлению 37.03.01–Психология (профиль – общий). Продолжительность научно-исследовательской работы составляет 4 недели.
Производственная практика может проводиться на предприятиях, в учреждениях и организациях различных правовых форм на договорной основе.
Для руководства производственной практикой назначается руководитель практики от кафедры общей и прикладной психологии, а также руководитель практики от организации.
Во время выполнения научно-исследовательской работы происходит закрепление знаний, умений и навыков, которые были получены при изучении таких дисциплин как: «Общепсихологический практикум» (Б1.Б.13), «Психодиагностика» (Б1.Б.31), «Психодиагностический практикум» (Б1.Б.32), «Математические методы в психологии» (Б1.Б.33).
После изучения дисциплины обучающиеся смогут использовать сформированные компетенции при выполнении выпускной квалификационной работы (ВКР), а также в дальнейшей практической и научно-исследовательской деятельности.
ОБЪЕМ ЧАСОВ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА)
Общая трудоемкость производственной практики (научно-исследовательская работа) составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.
Распределение часов учебной работы студента в период прохождения производственной практике(научно-исследовательская работа) и распределение компетенций представлено в таблице 2.
Таблица 2
Объем часов и зачетных единиц по производственной
практике (научно-исследовательская работа)
Наименование раздела (модуля) | Формируемые компетенции | Количество часов | |
1. Подготовка и проведение психологического обследования | ОК-5, ОК-6, ОК-7, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12 | ||
2. Обработка индивидуальных результатов и заполнение протоколов психологического обследования | ОК-5, ОК-6, ОК-7, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12 | ||
3. Написание индивидуальных психологических заключений | ОК-5; ОК-6; ОК-7; ПК-1; ПК-6; ПК-7; ПК-8; ПК-9; ПК-10; ПК-11, ПК-12 | ||
4. Составление таблицы исходных данных в программе excel | ОК-5; ОК-6; ОК-7; ПК-1; ПК-6; ПК-7; ПК-8; ПК-9; ПК-10; ПК-11, ПК-12 | ||
5. Математико-статистическая обработка данных | ОК-5; ОК-6; ОК-7; ПК-1; ПК-6; ПК-7; ПК-8; ПК-9; ПК-10; ПК-11, ПК-12 | ||
6. Составление группового психологического заключения | ОК-5; ОК-6; ОК-7; ПК-1; ПК-6; ПК-7; ПК-8; ПК-9; ПК-10; ПК-11, ПК-12 | ||
7. Оформление отчета о практике и дневника практиканта | ОК-5; ОК-6; ОК-7; ПК-1; ПК-6; ПК-7; ПК-8; ПК-9; ПК-10; ПК-11, ПК-12 | ||
Итого: |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА)
Содержание производственной практики соответствует объему знаний студентов, полученных при изучении учебных дисциплин. Предусмотрены задания различной степени самостоятельности и сложности выполнения.
Студентам во время производственной практики необходимо выполнить следующую работу:
1. Выбрать тему психологического исследования и обосновать ее актуальность.
2. Сформулировать цель, задачи, объект, предмет, гипотезу исследования.
3. Подобрать три психодиагностических метода (методики), разработать бланк фиксации результатов, подготовить стимульный материал.
4. Определить оптимальное время и место обследования испытуемых, а также форму проведения обследования (групповую или индивидуальную).
5. Провести психодиагностическое обследование 20 испытуемых по выбранным методикам.
6. Обработать полученные результаты (подсчитать сумму «сырых» баллов, определить шкальные оценки, уровень выраженности изучаемой характеристики).
7. Построить таблицу исходных данных.
8. Провести частотный анализ данных.
9. Провести сравнительный анализ данных.
10. Провести корреляционный анализ данных.
11. Составить отчет о результатах научно-исследовательской работы с указанием результатов математико-статистического анализа данных и разнообразного иллюстративного материала (таблицы, рисунки).
5. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ, КОТОРЫМИ ОВЛАДЕВАЮТ ОБУЧАЮЩИЕСЯ В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА)
Профессиональные функции, а также система знаний, умений и навыков, обеспечивающая владение этими функциями, представлены в таблице 2.
Таблица 3
Система знаний, умений и навыков обучающихся,
обеспечивающая овладение профессиональными функциями
Профессиональные функции | Система знаний, умений и навыков студентов, обеспечивающая овладение профессиональными функциями |
1. Организация психологического обследования | 1.1. Знание требований к условиям проведения тестирования 1.2. Знание основных этапов психодиагностического обследования 1.3. Знание требований к психодиагностическим методикам |
2. Проведение психологического обследования | 2.1. Знание этических стандартов психологов 2.2. Умение устанавливать контакт с испытуемыми 2.3. Умение проводить психологическое обследование в соответствии с правилами, предусмотренными авторами методики |
3. Обработка результатов психологического обследования | 3.1. Умение проводить количественную и качественную обработку результатов обследования в соответствии с правилами, предусмотренными авторами методики |
4. Составление индивидуального психологического заключения | 4.1. Знание теории психологического диагноза и типов психологического заключения 4.2. Умение интерпретировать результаты тестирования, составлять психологический портрет испытуемого 4.3. Умение прогнозировать развитие личности с учетом выявленных психологических особенностей 4.4. Умение разрабатывать практические рекомендации на основании результатов тестирования |
5. Математический анализ психологических данных | 5.1. Знание основных математических методов анализа психологических данных 5.2. Умение применять основные математические методы анализа психологических данных |
6. Составление группового психологического заключения | 6.1. Знание основных требований к составлению группового психологического заключения 6.2. Умение обобщать результаты тестирования, интерпретировать выявленные факты 6.3. Умение оформлять иллюстративный материал, облегчающий восприятие результатов тестирования 6.4. Умение делать выводы по результатам обследования группы испытуемых |