Этапы становления психологии
1.С момента появления чел. До 16 века нашей эры(на этом этапе изучается душа человека). На этом этапе сложились 2 точки зрения на психику чел.: материалистическая (Демократ) и идеалистическая(Платон). 2. с 17 века до конца 19 века. Понятие душа превращается в понятие разум а затем в сознание. Появляется концепция сознания. Появление психоанализа и экспериментальных психологических лабораторий 3. с начала 20 века по 80-90года 20в. Появляется новое течение-бихевиоризм. Предметом изучения становится поведение 4.с 80-90г 20в и длится по сегодняшний день. Психология превращается в многоотраслевую область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности чел. , для нее характерно многообразие подходов к сущности психики.
Предметом изучения психологии является: 1.человек. 2. Психика. 3.сознание. 4.безсознательное. 5. Личность. 6. Деятельность и поведение
2)методология психологии
Методология- учение об идейных позициях науки,логики, и методах ее исследования. 3 уровня в методологии:
I ур. Общая методология. Составляет научные представления о первичности материи и вторичности сознания о движущих силах объективной реальности и тд.
IIур. Специальная методология. Ее методологические принципы:1)принцип детерминизма,2)принцип единства сознания и деятельности.3)принцип развития.4)принцип личностного подхода.
IIIур. Частная методология-это конкретные методы,которыми пользуется психология для изучения психологических факторов.
Основными методами психологии бывают: наблюдение и эксперимент. Наблюдение делится на: житейское, научное, включенное, не включённое. Эксперимент делится на: естественный, лабораторный, формирующий, констатирующий.Вспомогательными методами психологии бывают: обобщение независимых хар-к и анализ результатов деят-ти. Обобщение делится на : анкеты, опросы, интервью. Анализ делится на: психологич.,прогностич.и диагностич. тесты,проективные и психо-коррекционные методики.
классификации деятельности по целевой направленности:
- методологии игровой деятельности;
- методологии учебной деятельности;
- методологии трудовой, профессиональной деятельности.
3)Структура психики
Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс, как составляющее структуры психики, это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. Психические процессы вызываются внешними воздействиями, и раздражениями нервной системы
Псих процессы делятся на:1)познавательные (это ощущения, восприятие,память,речь, мышление, воображение, внимание) 2)эмоциональные(эмоции,чувства и тд) 3)волевые(воля, решения,волевое действие итд)
Психические состояния -определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной деятельности чел.(настроение,вдохновение…)
Психические св-ва-устойчивые образования обеспечивающие качественно количественный уровень деят. типично для данного чел.:1) направленность 2) темперамент 3) характер 4) способности
4)человек — биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе труда.
Индивид- человек как единичное природное существо, представитель вида HomoSapiens, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.п.).
Личность- системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включённости в общественные отношения (личностями мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия). Личность возникает в результате культурного и социального развития.
Субъект- человек как источник познания и преобразования действительности, носитель активности.
Индивидуальность- человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей, своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость.(проявляется в чертах темперамента, характера, специфике интересов, качеств перцептивных процессов, интеллекта, потребностей и способностей индивида).
5)Организм, психика, нервная система, мозг.
Организм— это такое целое, которое включено в более широкое целое, из которого оно происходит; организм существует только в природной среде, в процессе систематического обмена продуктами с природной. функция психики состоит в отображении, удержании,воспроизведении и развитии единства всех существенных сил природы.Особое значение для психической деятельности имеют следующие особенности человеческого организма: возраст, пол, строение нервной системы и мозга, тип телосложения, генетические аномалии и уровень гормональной активности.
Нервная система — центр деятельности всего организма, она выполняет две главные функции: функцию передачи информации(чувствительные элементы, находящиеся в коже, глазах, ушах, во рту и пр.), и эффекторы (железы и мышцы). Центральная нервная система состоит из спинного мозга и различных структур головного мозга.
Головно́й мозг — часть центральной нервной системы подавляющего большинства хордовых, её головной конец.
Специализация мозговых полушарий достигает наивысшего развития у человека. В зависимости от того, какое полушарие у человека лучше развито, более активно функционирует, появляются свои отличительные различия в психике человека. Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга.
Психика- это сущность,где многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, отражение объективного мира в его связях и отношениях.
6)ПРОБЛЕМА И ПРИРОДА ПСИХИЧЕСКОГО
Проблема соотношения биологического и социального в личности человека - одна из центральных проблем современной психологии.Группы концепций : социальное, психическое и биологическое.Психическое рассматривается как явление, полностью подчиненное своим внутренним законам, никак не связанным ни с биологич, ни с социальным. Человеческому организму отводится роль "вместилища" психической деятельности. Факторы, определяющие характер развития индивида, имеют системный характер и отличаются высокой динамичностью, т.е. на каждом этапе развития они играют различную роль. При этом они содержат как социальные, так и биологические детерминанты. Попытка представить эти детерминанты как сумму двух параллельных или взаимосвязанных рядов, определяющих характер психического развития индивида, - это весьма грубое упрощение, которое в значительной степени искажает суть дела. Эти связи многоплановы и многогранны. Биологическое может выступать по отношению к психическому как его некий механизм, как предпосылка развития психического, как содержание психического отражения, как фактор, влияющий на психические явления, как причина отдельных актов поведения, как условие возникновения психических явлений и т.д. Еще более многообразны и многоплановы связи психического и социального.
7)понятие о личности. Структура личности
Чаще всего личность определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают свойства, которые являются устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
В структуру личности входит в первую очередь внутрииндивидная, или интроиндивидная, подсистема, образованная особенностями строения темперамента, характера, способностей человека. Эта подсистема является необходимой, но недостаточной для понимания психологии личности.
в структуру личности входят три подсистемы:
• индивидуальность личности;
• ее представленность в системе межличностных отношений;
• запечатление личности в других людях, ее "вклад" в них.
8)жизненный путь личности
Жизненный путь – индивидуальная история личности. субъективная картина жизненного пути строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографо-исторических датах. Специфика жизненного пути состоит в его исторической природе, понимаемой как включенность жизни человека в исторический процесс.
аспекты изучения жизненного пути личности:
1) биолого-биографический аспект;2) историко-психологический аспект;3) психолого-социальный аспект
Жизненный путь в концепции Ш. Бюлер рассматривается как процесс, состоящий из пяти жизненных циклов (фаз жизни). Каждая фаза жизни имеет в своей основе развитие целевых структур личности – самоопределение.
Первая фаза (от рождения до 16–20 лет) Вторая (от 16–20 до 25–30 лет) Третья фаза (от 25–30 до 45–50 лет) Четвертая фаза (от 45–50 до 65–70 лет) Пятая фаза (65–70 лет до смерти)
Б.Г. Ананьев отмечал Каждая фаза жизненного пути: подготовительная, старт, кульминация, финиш – характеризуют изменение субъекта деятельности, личности.
Жизненная периодизация личности и ее жизненные структуры зависимы от самой личности, от ее возможностей и смысла жизни. Смысл жизни – это обобщение личностью своих задач, возможностей и места в жизни, т. е. концепция жизни человека.
9. Потребность — это состояние объективной нужды человеческого организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, как раз и выступает
источником активности человека. П. как динамическая сила, исходящая из организма, организует и направляет познавательные процессы, воображение и поведение личности. П. не остаются неизменными, а меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, его знаний о действительности и отношений к ней. П. обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и во всем том, что побуждает человека к деятельности. Мотивы выполняют функцию побуждения к деятельности и связаны с удовлетворением потребностей субъекта. М. также называется совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. М — это то, ради чего совершается деятельность. Мотивация — это процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, направленной на преобразование предметной ситуации для осуществления определенного предметного отношения личности к окружающей ситуации.
10. Деятельность — внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью. Структура деятельности.Состоит из нескольких уровней: психофизиологические функции;• операции;• действия; деятельности особенные, или особые виды деятельности.
Виды деятельности:1) игра-его целью является сама «деятельность», а не практические результаты, которые достигаются с ее помощью
2)учение. Научение, или освоение опыта — главный фактор развития ребенка. Деятельность направлена на усвоение определенной информации, форм поведения, но учение возможно только тогда, когда человек сам нацелен на усвоение определенных знаний, умений, навыков; труд — деятельность, направленная на производство определенных общественно-полезных продуктов — материальных или идеальных
Основные характеристики деятельности
— предметность и субъектность
11.Животные: Истинно биологическая деятельность, нет совместной деят.
Групповое поведение животных подчиняется исключительно биологическим целям(питания),руководствуется наглядными
представлениями действует в рамках наглядной ситуации.типичны наследственно-закрепительные программы поведения(инстинкты)
научение ограничивается приобретением индивидуального опыта. приспосабливаются к внешней среде.
Человек: Деятельность направляется позновательной потребностью и потребностью в общении, Человеч.общество возникло на основе трудовой деят. Проникает в связи и отношения вещей ,устанавливает причинные зависимости.предача опыта через социальные средства общения(язык)изготовление и
сохранение орудий труда.появление плана сознания, преобразует внешний мир в соответствии со своими потребностями.
12.Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, а также создание внутренней модели внешнего мира, в результате чего
оказываются возможными познание и преобразование окружающей действительности. Функция сознания — формирование целей деятельности, предварительное
мысленное построение действий и предвидение их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека входит определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.
Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание.
Включены еще мышление и эмоции
1. Бытийное сознание (сознание, касающееся бытия), — это: биодинамические свойства
движений, опыт действий; чувственные образы.
2. Рефлективное сознание (сознание, касающееся сознания), включающее в себя значение; смысл.
13.Сознание человека — способность отделения себя («я») от других людей и окружающей среды («не я»), адекватного отражения действительности. Сознание базируется на коммуникации между людьми, развивается по мере приобретения индивидуального жизненного опыта и связано с речью. Социальный аспект сознания заключается в том, что сознание выступает в качестве способности к такой переработке знания, которая обеспечивает направленную передачу информации от одного лица к другому в виде абстрактных символов речи сознание и поддействуют в сознание гармоничном единстве.
Бессознательное – это непременная составная
часть психической деятельности каждого человека. Любой психический акт начинается как бессознательный и только в дальнейшем осознаётся, но может так и остаться неосознанным.
К подсознанию относят то, что было осознано или может стать осознанным в определённых условиях. «Языком» подсознания называют чувственные образы.
Фрейду есть формы проявления бессознательного:
Сновидения;
Ошибочные действия (оговорки, описки, очитки);
14.самосознание (представление о себе), не
возникает сразу, а складывается постепенно на
протяжении жизни индивида под воздействием
многочисленных социальных влияний и включает
4 компонента (по В. С. Мерлину): сознание
отличия себя от остального мира; сознание Я
как активного начала субъекта деятельности;
сознание своих психических свойств, эмоциональную самооценку соц.нравственную
самооценку, самоуважение, которое формируется
наоснове накопленного опыта общения и
деятельности.Главная функциясамосознания
— сделать доступными для человека мотивы и
результаты его поступков и позволить понять,
каков он есть на самом деле, оценить себя. 15.Ощущение – это наиболее элементарный психический процесс, заключающийся в отражении качеств и свойств предмета. Главные свойства ощущений: адаптация, повышением чувствительности. синестезия основана на совместной работе нескольких анализаторов. Она
помогает компенсировать недостатки деятельности какого-либо анализатора.
Классификация :
1) интероцептивные –рецепторы, расположенные во внутренних тканях и органах тела и отражающие состояние внутренних органов;
2) экстероцептивные) – имеющие
рецепторы на поверхности тела , отражающие свойства явлений и предметов внешней среды;
3) Проприоцептивные–рецепторы, расположенные в связках и мышцах; данные рецепторы доносят информацию о движении и положении нашего тела.
Любой анализатор состоит из 3 частей:
1) периферический отдел, или рецептор (принимать). К нему относятся органы чувств (ухо, глаз, язык, кожа, нос ;
2) проводниковый отдел – по которому проходит первое возбуждение к центру анализатора, находящегося в головном мозге;
3). центральный или мозговой отдел - высший отдел анализатора, который осуществляет сложные функции анализа. Тут возникают ощущения - слуховые, зрительные, вкусовые,
обонятельные, температурные и др.
16.Восприятие – психически познавательный процесс отражения в сознании человека предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на орган чувств.при этом познание не сводится к сумме
отдельных ощущений а представляет собой новую ступень чувственного познания.виды:в зависимости от цели:преднамеренные,непреднамер.
В зависимости от степени организации:орган.наблюдение и неогран.
В зависимости от форм отражения: восприятие пространства,времени, движения.свойства:
Предметность (выражается в акте объективизации отнесение сведений полученных из внешнего мира к этому),
Ценостность (восприминает ценностный образ),
Константность,
Структурность (воспринимает обобщеную структуру).
25 ХарактерМожно определить как совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе, к самому себе.У некоторых людей наблюдаются
Акцентуации характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера
в ущерб другим.выделяют так называемые клинические типы личностей.
Гипертимный тип (общительны, у них приподнятое настроение,
выраженность жестов, мимики, вынужденное одиночество, часто конфликтны,
энергичны,Дистимный Тип плохое настроение, низкая контактность,
домоседы, , пассивны, серьезны, добросовестны, Циклоидный тип.
многократная смена энергии, здоровья, хорошего настроения с периодами
депрессии Возбудимый тип (в состоянии повышенной раздражительности
отличается несдержанностью, угрюмостью, склонен к хамству, неуживчивы
в коллективе, властны в семье. часто добросовестные, аккуратные)
Педантичный тип (в конфликты вступает редко, выступая в них
скорее пассивной стороной, Эмотивный тип (чрезмерная чувствительность
, ранимость, часто находится в печальном настроении, предпочитает общение
в узком кругу Экзальтированный тип (изменчивое настроение, ярко выраженные
эмоции, высокая контактность, , влюбчивость, часто спорят,в,
отличаются артистизмом, привязанностью к друзьям Экстрвертированный
тип (высокая контактность, словоохотливость, общительны, в конфликты
вступают редко, часто уступают лидерство другим, страстью к
развлечениям, готовы внимательно выслушать другого, исполнительны,.
Интровертированный тип (очень низкая контактность, замкнутость,
любят одиночество, редко вступают вконфликты, сдержаны,
принципиальны и одновременно отличаются упрямством,
26.Способности — это индивидуальные свойства личности,
являющиеся субъективными условиями успешного осуществления
определённого рода деятельности. Способности не сводятся к
имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они
обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения
способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими
возможность их приобретения. пособности делятся на общие и
специальные. Выделяют следующие виды специальных
способностей:учебные и творческие,умственные и специальные,
математические,конструктивно-технические.Музыкальные,
Литературные,художественно-изобразительные,физические
способности.Принято выделять уровни развития способностей:
Задатки,Способности,Талант,Гениальность
27.Интеллект как познавательная деятельность человека включает
в себя уже приобретенный опыт (знания) и способность к дальнейшему
его приобретению и применению на практике. Интеллект обобщает
все познавательные процессы: мышление, внимание, память и, не
являясь самостоятельной функцией или тем более ограниченным от
других психическим процессом, не может рассматриваться с должной
полнотой. интеллект - весьма сложное психическое явление, включающее
в свою структуру ряд элементов Очень долго существовало два мнения
относительно интеллекта. Согласно первому из них, интеллект - черта
сугубо наследственная: либо человек рождается умным, либо нет.
В соответствии же со второй точкой зрения интеллект связан со скоростью
восприятия или реагирования на внешние стимулы. Является ли интеллект
единым целым или он состоит из отдельных способностей, соответствующих
специфическим потенциям? Нельзя ли определить интеллект как набо
р таких потенций, число и значение которых зависит от встающих перед
индивидуумом задач? Не существуют ли различные типы интеллекта для задач
разных уровней сложности?В нашем веке были сформулированы различные
теории, пытавшиеся ответить на эти вопросы. В начале века Спирмен пришел
к выводу, что он может, исходя из поведения индивидуума, выделить некий
«генеральный» фактор интеллекта, который он назвал фактором G. Однако
нельзя было не признать, что при решении арифметической задачи, ремонте
двигателя или изучении иностранного языка мозг работает по-разному.
Некоторые люди более способны к одним видам деятельности, чем к другим, хотя общий («генеральный») уровень интеллекта у них может быть сходным.
28. В качестве ведущей характеристики личности выделяется направленность.
Существуют разные определения этого понятия, например «динамиче
ская тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев
), «доминирующее отношение» (В. Н. Мясищев), «основная жизненная
направленность» (Б.Г. Ананьев).Направленность – совокупность устойчивых
мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых
от наличной ситуации. Направленность личности всегда социально
обусловлена и формируется в процессе воспитания.Направленность –
это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких
формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал,
мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности
лежат мотивы деятельности.Влечение – это наиболее примитивная биологическая
форма направленности, это психическое состояние, выражающее неосознанную
или недостаточно осознанную потребность, является преходящим явлением,
поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается,
превращаясь в желание.Желание – это осознанная потребность и влечение
к чему-либо вполне определенному, будучи достаточно осознанным, имеет
побуждающую силу, обостряет осознание цели будущего действия и построение
его плана.Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включаетс
я волевой компонент.Вопрос о динамических тенденциях – главная проблема
направленности. Они в качестве мотивов определяют человеческую деятельность
, в свою очередь определяясь ее целями и задачами.Направленность включает
два связанных момента:предметное содержание, так как это всегда
направленность на определенный предмет;напряжение, которое возникает при этом.
29. Жизненные сценарии в судьбе человека Каждый человек еще в детстве,
чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает
в голове свои жизненные сценарии. Сценарий – это постепенно развертывающийся
жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влияние родителей. Этот психологический импульс толкает с большой силой
человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его
сопротивления или свободного выбора. Жизненные сценарии основываются
в большинстве случаев на родительском программировании,
. Существует много силвлияющих на человеческую судьбу: родительское
программирование, поддерживаемое "внутренним голосом",
конструктивное родительское программирование, поддерживаемое, подталкиваемое
течением жизни; семейный генетический код, предрасположенность к
определенным жизненным проблемам и способам поведения; внешние силы,
все еще называемые судьбой; свободные устремления самого человека.
Продуктом действия этих сил и оказываются разные типы жизненного пути,
которые могут смешиваться и вести к одному или другому типу судьбы:
сценарному, несценарному, насильственному или независимому. Возможны
четыре основных жизненные сценария: 1. "Я" – хороший, "Все ОНИ – хорошие
жизнь – хороша" – сценарий "победителя"; 2. "Я" – плохой, "ОНИ – плохи,
жизнь – плоха" – сценарий "побежденного", неудачника; 3. "Я" – хороший, но
"ОНИ – плохие, жизнь – плоха" – сценарий "озлобленного пессимиста", 4. "
Я" – плохой, а "ОНИ" – хорошие – сценарий "комплекса неполноценности
30.Термин "комплекс неполноценности" ввел психолог А. Адлер. Он полагал, что все дети испытывают чувство неполноценности, являющееся неизбежным
следствием их физических размеров и недостатка сил и возможностей.
Сильное чувство неполноценности, или "комплекс неполноценности", может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка расти, "стать таким же сильным или даже сильнее других", стремиться к совершенствованию, к превосходству, к развитию своих способностей. По Адлеру, борьба за личное превосходство, за господство над другими (что проявляется в жажде власти и агрессии) –
это невротическое извращение, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса. Оно не может принести признания и
удовлетворения личности, которая ищет его таким образом. Каждый человек
вырабатывает свою жизненную цель, служащую сосредоточением его стремлений
и достижений. Формирование жизненных целей начинается в детстве как
компенсация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности в мире
взрослыхЖизненный стиль — это «значение, которое человек придает миру
и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые
он использует при решении жизненных проблем» (там же). Жизненный стиль
характеризуется: 1) очень ранним формированием; 2) ошибочностью;
3) устойчивостью. Психологический рост – это прежде всего движение от
центрированности на себе и целей личного превосходства к задачам конструктивного
овладения средой и социально полезного развития, сотрудничества с людьми.
Конструктивное стремление к совершенству плюс сильное общественное
чувство и кооперация, сотрудничество – основные черты здоровой личности.
31.В отечественной психологии личность изучается с двух точек зрения:
С позиции введения в методологию и теорию психологии личностного
принципа. Он означает, что все психические процессы - внимание, память
, мышление - носят активный, избирательный характер, т.е. зависят
от особенностей личности (мотивации, интересов, целей, характера).
С точки зрения изучения личности самой по себе - ее структуры, особенностей
формирования и развития, самосознания и самооценки.
Главная идея Выготского состояла в утверждении положения о развитии высших
психических функций. Они формируются у ребенка в процессе онтогенетического
развития в общении со взрослым. Развитие, по Выготскому, связано с
усвоением культурных знаков, самым совершенным из которых является
слово. В связи с проблемой высших психических функций обсуждается феномен натуральных психических функций, которые являются врожденными
и непосредственными. Развитие, согласно Выготскому, идет по двум линиям.
"В развитии ребенка представлены (не повторены) оба типа психического
развития, которое мы в изолированном виде находим в филогенезе:
биологическое и историческое, или натуральное и культурное, развитие
поведения. Личность по Леонтьеву - внутренний момент деятельности.
Ребенок становится личностью лишь как субъект общественных отношений.
Понятие личности обычно сопоставляется с понятием индивида. "Понятие
"индивид" выражает неделимость, целостность и особенность конкретного
субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид
- продукт филогенетического и онтогенетического развития. Личность –
относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического
развития человека; она "производится", создается общественными
отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности").
Структура личности раскрывается им через понятие мотива и деятельности.
Важным моментом в исследовании личности, по Рубинштейну, являются
особенности ее включения в более широкий контекст - не только в
деятельность, но и в жизнедеятельность. "Сущность человеческой личности,
- говорит Рубинштейн, - находит свое завершающее выражение в том,
что она имеет свою историю
32.Зигмунд Фрейд выдвинул теорию о том, что люди
находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки
которого лежат в сфере неосознаваемых побуждений.В
психической жизни Фрейд выделил три уровня:Сознание,
Предсознательное,бессознательное. Юнг утверждал, что
душа состоит из трёх отдельных взаимодействующих структур
:Эго,личное бессознательное,коллективное бессознательное
Эго является центром сферы сознания и включает в себя все
мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря
которым мы чувствуем свою целостность. Наиболее известным
вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные эго-направленности:Экстраверсия,интроверсия.
Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять
свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая
носителя энергии с внешним миром. Данный тип естественно
и спонтанно проявляет интерес и уделяет внимание объекту
– другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству.
Интроверт же характеризуется тенденцией своего либидо устремляться вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или
чувства. Наиболее успешно интроверт взаимодействует сам с собой и в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам.