Условия и этапы развития движений
Однажды возникнув, всякое массовое общественное движение характеризуется несколькими базовыми признаками, позволяющими оценить его настоящее и будущее. Как уже говорилось, к числу таких признаков относятся:
• его роль в данном обществе;
• реальная и потенциальная социальная база;
И набор целей и идеалов;
я сфера приложения основных усилий; • степень организованности движения;
• его социальная сущность (знаменитый вопрос: «Кому это выгодно?»);
• глубина требуемых этим движением социальных изменений.
Однако главными всегда являются вопросы о принципиальном характере движения и о глубине требуемых им преобразований, которые, естественно, прямо связаны с самым важным опросом — об избираемом способе социальных преобразований. Революционное или реформистское это движение? В современной практике это главный вопрос.
Е. Вятр, исследуя исключительно политические движения, предлагал разделять их на консервативные, реформаторские, революционные и контрреволюционные движения. «Первые стремятся сохранить существующий порядок вещей, допуская лишь минимальные и абсолютно необходимые изменения; они выступают как против попыток уничтожения строя, так и против его последовательного преобразования». Реформаторские движения, «хотя и стоят на позициях сохранения существующего строя и выступают против попыток его свержения, однако стремятся в большей или меньшей степени реформировать его». Революционные движения в принципе «отвергают существующий строй и стремятся заменить его другим». Наконец, контрреволюционные движения, «направленные против какого-либо строя, формировавшегося в результате победы революционных или реформаторских движений, стремятся заменить его прежним строем» (Вятр, 1979).
В общем виде, по Вятру, политические движения проходят пять основных стадий в своем развитии.
1. Создание предпосылок движения. Сначала возникает неудовлетворенность существующим положением или потребность в действиях ради упрочения существующего положения перед лицом реальной или мнимой угрозы, затем устанавливаются неформальные контакты между людьми, сеть таких контактов становится базой движения, после чего происходит выработка первых мнений о необходимо-
Глава 3.6. Психология политических партий и массовых движений 337
сти движения. «Этот механизм характерен для движений, возникающих спонтанно, снизу. Иначе создаются политические движения, инициаторами которых являются какие-либо центры политической или экономической власти. В этом случае предпосылки будущего движения создаются сверху, путем пропагандистского воздействия и рекрутирования сторонников».
2. Артикуляция стремлений. На этой стадии разрозненные и индивидуальные
стремления приобретают интегрированную форму, вырабатываются программы,
выступают лидеры, формулируются цели и задачи. «Артикуляция общих стрем
лений является обязательной стадией развития каждого политического движе
ния».
3. Агитация. Задача этой стадии — привлечение новых участников и сторонников,
всемерное укрепление позиций движения в обществе и его «массовизация».
4. Развитая политическая деятельность. Усилия концентрируются на попытках
проведения в жизнь программы движения путем борьбы за власть или оказания
влияния на правительство. Внешне именно эта стадия и «является подлинной
историей крупных политических движений».
5. Затухание политического движения. Эта стадия связана с достижением целей или
признанием их неосуществимыми. Подчас некоторым движениям удается отда
лить эту фазу, если они меняют облик и форму, выдвигают новые задачи, привле
кают новых сторонников. Например, осуществление требования отмены рабовла
дения, сыгравшее значительную роль в создании республиканской партии США
в середине XIX века, не помешало этой партии сохранить позиции в политичес
кой жизни страны благодаря переориентации на новые задачи и новую полити
ческую клиентуру.
Так выглядит, в целом, достаточно обобщенная картина развития массовых политических движений. Конкретный анализ, однако, дает возможность рассмотреть основные виды массовых движений более подробно.
Революционные движения — это движения, направленные не на частичное изменение существующего положения вещей, а на его принципиальное изменение путем ниспровержения силой. Поэтому оно всегда обладает большой социальной силой и энергетикой, захватывающей и вовлекающей в себя значительные массы людей.
По мнению Я. Щепаньского, для развития революционного массового движения обычно необходимо, чтобы недовольство и состояние беспокойства охватило очень широкие массы, затронуло существенные жизненные потребности так, чтобы возникли сильные мотивы, побуждающие людей к участию в таком движении. При этом власти должны создать такие условия, при которых нет никаких возможностей для свободной деятельности лидеров и организаторов данного движения — последние с самого начала сталкиваются с жесткими репрессиями. «Обиженных», тем более из числа «защитников народа», в массе всегда любят и ценят. Соответственно, своими репрессиями власти должны внести свой «вклад» в развитие революционного движения. Само же движение такого типа должно руководствоваться особыми целями и методами их достижения: «Цели и методы являются следствием причин, вызывающих социальное беспокойство, и условий, делающих невозможной реформу. Следовательно, революционные движения — это движения, направленные не к реформе существующего положения вещей, а к его принципиальному изменению путем его ниспровер-
338 Часть 3. Массовые социально-психологические явления
жения силой. Поэтому оно должно мобилизовать большую социальную энергию,... должно обладать общественной идеологией, дающей представление о новом общественном порядке, должно иметь формальную организацию — зачаток власти, способный руководить революцией и стать политической властью» (Щепаньский, 1969). Другими словами, оно должно иметь свое «ядро» — обычно революционную партию, о чем разговор пойдет дальше.
Периоды развития революционного движения обычно выглядят следующим образом:
1) период социального беспокойства, недовольства, брожения;
2) беспокойство охватывает интеллектуалов, которые формируют новую идеологию,
дающую представление о желательном общественном порядке;
3) возникновение целевых организаций партийного типа, готовящих социально-по
литические действия и программы будущих политических перемен, — эти орга
низации в будущем обычно становятся основой для мобилизации все более ши
роких масс, что придает движению реально массовый, общенациональный харак
тер;
4) взрыв революционных настроений, перерастающих в действия, переворот;
5) период власти, осуществляемой переходными, умеренно-компромиссными груп
пами;
6) мобилизация и массовое распространение экстремистских групп, подъем массо
вого движения, опасающегося, что «умеренные» не защитят достигнутых перемен;
7) захват власти экстремистами и период террора для подавления контрреволюции;
8) спад массового террора, постепенная стабилизация нового порядка, умиротво
рение экстремистских настроений или, в ином варианте, реставрация старого по
рядка.1
Понятно, что не все революции и революционные движения должны иметь именно такой ход развития. Приведенная схема разработана на основе анализа хода прежде всего великих революций. Известны также и революции бескровные, без периода террора, или же с «пропусками» каких-то иных этапов и стадий.
Реформаторские движения.В отличие от революционных, массовые реформаторские движения обычно возникают, когда состояние социально-политического беспокойства охватывает сравнительно ограниченные круги и общности, когда совместные стремления людей к изменению существующей ситуации не сталкиваются с репрессиями со стороны властей, когда лидеры движения обладают свободой действий, пользуются средствами публичной связи с общественностью и когда неудовлетворенные потребности, запросы и притязания людей касаются далеко не самых значимых сторон их повседневной жизни. В силу этого подобные движения обычно не достигают таких значительных масштабов массовости, как революционные движения, — как правило, в них просто не хватает для этого эмоционального тонуса, напряжения и притягательности. Такие движения часто могут институционализироваться и действовать в форме добровольных объединений, в рамках установленного социального порядка и существующей общественно-политической системы, стремиться к проведе-
1 См.: GorrowB.J. The Comparative Study of Revolution.// Midwest Sociologist. 1955. Vol. 17. P. 54— 59.
Глава 3.6. Психология политических партий и массовых движений 339
нию желаемых изменений законодательным путем или посредством изменений внутри действующих институтов системы.
Примерами реформаторских движений принято считать движение за эмансипацию женщин, профессиональные движения, просветительские движения, антиалкогольное движение, движение в защиту животных, различные филантропические движения и т. д. По своей сути, это эволюционные достаточно массовые движения со всеми их особенностями и ограничениями.
Этапы развития эволюционных движений обычно выглядят следующим образом:
1) состояние социального беспокойства, охватывающего некоторые круги и общно
сти по поводу определенного положения дел, вызывающего недовольство;
2) спонтанное возникновение на базе данного состояния различных форм агитации,
дискуссий, пропаганды, посредством которых идет поиск путей разрешения про
блемы, — это осуществляется людьми, наиболее остро ощущающими недоволь
ство или обладающими определенными представлениями о том, что следует из
менить в жизни;
3) в результате такой спонтанной деятельности возникает сознание некоторой общ
ности целей, создаются круги и свободные неформальные группы людей, объе
диненных скорее не чувством, а именно сознанием общности целей; выделяются
лидеры, которые иногда могут обладать чертами «пророков» и «провидцев» —
идеологов, создающих представление о новом порядке или новом положении ве
щей;
4) такие спонтанно возникающие круги и группы для реализации своих целей фор
мируют объединения, имеющие управление, организацию, статусы и предпи
сания, регулирующие их деятельность, — это этап возникновения и разрастания
институциональных форм движения; во главе их становится новый тип лидера-
организатора, возникает нужда в технических руководителях, умеющих органи
зовать и направить деятельность быстро разрастающихся объединений, охваты
вающих значительные территории;
5) начинается использование возникших организационных форм для реализации
поставленных целей; на первый план выдвигаются политики или деятели, явля
ющиеся не организаторами, а исполнителями, обеспечивающими эффективную
деятельность движения; итогом становится либо достижение принципиальных
целей движения, либо его поражение;
6) в случае достижения целей наступает бюрократизация движения (последняя
фаза — «окостенелого прозябания» по Я. Щепаньскому) и, соответственно, за
этим следует практически неизбежный отлив масс — в связи с неизбежной утра
той движением мобилизующих эмоций и стремлений (Щепаньский, 1969).
Экспрессивные движения. Для полноты картины никак нельзя пропустить и явно не политические, а сугубо общественные, но отчетливо массовые движения, отличающиеся своими особенностями. Так называемые экспрессивные движения возникают в результате определенных процессов, охватывающих иногда широкие круги и общности людей, ищущих удовлетворения потребности выражения личности, а также удовлетворения эстетических, религиозных или интеллектуальных потребностей и потребности выразить определенные импульсы, возникающие под влиянием какой-
340 Часть 3. Массовые социально-психологические явления
либо выдающейся индивидуальности (вождя). Сюда, например, относятся движения морального и религиозного возрождения, охватывающие иногда очень значительные массы, но не образующие той очень компактной институционализированной формы, какая присутствует в реформаторских и революционных движениях. Примеры таких движений — это еще и эстетические движения, движения сторонников определенных интеллектуальных и художественных течений, движения приверженцев той или иной музыки, танцев и т. д.
Именно такие движения, с социально-психологической точки зрения, являются действительно массовыми, полностью и исключительно стихийно подчиняясь действию известных эмоционально-заразительных и слепо-подражательных механизмов психологии масс. Такие движения «изменяют и обогащают образцы поведения, системы ценностей, критерии оценок, вносят и пропагандируют новое интеллектуальное содержание, новые взгляды на жизнь, новую моду в одежде, манере выражаться, взаимоотношениях и взаимодействиях. Они действительно создают новые установки и способствуют распространению идеологии» (Щепаньский, 1969).
По своей социально-психологической сути такие стихийные движения часто выступают в особом качестве эмоционального фона, психологической праосновы более политизированных и в большей части организованных революционных или реформаторских политических движений. Приведем две цитаты из работ В. И. Ленина -крупнейшего специалиста-практика в области организации политических партий и массовых движений. «Стихийность движения есть признак его глубины в массах, прочности его корней, его неустранимости, это несомненно». «..."Стихийный элемент" представляет из себя, в сущности, не что иное, как зачаточную форму сознательности. И примитивные бунты выражали уже собой некоторое пробуждение сознательности...» (Ленин, 1967-1984).
.
Политические партии
Существуют разные подходы к пониманию того, что же такое политическая партия. С одной стороны, Б. Констан в 1816 г. писал: «Партия есть общность лиц, публично исповедующих одну и ту же политическую доктрину». С другой стороны, в 1760 г. Д. Юм тонко отметил, что программа играет основную роль лишь на ранней стадии, когда она служит объединению разрозненных индивидов, но затем на первый план выходит организация, а платформа становится всего лишь аксессуаром1.
Известный современный словарь предлагает более сложный и во многом комплексный поход к определению данного понятия. «Партия политическая (от лат. partis — часть) — организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Политическую партию следует отличать, во-первых, от политического движения, которое не имеет характерных для партии организационной структуры и детально разработанной политической программы, во-вторых, от группы давления, которая стремится не к завоеванию государ-
1 См.: Дюверже М. Политические партии. М., 2000. С. 17.
Глава 3.6. Психология политических партий и массовых движений 341
ственной власти, а лишь к обладанию влиянием над теми, кто ее осуществляет»(«Политология: Энциклопедический словарь», 1993).
До сих пор практически отсутствуют серьезные попытки социально-психологического рассмотрения политических партий. Однако, это возможно, по крайней мере, с точки зрения массовой психологии членов партии. Сказанное означает, что центром нашего рассмотрения являются массовые или претендующие на массовость партии.
По М. Соболевскому, «этимологически слово «партия» происходит из латыни и означает часть более крупной общности. Уже в древнем мире его использовали для обозначения политической организации. В этом значении Цицерон, Плавт или Сал-люстия говорят о «фракции» или «партии» в отличие от «амичитиа», благородного, «хорошего» союза друзей. Фракция была неблагородным, плохим союзом. Это толкование вошло в историю, и еще в XVIII веке для Робеспьера во Франции или Вашингтона в США фракция ассоциировалась со злом. Однако в римской политической литературе употребление слова «партия» еще не было четко определено, и этот термин имел различные значения. Им обозначали как политиков вокруг вождя (так, говорили о партии Цезаря, Мария, Суллы и т. п.), так и группу людей, управляющих государством, или (у Саллюстия) сенат в противоположность народу» (Sobolewski, 1974). Но подлинная история достаточно массовых политических партий как особых, отличающихся высокой степенью институционализации политических движений датируется концом XVIII и в особенности XIX веком. Это связано со вступлением на политическую арену «третьего сословия», затем с началом борьбы буржуазии с пролетариатом, а в XIX веке — с введением всеобщего избирательного права.
Вслед за М. Вебером, принято деление истории политических партий на три основных периода: 1) партии как аристократические группировки; 2) партии как политические клубы; 3) современные массовые партии. М. Соболевский считает два первых этапа как бы своего рода предысторией политических партий, подчеркивая, однако, что «граница между массовой партией XIX века и ее предшественницами более ранних эпох не очень отчетлива: напротив, мы имеем дело с большой преемственностью определенных политических течений» (Sobolewski, 1974).
Е. Вятр выделял четыре главных основания для типологии политических партий. Во-первых, социально-классовое деление на чисто классовые (рабочие, буржуазные, крестьянские, помещичьи и т. п.), межклассовые (например, буржуазно-помеппгчьи или рабоче-крестьянские) и классовоподобные (состоящие из представителей прослоек и групп) партии. Во-вторых, деление в зависимости от организационной структуры (кадровые и массовые партии, в том числе массовые партии с «рыхлой» структурой и «жесткой» структурой). В-третьих, по месту в системе власти (легальные и нелегальные партии, правящие и оппозиционные). В-четвертых, по идеологии (разделение на так называемые идейно-политические партии — в первую очередь, революционные, реформистские, консервативные и контрреволюционные; на партии прагматические — избирательные, или, по выражению М. Дюверже, «полумассовые»; а также харизматически-вождистские партии).
Понятно, что перечисленные характеристики не исключают друг друга, а дают возможность комплексного, объемного рассмотрения той или иной конкретной партии. В данном контексте наиболее существенным является деление по типу организационной структуры, отчасти смыкающееся с идеологическим разделением.
342 Часть 3. Массовые социально-психологические явления