Менеджер и человеческие отношения
Содержание
1 Я – руководитель 3
1.1 Стиль управления 3
1.2 Менеджер и человеческие отношения 7
2 Мои мотивы 8
Приложения
Я – руководитель
Стиль управления
Каждому, кто продвигается наверх, важно знать заранее, каким образом он сможет раскрыть, развить и применить в деле свои лидерские таланты и в какой сфере деятельности ему лучше себя проявить. Это имеет решающее значение для карьеры и предпринимательского успеха.
Тезисы теста
1) Ответственность и забота о других людях – две основные черты Вашего характера.
2) Вы считаете невозможным управление без хорошо продуманной организации и контроля.
3) Вы полагаете, что лидер должен уметь соблюдать нейтралитет и всегда быть объективным.
4) Лидером может быть только тот, кто работает больше всех и почти во всех областях делает больше своих подчиненных.
5) Лидер в бизнесе должен быть не только хорошим администратором, но и понимать проблемы новейших технологий.
6) Лидером может быть только тот, кто способен выдержать серьезную конкуренцию, продвигаясь по должностной или карьерной лестнице.
7) Лидер должен реально представлять себе главную цель и стремиться к ее достижению.
8) Лидер должен заботиться о мелочах, которые могут повлечь за собой серьезные неприятности, если вовремя не обратить на них внимание.
9) Тот, кто «стоит у руля», не должен бояться по-отечески вести себя с подчиненными.
10) Лидер соответствует своему положению лишь тогда, когда в его команде вполне могут положиться на его справедливость.
11) Искусство руководить людьми – это в первую очередь способность импровизировать.
12) Тот, кто хочет управлять людьми, не должен бояться борьбы без правил, конфликтных ситуаций и конкуренции.
13) Чаще всего неудачи происходят от того, что решения лидера недостаточно продуманы.
14) Важнейшие черты подчиненных – лояльное отношение к лидеру, преданность ему и надежность.
15) Лидер не должен бояться прослыть «всезнайкой» или «самым умным».
16) Лидер должен критиковать своих сотрудников и четко формулировать претензии к ним.
17) Лавры победителя всегда достаются лидеру.
18) Стать лидером удается только тому, кто способен на крайние меры и не задумывается о последствиях своих действий.
19) Лидерство – это способность дать новую идею, новое творческое направление, повести за собой потерявших веру людей.
20) Постоянное самосовершенствование – важнейшая черта лидера и главная предпосылка процветания его дела.
21) Лидер обязан уделять больше внимания психологическому климату в команде, нежели постановке и решению долгосрочных задач.
22) Лидеру совсем не обязательно выглядеть привлекательно.
23) Лидер не должен быть бюрократом. Его задача – это поддержка любой прогрессивной инициативы.
24) Настоящий лидер – не только победитель. В борьбе за осуществление свой политики он должен быть готов к поражениям.
25) Лидер должен быть способен критически относиться к себе, постоянно развивать и укреплять свой мыслительно-аналитический потенциал.
26) Лидер способен внушить своим подчиненным, что все они – «одна семья».
27) Лидер должен быть хорошим аналитиком, контролером и отчасти бюрократом. Доза бюрократизма укрепляет авторитет.
28) Умение повести за собой людей. Вдохновить их на достижение цели – важная черта лидера. Но в первую очередь он должен заботиться о своем авторитете.
29) Лидер способен вовремя одобрить полезную идею, поддержать ее и способствовать ее воплощению в жизнь.
30) Умение разбираться в людях, знание психологии не слишком важны для современного лидера. Значительно полезнее умение пользоваться новыми компьютерными технологиями.
«А» – «Благодетель»: относится к подчиненным как к «родным детям», понимает их проблемы и заботиться о них. Чаще всего такой тип руководителя встречается в маленьких фирмах.
«Б» – «Консерватор»: ценит деловые качества подчиненных. Справедливый и сдержанный руководитель. Склонен к бюрократизму.
«В» – «Дипломат»: лидер с ярко выраженной склонностью к безупречной профессиональной игре, прекрасно умеет улаживать конфликты.
«Г» – «Серый кардинал»: чувствует себя первым среди равных. Упорно и прилежно трудится и в то же время остается в тени.
«Д» – «Импровизатор»: охотно импровизирует, инициативный предприниматель. Старается упражняться в решении технически сложных производственных проблем.
«Е» – «Борец»: лидер, обладающий бойцовскими качествами и склонный к борьбе. Всегда с успехом решает сложные задачи.
Обработанные результаты я представила в виде рисунка 1.
Рисунок 1 – Мой тип лидерства
Чаще всего я отношусь к тезисам в графе «А» – «Благодетель»: относится к подчиненным как к «родным детям», понимает их проблемы и заботиться о них. Чаще всего такой тип руководителя встречается в маленьких фирмах.
В столбце «В» мной не отмечено ни одного кружочка, что указывает на мои слабые места в лидерстве.
«В» – «Дипломат»: лидер с ярко выраженной склонностью к безупречной профессиональной игре, прекрасно умеет улаживать конфликты.
В столбце «Д» мной не отмечено ни одного кружочка, что указывает на мои слабые места в лидерстве.
В столбце «Д» – «Импровизатор»: охотно импровизирует, инициативный предприниматель. Старается упражняться в решении технически сложных производственных проблем, мной не отмечено ни одного кружочка, что указывает на мои слабые места в лидерстве.
Менеджер и человеческие отношения
Для определения своей ориентации на производственные задачи или человеческие отношения был использован тест «Менеджер и человеческие отношения» (Приложения Б). Было представлено 80 утверждений, нужно дать ответ «правильно» или «ошибочно» утверждение по своему мнению.
Чем выше стандартная оценка, тем эффективнее является менеджер в практике человеческих отношений. При оценке не выше «5» Вы попадаете в категорию менеджеров, наименее компетентных в сфере человеческих отношений (исследования показывают, что таких менеджеров всего около 5 %). Оценка «75» и выше относит вас к 25 % наиболее сведущих в этой области.
Итак, большое количество очков говорит о положительном отношении к людям; но надо заметить, что излишняя доброжелательность не обязательно является лучшим подходом к конкретной ситуации. Минимум баллов означает чрезвычайно негативный взгляд на человечество. Результаты представлены на рисунке 2.
0 45 80
Рисунок 2 – Менеджер и человеческие отношения
По результатам теста оценка 45 относит примерно к 80% компетентных в человеческих отношениях. Среднее количество баллов говорит о лояльном отношении к людям, без излишней дипломатии.
Мои мотивы
Для проведения самооценки своих мотивов к труду был предложен тест (Приложение В). Были предложены 33 утверждения с четырьмя вариантами ответов, нужно было распределить 11 балов между этими вариантами, затем подставить результаты в ключ к обработке результатов и определить свой мотивационный фактор.
Выделенные мотивационные факторы:
1 ̶ потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении, желание иметь работу с хорошим набором льгот и надбавок;
2 ̶ потребность в хороших условиях работы и комфортной обстановке;
3 ̶ потребность в чётком структурировании работы, наличии обратной связи и информации, позволяющей судить о результатах работы. Потребность в снижении неопределённости;
4 ̶ потребность в социальных контактах: общение с широким кругом людей, легкая степень доверительности, тесная связь с коллегами;
5 ̶ потребность формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения, малое число коллег по работе, значительная степень близости взаимоотношений, доверительности;
6 ̶ потребность в завоевании признания со стороны других людей, в том чтобы окружающие ценили заслуги, достижения и успехи индивидуума;
7 ̶ потребность ставить для себя сложные цели и достигать их это показатель потребности следовать поставленным целям и быть самомотивированным;
8 ̶ потребности во влиятельности и власти, стремление руководить другими; настойчивое стремление к конкуренции и влиятельности;
9 ̶ потребность в разнообразии, переменах, стимулировании; стремление избегать рутины и скуки;
10 ̶ потребность быть креативным, анализирующим, думающим работником, открытым для новых идей;
11 ̶ потребность в совершенствовании, росте и развитии как личности
12 ̶ потребность в ощущении востребованности в интересной общественно полезной работе.
После обработки результатов тестирования я выявила, что мой наибольший результат по 6 мотивационному фактору, а наименьший по 4, результаты представила на рисунке 3.
Рисунок 3 – Мотивационный профиль
Что бы мотивировать меня к эффективной работе предполагаемому работодателю следует обеспечить меня интересной и полезной работой для меня, обеспечить меня комфортным, удобным рабочим местом и при выполнении или перевыполнении рабочего плана работодателю нужно поощрять меня, как морально, так и материально.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Тест «Ваш стиль лидерства»
Инструкция к тесту
Прочитайте все тезисы теста и отметьте 12 из них, в большей степени соответствующих Вашей точке зрения. Постарайтесь быть честными с собой.
Обработка результатов
Отмеченные Вами номера тезисов обведите кружочками в приведенной ниже таблице. Сложите количество кружочков в каждой колонке и запишите в пустой графе внизу. Теперь видно, где Вы чаще всего соглашались с тезисами теста; Вы соответствуете тому типу лидера, в какой графе у Вас оказалось больше кружочков. Обратите внимание также на Ваши психологически слабые места в лидерстве, то есть на тот столбец, где Вы не отметили ни одного кружочка лидеров.
«А» | «Б» | «В» | «Г» | «Д» | «Е» |
(1) | |||||
(7) | (8) | (10) | (12) | ||
(13) | (14) | (16) | |||
(20) | (24) | ||||
(25) | (28) | ||||
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Тест «Менеджер и человеческие отношения»
Этот тест содержит 80 вопросов о Ваших отношениях с людьми: руководством, коллегами, подчиненными. Тест не предполагает владения специальной терминологией и определяет скорее установки, чем познания.
Вам необходимо прочитать каждое утверждение и определить свое отношение к нему, дав ответ «правильно» или «ошибочно». Если Вы считаете, что утверждениеправильно, обведите букву «П», если Вы считаете его ошибочным – обведите букву «О». Даже если вам трудно определить Ваше отношение к какому-либо утверждению, сделайте, пожалуйста, свой выбор.
Оцениваемое утверждение | Ответ | |
1) Надо, насколько возможно, относиться к проблеме каждого подчиненного, как к личной | (П) | О |
2) Признание хорошо выполненной работы всегда стимулирует работника | (П) | О |
3) Работник никогда не должен иметь двух начальников | (П) | О |
4) Большая часть профсоюзных лидеров на самом деле не интересуется судьбой трудящихся | П | (О) |
5) Так как большинство людей имеют схожее прошлое, можно с ними обходиться одинаково | П | (О) |
6) Различные виды работ требуют разнообразного подхода со стороны руководящего состава | (П) | О |
7) Менеджер должен всегда обращаться к подчиненным письменно | П | (О) |
8) Надо создавать настолько хорошие условия работы, насколько это возможно | (П) | О |
9) Работников, которые никогда не упустят случая обмануть, так мало, что их существование не заслуживает внимания | П | (О) |
10) Менеджер должен остерегаться принимать участие в общественной деятельности, вовлекая туда членов своего коллектива | П | (О) |
11) Золотое правило руководства: «Ведите себя со своими подчиненными так, как бы вы хотели, чтобы ваш руководитель обращался с вами» | (П) | О |
12) Любое продвижение по службе или изменение ситуации должно быть обсуждено заранее с заинтересованным лицом | (П) | О |
13) Работники хуже работают, если их деятельность строго контролируется | П | (О) |
14) При объяснении персоналу политики предприятия не должно оставаться никаких белых пятен | П | (О) |
15) Конфликты между работниками случаются чаще всего из-за различия характеров | (П) | О |
16) Женщины являются, по крайней мере, такими же эффективными работниками, как и мужчины | (П) | О |
17) Люди, у которых уровень культуры не очень высок, обычно с трудом решают свои проблемы | (П) | О |
18) Лучше, если это возможно, позволить работникам самим устанавливать уровень своей производительности | П | (О) |
19) Как правило, шутки между работниками не уместны | П | (О) |
20) Любое подразделение предприятия должно требовать, чтобы его персонал отмечал в журнале время прихода и ухода | (П) | О |
21) Просьбы об отлучке почти всегда являются обоснованными | П | (О) |
22) Работники лучше работают, если могут высказать свое мнение о способе выполняемой ими задачи | П | (О) |
23) Менеджер должен относиться к своим подчиненным так, как будто они являются такими же способными, как и он сам | П | (О) |
24) Обычно в случае неповиновения надо сразу же принимать дисциплинарные меры | П | (О) |
25) Если у члена коллектива семейные проблемы, и он говорит об этом своему руководителю, последний должен дать ему совет | (П) | О |
26) Для выполнения некоторых задач менеджеры не являются действительно необходимыми | (П) | О |
27) Чем меньше менеджер разговаривает с подчиненными, тем лучше они себя чувствуют | (П) | О |
28) Любое повышение по службе должно быть продиктовано соображениями профессиональной эффективности | (П) | О |
29) Часто является полезным примерно наказать одного из работников для того, чтобы предупредить тех, кто не подчиняется распорядку | (П) | О |
30) Для того чтобы лучше контролировать свое отделение, менеджер должен сохранять дистанцию со своими подчиненными | (П) | О |
31) Необходимо, прежде всего, рассматривать каждого работника как личность | (П) | О |
32) Если работник сетует на условия работы, за этим обычно скрывается другая проблема | П | (О) |
33) Чем лучше менеджер знает свой персонал, тем легче ему поддерживать дисциплину | (П) | О |
34) Большинство людей работает только ради денег | (П) | О |
35) Большинство людей предпочитает, чтобы им говорили, что они должны делать | (П) | О |
36) Сокращение, временное прекращение или отмена перерывов на кофе редко представляют собой эффективные дисциплинарные меры | (П) | О |
37) Работники должны отмечаться каждый раз, когда они приходят или уходят со службы | (П) | О |
38) Персонал должен быть всегда заблаговременно информирован о любом существенном изменении, относящемся к нему | (П) | О |
39) Большинство предприятий нуждаются в своей собственной службе безопасности | (П) | О |
40) Перерывы, предоставляемые персоналу, мало повышают производительность | (П) | О |
41) Любая неприятная работа заслуживает дополнительного вознаграждения | (П) | О |
42) Менеджер должен придавать самое большое значение чувствам, которые его подчиненные питают к своей работе | (П) | О |
43) Легче провести изменения, если привлечь к планированию людей, которых эти перемены затрагивают | (П) | О |
44) Звуковой сигнал – это хорошее средство для того, чтобы отметить начало и конец перерыва | П | (О) |
45) Сотрудники не должны знать руководство организации « в лицо» | П | (О) |
46) Большинство работников в состоянии внести более существенный вклад в производительность своего отделения | (П) | О |
47) Личные телефонные звонки должны быть строго запрещены во время рабочего дня | (П) | О |
48) Высокая производительность заслуживает специального вознаграждения | (П) | О |
49) Любой менеджер должен иметь возможность уединиться в своем кабинете | (П) | О |
50) Конфликты и споры редко способствуют успешной работе | (П) | О |
51) Надо поощрять людей свободно обсуждать всевозможные личные проблемы с менеджером | (П) | О |
52) Часто бывает, что менеджер серьезно недооценивает способности своих подчиненных | (П) | О |
53) Любая информация, касающаяся политики предприятия, должна являться предметом как можно более широкого распространения | (П) | О |
54) Профсоюзные лидеры обычно слишком активны | (П) | О |
55) Хорошее средство для того, чтобы стимулировать работника к улучшению результатов, – обсуждение этих результатов в кругу его коллег | (П) | О |
56) Любая проблема дисциплинарного порядка касается только менеджера и работника, который имеет к этому отношение | (П) | О |
57) Сведения о заработной плате руководителей должны быть строго конфиденциальными | (П) | О |
58) Прежде чем принять решение о проведении изменений, надо, как минимум, получить согласие всех заинтересованных сторон | (П) | О |
59) Если один или несколько подчиненных знают по данному вопросу больше, чем менеджер, последний находится в более низком положении, даже если вообще он вполне компетентен | (П) | О |
60) Стоит позволять новым служащим осваиваться самим | (П) | О |
61) Если люди явно чем-либо недовольны, ответственность за это лежит обычно на руководстве | (П) | О |
62) Надо прибегать к дисциплинарным мерам только как к последнему средству | (П) | О |
63) Громкие и частые разговоры в рабочее время часто указывают на то, что люди интересуются своей работой | (П) | О |
64) Угроза возможных санкций часто повышает производительность | (П) | О |
65) Необходимо, чтобы было запрещено есть на рабочем месте | (П) | О |
66) Производительность возрастет, если менеджеры будут больше общаться со своими подчиненными | (П) | О |
67) Именно психологическая служба предприятия должна заниматься проблемами в общении | (П) | О |
68) Не должно существовать определенного наказания за опоздание | (П) | О |
69) Большая часть профессиональных проблем требует того, чтобы они были рассмотрены менеджером | (П) | О |
70) Профсоюзные лидеры вносят ничтожный вклад в повышение производительности | (П) | О |
71) Журнал учета рабочего времени персонала обычно повышает производительность | (П) | О |
72) «Спонтанные» остановки работ иногда бывают оправданными | (П) | О |
73) Служащие должны чувствовать себя свободно, участвуя в организации своего рабочего места | (П) | О |
74) Любое опоздание, хотя бы на пять минут, должно быть наказуемо | (П) | (О) |
75) Деньги почти всегда являются хорошим стимулом | (П) | О |
76) Кадровая политика предприятия должна, прежде всего, проявлять заботу о благополучии работников | (П) | О |
77) Большинство людей не находят личного удовлетворения в своей работе | (П) | О |
78) В случае неуважительного распоряжения служащий имеет право потребовать компенсации. | (П) | О |
79) Легко стимулировать персонал быть лояльным к предприятию | (П) | О |
80) Менеджер никогда не должен верить слухам | (П) | О |
Обработка результатов теста
Если Вы согласились с утверждение, фигурирующем в левом списке (отметили его буквой «П»), обведите его номер. Если Вы не согласились с утверждением, номер которого приведен в правом списке (пометили его буквой «О»), тоже обведите его номер.
Правильно | Ошибочно | |||||||||||||||
(1) | (2) | (3) | (6) | (8) | (11) | (12) | (4) | (5) | (7) | (9) | (10) | (14) | ||||
(16) | (26) | (28) | (31) | (19) | (24) | |||||||||||
(33) | (36) | (38) | (41) | (42) | (43) | (46) | (44) | (45) | ||||||||
(48) | (51) | (52) | (53) | (56) | (58) | (61) | (62) | |||||||||
(63) | (66) | 68) | (71) | (72) | (73) | (76) | (78) | (74) | ||||||||
Итого: ___34____ | Итого: __11_____ |
Сложите два итога:__45_____
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Тест «Мотивационный профиль»