Структура научной студенческой работы

Любая научно-исследовательская работа должна включать в себя следующие структурные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы, приложение (если в нем имеется необходимость). Такой же структуры следует придерживаться и при написании курсовой и выпускной квалификационной работы по психологии.

Титульный лист должен содержать: названия министерства, высшего учебного заведения, кафедры, которую представляет научный руководитель; отметку о допуске выпускной квалификационной работы к защите; фамилию, имя, отчество студента; тему исследования, фамилию, инициалы и академические звания научного руководителя, а также название города, в котором находится данный вуз и год написания работы.

Следующей структурной единицей работы является оглавление. Оглавление имеет сложный характер, т.е. в нем обязательно выделение глав и пунктов. При этом желательно, чтобы оглавление помещалось на одной странице. Для этого его можно напечатать через меньший, чем весь текст интервал. Необходимо следить, чтобы названия разделов, их страничные указатели в оглавлении соответствовали аналогичным разделам и страницам в тексте выпускной работы.

Особенно тщательным образом регламентирована форма введения. Во введении обосновывается выбор темы, определяется ее значимость для науки и практики, выдвигается гипотеза, определяются предмет, объект и основная цель работы, формулируются конкретные задачи, с помощью которых доказывается исходная гипотеза.

Всякое научное исследование посвящается изучению какой-либо проблемы или ее отдельной стороны. Проблема — это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный теоретический и практический интерес. Одним из главных при определении проблемы научного исследования является вопрос об его актуальности. Студент должен убедительно показать, почему именно эта проблема в настоящее время является наиболее значимой для теории и практики, почему именно она из числа других должна быть изучена в первую очередь. Иногда студенты, обосновывая актуальность, пишут, что подобная работа ранее никем не выполнялась. Подобное обоснование нельзя считать достаточно корректным.

При выборе и формулировке инициативной темы научной работы студенту следует иметь в виду, что она должна в краткой и концентрированной форме отражать проблему исследования. Также надо обязательно продумать возможности методического решения, обеспечения работы адекватными методами психологического исследования (тестами, психодиагностическими методиками, оборудованием, аппаратурой и др.). Тема должна быть по охвату проблем достаточно узкой, чтобы была возможность четко выделить объект и предмет исследования, определить обозримый круг задач.

Выбор темы исследования тесно связан с определением объекта и предмета исследования. Под объектом понимают ту часть объективной действительности, практики, с которой исследователь имеет дело. Предмет — это то, что содержится в границах объекта, то, что исследователь выделяет в объекте с целью более углубленного познания. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Обычно в психологии под объектом понимаются реальные человеческие личности, их деятельность, психические процессы и явления, изучение которых ставит перед исследователем определенные проблемы. Под предметом понимаются отдельные стороны, свойства, характеристики объекта исследования, которые представляют для исследователя особый интерес в плане изучения поставленной проблемы. Следует иметь в виду, что при правильно сформулированной теме исследования предмет и название темы должны быть близки по звучанию.

С учетом избранной темы, а также определившихся объекта и предмета исследования, студент должен четко и адекватно сформулировать цель и задачи своей работы. Цель — это конечный результат деятельности, то, что студент стремится получить в итоге выполнения дипломной работы. В качестве цели необходимо формулировать в самом сжатом виде тот конечный научный результат, который студент предполагает получить. Четко и ясно определив цель исследования необходимо сформулировать ряд исследовательских задач, которые в своей совокупности дают представление о том, что нужно сделать, какой объем работы выполнить, чтобы поставленная цель была достигнута. Формулировки задач должны быть тщательными и взвешенными, поскольку описание их решения составляет содержание соответствующих глав и параграфов выпускной квалификационной работы. Также следует иметь в виду, что заголовки глав и параграфов формулируются на основе задач исследования.

Существенной методологической характеристикой научной работы по психологии является гипотеза, под которой понимается научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее последующей теоретической, экспериментальной и практической проверки. Гипотеза как бы определяет тот путь, по которому студент должен идти к достижению поставленной цели. Формулирование гипотезы часто представляет определенную трудность и обычно имеет субъективные причины, вызванные тем, что студент не совсем четко представляет себе роль гипотезы, имеет недостаточную методологическую подготовку. Студенту также необходимо знать, что возможна такая ситуация, когда исходная гипотеза может в конце исследования не подтвердиться. И хотя «отрицательный результат в науке есть тоже результат» — этого желательно избегать. В связи с этим целесообразно формулировать многокомпонентную гипотезу, выдвигать несколько вариантов предположений, чтобы во время защиты выпускной квалификационной работы у студента была возможность сказать: такое-то предположение подтвердилось, а другое не подтвердилось, его следует отвергнуть как ошибочное.

Во введении также должны быть представлены методы и методики эмпирического исследования, поскольку именно они предрешают достоверность, ценность и эффективность всей работы.

Несомненным достоинством выпускной квалификационной работы является ее апробация в виде публикаций статей, тезисов или выступлений по исследуемой проблеме на студенческих научно-практических конференциях. Информацией об апробации работы и ее структуре завершается введение. Во введении не следует увлекаться ссылками на публикации и цитатами. Его объем не должен превышать 2 – 3 страниц.

За введением следует основная часть, в которой также можно выделить стандартные подразделения: она делится на теоретическую и практическую (эмпирическую) главы, каждая из которых может подразделяться на параграфы. Желательно, чтобы главы и параграфы были примерно соразмерны друг другу как по структурному делению, так и по объему. В теоретической части на основе изучения литературных источников отечественных и зарубежных авторов рассматривается история изучения проблемы, ее сущность, анализируются различные подходы к ней, излагается собственная позиция студента.

Главная цель студента при написании теоретической главы – сделать не просто литературный обзор имеющихся публикаций, а дать их практический анализ, обосновав свои собственные научные позиции, подходы и замыслы. Начинать изучение литературных источников нужно с крупных, общих работ и работ тех ученых, которые внесли наибольший научный вклад в изучение данной проблемы. В теоретической главе студент должен определить круг нерешенных, слабо освещенных или требующих уточнения вопросов. На основе этого выявляется противоречие, устранение которого может быть осуществлено с помощью решения вытекающей из него проблемы исследования.

Практическая часть выпускной квалификационной работы носит аналитический характер. Обычно она включает описание организации, технологии и условий проведения эмпирического исследования, использованных методов и конкретных психодиагностических методик. Методики для исследования следует тщательно отбирать – они должны быть, во-первых, адаптированными и апробированными, во-вторых, объективными и надежными, и, в-третьих, валидными и адекватными предмету и задачам исследования. Очень важно также руководствоваться принципом дополнительности, т.е. стремиться к тому, чтобы данные, получаемые с помощью одного метода, могли быть дополнены и подтверждены другими методами. Основой любого научного исследования по психологии является опытно-экспериментальное исследование (констатирующий, формирующий эксперимент, другие исследовательские процедуры).

Организация психологического исследования, техника, процедура его проведения и т.п. зависят от специфики решаемых задач, предмета исследования и других обстоятельств – и поэтому требуют специального рассмотрения в рамках конкретной темы. Для «чистого» проведения эксперимента необходимо, чтобы выборка испытуемых, привлекаемых к участию в исследовании, удовлетворяла требованиям репрезентативности: ее общий объем должен составлять не менее 50 человек в экспериментальной группе и столько же в контрольной.

Предпочтительно, что состав выборки испытуемых в экспериментальной и контрольной группах должен быть одинаковым по возрасту, полу и другим характеристикам. При количественной обработке опытно-экспериментальных данных желательно пользоваться аппаратом математической статистики. Также во второй главе научной студенческой работы представляется изложение и обсуждение тех материалов, которые студент получил в процессе собственного опытно-эксперименталь­ного исследования, и их качественный анализ. Дается глубокая интерпретация изучаемой проблемы на примере проведенного эмпирического исследования. Здесь же разрабатываются конкретные рекомендации, представляются развивающие, психокоррекционные и другие психологические программы, решения изучаемой проблемы. При написании практической части студент имеет свободу в избрании формы изложения материала, последовательности подачи тех или иных экспериментальных данных. Материал внутри глав должен быть структурирован, т.е. разделен на соподчиненные пункты. Это придает главам и работе в целом большую логическую стройность, улучшает ее восприятие. Желательно соблюдать пропорциональность объема отдельных глав.

Каждая глава должна заканчиваться краткими выводами, которые логически связывают эту главу с последующими. Формулируя выводы, студент должен следовать требованиям:

- выводы должны быть точными и краткими;

- они должны носить форму утверждений;

- нельзя включать в формулировку выводов их обоснование – последнее должно содержаться в самой главе;

- выводы не следует перегружать цифровыми данными и частностями;

- выводы должны быть немногочисленными и отражать самые главные результаты работы.

Выводов по главе может быть несколько. Обычно в них даются аргументированные ответы на поставленные в главе вопросы. Выделяется главное, существенное как результат исследовательской работы студента.

В заключении суммируются теоретические и практические выводы, предложения и рекомендации, которые были сделаны в результате исследования. Они также должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости и эффективности проделанной работы. В заключении обязательно указывается, решены ли поставленные задачи, подтвердилась ли исходная гипотеза, также дается оценка теоретической и практической значимости выполненной работы. Кроме того, полезно указать, как автор видит перспективы дальнейшего исследования изучаемой проблемы. Иначе говоря, заключение – это итоговый синтез того существенного, что удалось получить студенту в ходе проведения исследования. Объем заключения должен быть небольшим – не превышать 2-3 страниц.

В научной работе должно быть соблюдено единство академического стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствие с нормами современного русского языка. Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я думаю», «я считаю», «я наблюдала», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее писать «по мнению автора курсовой работы» или выражать ту же мысль в безличной форме: «на основе выполненного анализа можно утверждать …», «проведенные исследования подтвердили …» и т.п. В тексте допустимы некоторые сокращения, но они требуют пояснения. При первом их использовании словосочетание пишется полностью, а в скобках указывается сокращение, которое будет использоваться в дальнейшем. Сокращений в тексте не должно быть много, иначе это затрудняет восприятие материала.

Одну из существенных структурных частей работы составляет список литературы. Из него видно, насколько полно студент проработал имеющиеся по теме литературные источники, насколько широко и обстоятельно он ориентируется в них. Библиографический список должен включать не менее 25 источников.

В список использованной литературы не рекомендуется включать те источники, на которые нет ссылок в тексте работы. Также считается некорректным включение в библиографический список энциклопедий, справочников, учебников, научно-популярных книг и газет. Если все же в этом есть необходимость, то можно сделать подстрочную ссылку в тексте.

Последним структурным компонентом работы является приложение. В него включают дополнительные, вспомогательные или такие материалы, которые слишком загромождают текст основной части. Это могут быть копии документов, статистические таблицы, вспомогательные расчеты, компьютерные распечатки, разработанные автором оригинальные материалы, а также тексты и бланки использованных психологических методик. Что конкретно поместить в приложении решает сам автор работы. Приложения под соответствующими номерами оформляются как продолжение работы, причем нумерация страниц должна быть сквозной, т.е. продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Каждое приложение начинают с новой страницы и располагают в порядке упоминания, появления ссылок на них в тексте. Все приложения помещаются после списка использованной литературы и отделяются от него страницей, на которой пишется слово «Приложения».

ЭТАПЫ РАБОТЫ,

Наши рекомендации