УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. а) основная литература:
а) основная литература:
1. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Н.Г. Осухова. - М.: Академия, 2012. – 319 с. - (Высшее профессиональное образование).
2. Серебрякова К.А. Психологическое консультирование в работе школьного психолога: [учебное пособие для вузов] / К.А. Серебрякова. - М.: Академия, 2010. - 284 с. - (Высшее профессиональное образование). - (Педагогические специальности).
3. Турченко, Вера Ивановна. Дошкольная педагогика [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов [Гриф Российской академии образования] / В. И. Турченко. - 3-е изд., стер. - Москва : Флинта, 2013.
4. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник для вузов / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2011. - 268 с. - (Высшее профессиональное образование). - (Бакалавриат). - (Психолого-педагогическое образование).
5. Эльконин, Даниил Борисович. Детская психология : учебное пособие для вузов / Д. Б. Эльконин ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 6-е изд., стер. - Москва : Академия, 2011.
б) дополнительная литература:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Юрайт, 2010. - 811 с. - (Основы наук).
2. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов [Гриф УМО] / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб. [и др.]: Питер, 2013.
3. Дубровина И.В. Психология: учебник [Гриф Минобразования РФ] / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 2012. – 460 с.
4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков: [учебное пособие для средних и высших педагогических учебных заведений] / В.П. Кащенко. - М.: Академия, 2010.
5. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, А.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2009.
6. Лисина М.И.. Формирование личности ребенка в общении: научное издание / М.И. Лисина. - СПб. [и др.]: Питер, 2009. - 318 с.
7. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для вузов [Гриф Минобразования РФ] / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2012.
8. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник [Гриф Минобразования РФ] / Е.О. Смирнова. - СПб. [и др.]: Питер, 2011.
9. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие для вузов / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. - М.: Академия, 2011.
Приложение 1
Образец оформления титульного листа
курсовой работы
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Свердловской области
«Свердловский областной педагогический колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Психология»
на тему:
«___________________________________»
Выполнил: ________________
Группа: ___________________
Научный руководитель:
__________________________
Оценка: ___________________
Екатеринбург 2016
Приложение 2
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ | ||
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ | ||
1.1. Понятие эмоциональной сферы личности | ||
1.2. Особенности эмоциональной сферы в подростковом возрасте | ||
1.3. Подростки группы риска и их особенности | ||
1.4. Гендерные особенности проявления эмоциональной сферы в подростковом возрасте | ||
Выводы по главе | ||
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА | ||
2.1. Организация и процедура исследования | ||
2.2. Методы и методики исследования | ||
2.3. Результаты исследования | ||
2.3.1. Результаты описательной статистики | ||
2.3.2. Результаты сравнительной статистики | ||
2.3.3. Результаты корреляционного анализа | ||
Выводы по главе | ||
3. ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ | ||
3.1. Методологическое обоснование программы | ||
3.2. Содержание программы | ||
3.3. Особенности реализации программы | ||
Выводы по главе | ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | ||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | ||
ПРИЛОЖЕНИЯ |
Приложение 3
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ВВЕДЕНИЯ ДЛЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: уровень сформированности социальной идентичности может с той или иной степенью достоверности прогнозировать поведение человека в социуме, принимаемые и отвергаемые жизненные ценности и нормы, интересы и принципы, стереотипы и установки. Поскольку социальная идентичность – это осознание своей принадлежности к социальной группе, значит – это и принятие значимых в данной группе ценностей, установок, стереотипов и норм [63].
Как интегрируются в одном и том же человеке совершенно различные по своей природе паттерны личностного и безличного поведения? Почему в одних случаях человек чувствует, думает и действует, как уникальная и неповторимая личность, а в других – как унифицированная, тождественная другим, безличная частица некоторого целого? Как осуществляется выбор поведения, сдвиг от поведения межгруппового к межличностному, и наоборот?
Теория социальной идентичности (Г. Тэджфел и Дж. Тернер) раскрывает один из вариантов решения данной проблемы, а именно, наибольший интерес представляют самые поздние ее версии и, в частности, дискуссия о противоречивости, антагонизме межгрупповых и межличностных начал в человеке. Напомним релевантные поставленной проблеме положения данной научной концепции. Авторы определяют межгрупповое поведение как «…любое поведение, демонстрируемое одним или большим числом действующих лиц в отношении одного или большего числа других на основе идентификации действующих лиц (себя и других) как принадлежащих к различным социальным группам или категориям» [54, с. 7]. По мнению Г. Тэджфела, межличностные и межгрупповые формы взаимодействия представляют собой два полюса единого биполярного континуума, на котором можно расположить все возможные варианты социального поведения. Один полюс – взаимодействие, которое полностью определяется межличностными отношениями и индивидуальными характеристиками участников, и на которое не оказывает влияние принадлежность к разным социальным категориям. На другом полюсе – взаимодействие между людьми, полностью детерминированное их групповым членством, на которое не влияют их индивидуальные отношения и характеристики [54].
Изучение особенностей формирования социальной идентичности в подростковом возрасте приобретает особую значимость в связи с тем, что именно в этом возрасте идет интенсивный процесс формирования, становления и развития личности, что в значительной степени определяет особенности поведения подростка в социуме.
Здесь очень важно учесть все особенности данного возрастного периода, рассматривая социальные условия, влияющие на формирование социальной идентичности подростков, воспитывающихся в семье или же в учреждениях государственного воспитания (УГВ).
На сегодняшний день в образовательных учреждениях, в том числе и детских домах, основной преподавательский состав – женщины, что накладывает отпечаток на то, как складываются представления воспитанников УГВ о поведении, свойственном своему полу, особенностях взаимодействия в социуме за рамками учреждений. Существующие данные о выпускниках детских домов свидетельствуют о низком уровне их адаптированности к самостоятельной жизни в обществе, трудностях их социализации. И в этой связи представляется особо важным более глубокое и разностороннее изучение факторов, влияющих на формирование социальной идентичности подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили:
· положения о социальной идентичности в рамках пcихоаналитичеcкого направления (3. Фрейд, Э. Эрикcон, J.E. Marcia, A. Waterman), согласно которым идентичность понимается, как чувство ощущения «себя», и имеет динамический характер развития;
· научные взгляды на социальную идентичность представителей cимволичеcкого интеракционизма (Ч. Кулей, Дж. Мид, Е. Gоffman, R.D. Fоgelsоn), раскрывающие особенности социального происхождения «Я»;
· теория социальной идентичности (Г. Тэджфел, Дж. Тернер), согласно которой каждый индивид характеризуется определенными социальными характеристиками, демонстрирующими его членство в группе, а также индивидуальными характеристиками, которые более специфичны и уникальны;
· конструкционистская модель анализа идентичности (Г.М. Андреева, П. Бергер, Л.Г. Ионин, Дж. Келли, Т.Т. Лукман, Т.Г. Стефаненко), дающая возможность решения задач, посвященных поиску возможностей конструирования социальной идентичности и построению системы ценностей [3].
В настоящее время имеется ряд научно-практических исследований, связанных с изучением социальной идентичности (А.Ю. Агафонов, Т.С. Баранова, Н.Л. Иванова, А.В. Микляева, П.В. Румянцева и др.). Вместе с тем, отдельные аспекты этой проблемы не получили еще достаточно глубокой научной разработки. Высказываемые отдельными исследователями положения нередко носят весьма противоречивый характер и требуют более глубокого осмысления и анализа [8].
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации теоретических представлений о формировании социальной идентичности подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях.
Изучение проблемы формирования социальной идентичности имеет важное практическое значение для разработки рекомендаций, направленных на организацию успешного воспитательного процесса детей подросткового возраста.
Проблема исследования: несформированность социальной идентичности влечет за собой трудности адаптации и социализации.
Цель исследования: выявить социально-психологические особенности социальной идентичности подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях.
Объект исследования: социальная идентичность как социально-психологический феномен.
Предмет исследования: социально-психологические особенности социальной идентичности подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях в гендерном аспекте.
Гипотезы:
· возможно, имеются специфические особенности в формировании социальной идентичности подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях;
· предположительно, имеются значимые различия в сформированности социальной идентичности подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях;
· вероятно, показатели сформированности социальной идентичности взаимосвязаны с психологическими особенностями личности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
· изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме формирования социальной идентичности в подростковом возрасте и особенностей ее становления в условиях социальной депривации;
· разработать программу психолого-педагогического сопровождения развития социальной идентичности подростков, воспитывающихся в учреждениях государственного воспитания, с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей.
Приложение 4
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
Автора
Авидон И.Ю. Тренинги формирования команды / И.Ю. Авидон, О.В. Гончукова. Санкт-Петербург: Речь. 2008. 130 с.
Агеев В.С. Социальная идентичность личности: учебное пособие для студентов вузов / В.С. Агеев, Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. Москва: Аспект Пресс. 2003. 475 с.
Более 3 авторов
История России: учебное пособие для студентов всех специальностей / Б.Н. Быков [и др.]; отв. ред. В.Н. Сухов. Санкт-Петербург: Изд-во СПбЛТА, 2001. 231 с.
Диссертации
Иванова Н.Л. Психологическая структура социальной идентичности: диссертация … кандидата психологических наук / Н.Л. Иванова. Ярославль. 2003. 339 с.
Авторефераты диссертаций
Рымарев Н. Ю. Личностные особенности подростков с различной гендерной идентичностью: автореферат диссертации ... кандидата психологических наук / Н. Ю. Рымарев. Краснодар, 2006. 22 с.
Статьи в журналах
Самошкина И. С. Территориальная идентичность как социально-психологический феномен / И. С. Самошкина// Вопросы психологии. 2008. № 4. С. 99 – 106.