Виды сопротивлений и психотерапевтическая работа с ними

Сопротивления в гештальте

Сопротивления – это импульсивное, не осознаваемое или не полностью осознаваемое действие (или бездействие). Сопротивление удовлетворению собственных потребностей.

Сопротивления – это те особенности поведения, которые мешают человеку осознавать свою потребность или ее реализовать.

Часть потребностей человека связаны с изменениями себя, часть с сохранением своей привычной картины мира или привычных отношений. Если одна их этих потребностей пребывает вне зоны осознания, то конфликт потребностей не осознан. Сознательного выбора между этими потребностями человек сделать не может, и тогда поведение, направленное на удовлетворение осознаваемой потребности, оказывается непродуктивным.

У сопротивления есть позитивная «защитная» составляющая и «психологическая цена», то чем сопротивление мешает человеку жить, их баланс не всегда равновесен. Более адаптивными и осознанными на сегодняшний день срывами цикла контакта можно назвать защитами, а анахронистическими – сопротивления.

Сопротивления прямо выводят терапевта в центр неосознаваемого конфликта. Задача терапевта сделать сопротивление более доступным для осознания, заметным, выпуклым. Терапевт мешает клиенту скользить по накатанной плоскости привычки, уходя от трудной задачи, которую клиент поставил сам.

Способы привлечения внимания клиента к сопротивлениям:

· просим проговорить повторяющиеся фразы, чтоб клиент услышал себя сам;

· склоняем усилить тягостные телесные симптомы;

· помогаем организовать, прожить и рассмотреть сам феномен, который выступает как сопротивление: выстроить тупик, пребывать в растерянности;

· предлагаем замедлиться там, где клиент хочет «проскочить» опасное место.

Виды сопротивлений и психотерапевтическая работа с ними

Сопротивление Терапия
Конфлюенция (слияние) – является патологической в там случае, если граница между мной и другими размыта постоянно. Отношения как «симбиоз», где никому неизвестно, кто чего хочет. Проявления: частое использование местоимения «мы»; трудности с осознанием конфликтов и агрессии внутри близких отношений; заявки на сеансе, касающихся отношений с близкими людьми (решение за них, в их отсутствие). · Сделать заметными (осознанными) различия в отношениях. · Говорить от «я», потом «ты» или «он». · Эксперименты со «скульптурой» отношений пары. · Эксперименты с дистанцией, позой, «встречами и расставаниями» могут обнаружить чувства страха утратить близость и привязанность, чувства, которые легли в основу формирования зависимости.
Интроекция – это механизм, посредством которого человек впускает внутрь себя некие идеи, установки, убеждения от другого человека без переваривания этого материала. · Интроецированное послание должно быть заново услышано и понято в осознанном состоянии. · Установить кто «автор» интроекта, контекст послания, причину по которой клиент принял предлагаемое послание, переформулировать исходя из нужд и особенностей клиента. Фразу «я должен» перевести в «я хочу». · Обращать внимание на интроективные замки (разнона-правленные послания).
Проекция – приписывание другому того, что относится ко мне самому (часто для того, чтобы бессознательно от этого избавиться). Зеркальная проекция – приписывание другому человеку качества, которыми я обладаю сам. Проекция катарсиса - приписывание другому человеку характеристики и чувства, которые он не хочет признавать в себе. Дополнительная проекция - приписывание другому человеку качеств, посредством которых можно оправдать собственное поведение. Проявления: «ты - высказывания»; суждения о том, что другой думает; предположения о чувствах других в свой адрес, «объяснения» своих переживаний с помощью безличных обстоятельств (погода плохая); предсказание событий или чьего - то поведения. · Осознание и присвоение проекций. · Чувства и переживания других людей описывать с опорой на факты и признаки поведения. · Проверка собственных предположений прямыми вопросами к собеседнику (постоянная проверка собственных суждений). Конкретизировать объект своих переживаний (уходить от обобщений «никому до меня нет дела»); выслушивание обратной связи; эксперименты с монодрамой и сменой ролей, для прояснения проекций и осознании своих чувств, выяснить в каких ситуациях и к кому у него возникают подобные чувства. · Выяснить все ли, что клиент приписывает данному лицу похоже на правду или есть элемент фантазии. · Можно выяснить в отношении кого клиент ведет, хотел бы или опасается повести себя так, как этот человек в отношении его.
Ретрофлексия – действие, которое адресовано другому, человек поворачивает в свой собственный адрес: делает себе то, что хотел получить от другого и то, что хотел сделать другим. Зеркальная ретрофлексия – я делаю себе то, что хотел бы получить от других. Блокируются импульсы, направленные на приближение к избранному объекту. Девиз «мне от вас ничего не нужно – сам управлюсь». Ретрофлексия катарсиса – когда я делаю себе то, что хотел бы сделать другим. Проявляется в аутоагрессивных действиях. Проявления: описание того, что человек не может сделать в жизни, хотя собирается; рассказы о симптомах в определенных участках тела, которые связаны с эмоционально нагруженными событиями; наличие психосоматических заболеваний; зажатое, неровное, поверхностное дыхание; повторяющиеся жесты, когда человек что-то сам себе делает; воспроизведение вслух внутреннего диалога; обилие возвратных грамматических форм (винюсь, стыжусь). «Раскрытие ретрофлексии». · Создать условия клиенту, чтобы «сдерживаемый» материал был озвучен и осознан. · Все «части» внутреннего диалога были признаны клиентом и интегрированы. Между частями инициируется диалог и прояснение отношений. · Усилить жесты или напряжение, там, где оно есть. Смоделировать происходящее на терапевте или переходном объекте. Для перевода интраперсонального процесса в интерперсональный – во взаимодействие между людьми. · Челноки в жизнь: «что это действие тебе напоминает? На чьи взаимоотношения это похоже»  
Дефлексия – человек избегает прямого контакта и достигает цели обходным путем. Близко к понятию сублимация в психоанализе. Проявления: жалобы на скуку, вялость и «жизнь в полнакала»; избегает прямого взгляда на собеседника; топит энергию в словах, долго объясняет ситуацию, смешки, прибаутки, иронические улыбки. · Сделать признаки дефлексии более заметными, использовать слова «как бы», «вроде того». · Локализовать в переживаниях клиента зоны наивысшей представленности дефлексии. Обсуждения рисков и опасений, прикосновения к болезненным переживаниям. · Выяснить функции заместительного поведения: что клиент, таким образом, делает для себя и близких? чего он при этом избегает? от чего страдает? · Прояснять и конкретизировать «намеки»: какое чувство подразумевается? К кому и за что? · Переделывать «намеки» в более прямые послания. · Переход на «ты -высказывания» и «я-сообщения»

Наши рекомендации