По выполнению контрольной работы
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Учебная дисциплина
ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Для студентов заочной формы обучения направления подготовки
100400 Туризм
Новосибирск 2012
Методические указания разработал
Хижняк Александр Владимирович – старший преподаватель _______________
Учебно-методическое обеспечение согласовано с библиотекой университета.
Зав. библиотекой ____________________________________ Н. Ю. Долгова
Утверждено на заседании кафедры социальных коммуникаций и социологии управления (протокол от «_____» ___________ 20___ г. № _______).
Заведующий кафедрой
доктор социологических наук, профессор __________________ Н. М. Воловская
СОГЛАСОВАНО:
Выпускающая кафедра по направлению (специальности) [наименование кафедры]
Заведующий кафедрой
[ученая степень, ученое звание]
[Ф.И.О.]
Ó Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель учебной дисциплины «Психология делового общения»: дать системное представление о психологических аспектах делового общения как форме мыслительной, эмоционально-волевой деятельности личности по конструктивному взаимодействию с другими людьми в профессиональной коммуникации.
Основные задачи изучения дисциплины:
1) уметь оптимально организовать подготовку к проведению деловой встречи и разработать ее стратегию;
2) научиться определять индивидуальные свойства личности на основе внешних признаков (темперамент, характер, способности) и поведенческо-психологические особенности собеседника (цели, мотивы, эмоциональное состояние, позицию в общении, искренность, лживость) и т.д.;
3) знать и уметь выделять наиболее действенные факторы, влияющие на результативность и точность постижения психологии собеседника в житейской и профессиональной практике;
4) уметь учитывать природу индивидуальных различий в поведении и менталитете партнера при проведении деловых встреч;
5) уметь противостоять спекулятивной тактике уловок, если она применена со стороны оппонента;
6) уметь выявлять и расширять круг общих интересов с партнером по обсуждаемой проблеме с целью принятия взаимовыгодного решения и др.;
7) изучить приемы, которые помогут сделать деловое общение активным и конструктивным.
По окончанию изучения учебного курса «Психология делового общения» студент должен:
- иметь представления о круге психологических проблем, связанных с деловым общением; о существующих методологических подходах к рассмотрению личности; о состоянии научно-практических достижений, являющихся технологической основой учебного модуля; об основных сферах применения полученных знаний;
- знатьобъект, предмет, цели, задачи, место дисциплины «Психология делового общения» среди других учебных курсов; основные понятия, фактологический материал, признаки, параметры, характеристики, свойства предмета изучения, этапы процесса делового общения и его элементы, связи между ними; методы, средства, приемы и психотехнологии эффективного взаимодействия в деловом общении;
- уметьнаблюдать и описывать результаты наблюдений за поведением людей и ситуациями взаимодействия; выдвигать гипотезы о причинах возникновения коммуникативных барьеров; выбирать оптимальные способы ведения деловых встреч, телефонных разговоров и других видов делового общения; прогнозировать развитие событий.
РАЗДЕЛ 2. ИНСТРУКЦИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Порядок выполнения контрольной работы состоит из следующих этапов:
1. Определите цель и задачи выполнения контрольной работы, которые должны быть достигнуты при выполнении соответствующих заданий;
2. Представьте перечень этапов выполнения контрольной работы: реферативная теоретическая часть, тестовые задания, список литературы. Требования к структуре контрольной работы, которые должны быть соблюдены студентом.
Структура контрольной работы
1. Теоретическая часть: текст теоретического задания и ответ на теоретическое задание.
2. Практическая часть: решение тестовых заданий будет излагаться в виде кода правильных ответов на предложенные тестовые задания.
3. Библиографический список.
Каждый из десяти вариантов контрольной работы дисциплины «Психология делового общения» содержит: теоретическую часть в форме реферативного изложения материала по предложенной теме и практическую часть, представленную десятью тестовыми заданиями.
Для подготовки к написанию контрольной работы необходимо иметь целостное представление о дисциплине. Для этого студент должен: прослушать цикл лекций, вести подробный конспект, изучать соответствующую литературу по темам курса, консультироваться с преподавателем, что является подготовительным этапом к написанию контрольной работы.
Основной этап, написание контрольной работы, состоит из выбора варианта контрольной работы, консультации с преподавателем, в случае такой необходимости, по вопросам изучения соответствующей литературы, самостоятельной работы над подробным изучением темы, связанной с ситуационными задачами, решения ситуационных задач и тестовых заданий.
Основными элементами, определяющими структуру выполнения подготовительного этапа, является понимание цели и задач дисциплины, ее предметной области, наличие представлений о круге вопросов психологии коммуникации, о теоретических и концептуальных подходах к решению соответствующих проблем, усвоение системы категорий и понятий, понимание терминологии.
Элементами, определяющие структуру выполнения основного этапа контрольной работы является умение выделять предметную область дисциплины; обобщать, интерпретировать фактические данные; выдвигать гипотезы о причинах возникновения той или иной межличностной ситуации; формулировать проблему в психологических терминах и выбирать методы, способы и средства ее разрешения; уметь прогнозировать дальнейшее развитие событий в ситуации общения.
Объем текста контрольной работы не должен превышать: при рукописном варианте – 16 страниц тетрадного формата или 10 страниц формата А4 (210х297 мм) при этом текст работы пишется четким разборчивым почерком на обеих сторонах листа тетрадного формата или на обеих сторонах листа формата А4; при наборе студентом текста работы на компьютере – 8 страниц, при этом текст печатается на одной стороне листа бумаги формата А4 (210х297 мм).
Конечной целью выполнения соответствующего задания является решение ситуационной задачи с подробным описанием анализа ситуации, ее причин и метода ее разрешения с обоснованием выбора этого метода, а также решения тестовых заданий.
3. Выберите свой вариант контрольной работы. Стандартом устанавливается 10 вариантов контрольной работы. Выбор варианта осуществляется по последней цифре номера зачетной книжки студента в соответствии с таблицей. Контрольные работы, выполненные не по своему варианту, к защите не допускаются.
Таблица - Выбор вариантов контрольной работы
Номер варианта контрольной работы | Последняя цифра номера зачетной книжки студента (студенческого билета) |
РАЗДЕЛ 3. ЗАДАНИЯ