Менеджер и человеческие отношения

Содержание

1 Я – руководитель 3

1.1 Стиль управления 3

1.2 Менеджер и человеческие отношения 7

2 Мои мотивы 8

Приложения

Я – руководитель

Стиль управления

Каждому, кто продвигается наверх, важно знать заранее, каким образом он сможет раскрыть, развить и применить в деле свои лидерские таланты и в какой сфере деятельности ему лучше себя проявить. Это имеет решающее значение для карьеры и предпринимательского успеха.

Тезисы теста

1) Ответственность и забота о других людях – две основные черты Вашего характера.

2) Вы считаете невозможным управление без хорошо продуманной организации и контроля.

3) Вы полагаете, что лидер должен уметь соблюдать нейтралитет и всегда быть объективным.

4) Лидером может быть только тот, кто работает больше всех и почти во всех областях делает больше своих подчиненных.

5) Лидер в бизнесе должен быть не только хорошим администратором, но и понимать проблемы новейших технологий.

6) Лидером может быть только тот, кто способен выдержать серьезную конкуренцию, продвигаясь по должностной или карьерной лестнице.

7) Лидер должен реально представлять себе главную цель и стремиться к ее достижению.

8) Лидер должен заботиться о мелочах, которые могут повлечь за собой серьезные неприятности, если вовремя не обратить на них внимание.

9) Тот, кто «стоит у руля», не должен бояться по-отечески вести себя с подчиненными.

10) Лидер соответствует своему положению лишь тогда, когда в его команде вполне могут положиться на его справедливость.

11) Искусство руководить людьми – это в первую очередь способность импровизировать.

12) Тот, кто хочет управлять людьми, не должен бояться борьбы без правил, конфликтных ситуаций и конкуренции.

13) Чаще всего неудачи происходят от того, что решения лидера недостаточно продуманы.

14) Важнейшие черты подчиненных – лояльное отношение к лидеру, преданность ему и надежность.

15) Лидер не должен бояться прослыть «всезнайкой» или «самым умным».

16) Лидер должен критиковать своих сотрудников и четко формулировать претензии к ним.

17) Лавры победителя всегда достаются лидеру.

18) Стать лидером удается только тому, кто способен на крайние меры и не задумывается о последствиях своих действий.

19) Лидерство – это способность дать новую идею, новое творческое направление, повести за собой потерявших веру людей.

20) Постоянное самосовершенствование – важнейшая черта лидера и главная предпосылка процветания его дела.

21) Лидер обязан уделять больше внимания психологическому климату в команде, нежели постановке и решению долгосрочных задач.

22) Лидеру совсем не обязательно выглядеть привлекательно.

23) Лидер не должен быть бюрократом. Его задача – это поддержка любой прогрессивной инициативы.

24) Настоящий лидер – не только победитель. В борьбе за осуществление свой политики он должен быть готов к поражениям.

25) Лидер должен быть способен критически относиться к себе, постоянно развивать и укреплять свой мыслительно-аналитический потенциал.

26) Лидер способен внушить своим подчиненным, что все они – «одна семья».

27) Лидер должен быть хорошим аналитиком, контролером и отчасти бюрократом. Доза бюрократизма укрепляет авторитет.

28) Умение повести за собой людей. Вдохновить их на достижение цели – важная черта лидера. Но в первую очередь он должен заботиться о своем авторитете.

29) Лидер способен вовремя одобрить полезную идею, поддержать ее и способствовать ее воплощению в жизнь.

30) Умение разбираться в людях, знание психологии не слишком важны для современного лидера. Значительно полезнее умение пользоваться новыми компьютерными технологиями.

«А» – «Благодетель»: относится к подчиненным как к «родным детям», понимает их проблемы и заботиться о них. Чаще всего такой тип руководителя встречается в маленьких фирмах.

«Б» – «Консерватор»: ценит деловые качества подчиненных. Справедливый и сдержанный руководитель. Склонен к бюрократизму.

«В» – «Дипломат»: лидер с ярко выраженной склонностью к безупречной профессиональной игре, прекрасно умеет улаживать конфликты.

«Г» – «Серый кардинал»: чувствует себя первым среди равных. Упорно и прилежно трудится и в то же время остается в тени.

«Д» – «Импровизатор»: охотно импровизирует, инициативный предприниматель. Старается упражняться в решении технически сложных производственных проблем.

«Е» – «Борец»: лидер, обладающий бойцовскими качествами и склонный к борьбе. Всегда с успехом решает сложные задачи.

Обработанные результаты я представила в виде рисунка 1.

Менеджер и человеческие отношения - student2.ru

Рисунок 1 – Мой тип лидерства

Чаще всего я отношусь к тезисам в графе «А» – «Благодетель»: относится к подчиненным как к «родным детям», понимает их проблемы и заботиться о них. Чаще всего такой тип руководителя встречается в маленьких фирмах.

В столбце «В» мной не отмечено ни одного кружочка, что указывает на мои слабые места в лидерстве.

«В» – «Дипломат»: лидер с ярко выраженной склонностью к безупречной профессиональной игре, прекрасно умеет улаживать конфликты.

В столбце «Д» мной не отмечено ни одного кружочка, что указывает на мои слабые места в лидерстве.

В столбце «Д» – «Импровизатор»: охотно импровизирует, инициативный предприниматель. Старается упражняться в решении технически сложных производственных проблем, мной не отмечено ни одного кружочка, что указывает на мои слабые места в лидерстве.

Менеджер и человеческие отношения

Для определения своей ориентации на производственные задачи или человеческие отношения был использован тест «Менеджер и человеческие отношения» (Приложения Б). Было представлено 80 утверждений, нужно дать ответ «правильно» или «ошибочно» утверждение по своему мнению.

Чем выше стандар­тная оценка, тем эффективнее является менеджер в практике человеческих отношений. При оценке не выше «5» Вы попадаете в категорию менеджеров, наименее компетентных в сфере человеческих отношений (исследования показывают, что таких менеджеров всего около 5 %). Оценка «75» и выше относит вас к 25 % наи­более сведущих в этой области.

Итак, большое количество очков говорит о положи­тельном отношении к людям; но надо заметить, что излишняя доброжелательность не обязатель­но является лучшим подходом к конкретной си­туации. Минимум баллов означает чрезвычайно негативный взгляд на человечество. Результаты представлены на рисунке 2.

   
   

0 45 80

Рисунок 2 – Менеджер и человеческие отношения

По результатам теста оценка 45 относит примерно к 80% компетентных в человеческих отношениях. Среднее количество баллов говорит о лояльном отношении к людям, без излишней дипломатии.

Мои мотивы

Для проведения самооценки своих мотивов к труду был предложен тест (Приложение В). Были предложены 33 утверждения с четырьмя вариантами ответов, нужно было распределить 11 балов между этими вариантами, затем подставить результаты в ключ к обработке результатов и определить свой мотивационный фактор.

Выделенные мотивационные факторы:

1 ̶ потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении, желание иметь работу с хорошим набором льгот и надбавок;

2 ̶ потребность в хороших условиях работы и комфортной обстановке;

3 ̶ потребность в чётком структурировании работы, наличии обратной связи и информации, позволяющей судить о результатах работы. Потребность в снижении неопределённости;

4 ̶ потребность в социальных контактах: общение с широким кругом людей, легкая степень доверительности, тесная связь с коллегами;

5 ̶ потребность формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения, малое число коллег по работе, значительная степень близости взаимоотношений, доверительности;

6 ̶ потребность в завоевании признания со стороны других людей, в том чтобы окружающие ценили заслуги, достижения и успехи индивидуума;

7 ̶ потребность ставить для себя сложные цели и достигать их это показатель потребности следовать поставленным целям и быть самомотивированным;

8 ̶ потребности во влиятельности и власти, стремление руководить другими; настойчивое стремление к конкуренции и влиятельности;

9 ̶ потребность в разнообразии, переменах, стимулировании; стремление избегать рутины и скуки;

10 ̶ потребность быть креативным, анализирующим, думающим работником, открытым для новых идей;

11 ̶ потребность в совершенствовании, росте и развитии как личности

12 ̶ потребность в ощущении востребованности в интересной общественно полезной работе.

После обработки результатов тестирования я выявила, что мой наибольший результат по 6 мотивационному фактору, а наименьший по 4, результаты представила на рисунке 3.

Менеджер и человеческие отношения - student2.ru

Рисунок 3 – Мотивационный профиль

Что бы мотивировать меня к эффективной работе предполагаемому работодателю следует обеспечить меня интересной и полезной работой для меня, обеспечить меня комфортным, удобным рабочим местом и при выполнении или перевыполнении рабочего плана работодателю нужно поощрять меня, как морально, так и материально.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Тест «Ваш стиль лидерства»

Инструкция к тесту

Прочитайте все тезисы теста и отметьте 12 из них, в большей степени соответствующих Вашей точке зрения. Постарайтесь быть честными с собой.

Обработка результатов

Отмеченные Вами номера тезисов обведите кружочками в приведенной ниже таблице. Сложите количество кружочков в каждой колонке и запишите в пустой графе внизу. Теперь видно, где Вы чаще всего соглашались с тезисами теста; Вы соответствуете тому типу лидера, в какой графе у Вас оказалось больше кружочков. Обратите внимание также на Ваши психологически слабые места в лидерстве, то есть на тот столбец, где Вы не отметили ни одного кружочка лидеров.

«А» «Б» «В» «Г» «Д» «Е»
(1)
(7) (8) (10) (12)
(13) (14) (16)
(20) (24)
(25) (28)
   

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Тест «Менеджер и человеческие отношения»

Этот тест содержит 80 вопросов о Ваших отношениях с людьми: руководством, коллегами, подчиненны­ми. Тест не пред­полагает владения специальной терминологией и определяет скорее установки, чем познания.

Вам необходимо прочитать каждое утверждение и определить свое отношение к нему, дав ответ «пра­вильно» или «ошибочно». Если Вы считаете, что утверждениеправильно, обведите букву «П», если Вы считаете его ошибочным – обведите букву «О». Даже если вам труд­но определить Ваше отношение к какому-либо утверждению, сделайте, пожалуйста, свой выбор.

Оцениваемое утверждение Ответ
1) Надо, насколько возможно, отно­ситься к проблеме каждого подчиненного, как к личной (П) О
2) Признание хорошо выполненной ра­боты всегда стимулирует работника (П) О
3) Работник никогда не должен иметь двух начальников (П) О
4) Большая часть профсоюзных лиде­ров на самом деле не интересуется судьбой трудящихся П (О)
5) Так как большинство людей имеют схожее прошлое, можно с ними об­ходиться одинаково П (О)
6) Различные виды работ требуют раз­нообразного подхода со стороны ру­ководящего состава (П) О
7) Менеджер должен всегда обращать­ся к подчиненным письменно П (О)
8) Надо создавать настолько хорошие условия работы, насколько это воз­можно (П) О
9) Работников, которые никогда не упустят случая обмануть, так мало, что их су­ществование не заслуживает внимания П (О)
10) Менеджер должен остерегаться при­нимать участие в общественной дея­тельности, вовлекая туда членов сво­его коллектива П (О)
11) Золотое правило руководства: «Веди­те себя со своими подчиненными так, как бы вы хотели, чтобы ваш руко­водитель обращался с вами» (П) О
12) Любое продвижение по службе или изменение ситуации должно быть обсуждено заранее с заинтересован­ным лицом (П) О
13) Работники хуже работают, если их деятельность строго контролируется П (О)
14) При объяснении персоналу полити­ки предприятия не должно оставать­ся никаких белых пятен П (О)
15) Конфликты между работниками слу­чаются чаще всего из-за различия характеров (П) О
16) Женщины яв­ляются, по крайней мере, такими же эффективными работниками, как и мужчины (П) О
17) Люди, у которых уровень культуры не очень высок, обычно с трудом решают свои проблемы (П) О
18) Лучше, если это возможно, позволить работникам самим устанавливать уро­вень своей производительности П (О)
19) Как правило, шутки между работниками не уместны П (О)
20) Любое подразделение предприятия должно требовать, чтобы его персо­нал отмечал в журнале время прихо­да и ухода (П) О
21) Просьбы об отлучке почти всегда яв­ляются обоснованными П (О)
22) Работники лучше работают, если мо­гут высказать свое мнение о способе выполняемой ими задачи П (О)
23) Менеджер должен относиться к сво­им подчиненным так, как будто они яв­ляются такими же способными, как и он сам П (О)
24) Обычно в случае неповиновения надо сразу же принимать дисциплинар­ные меры П (О)
25) Если у члена коллектива семейные проблемы, и он говорит об этом свое­му руководителю, последний должен дать ему совет (П) О
26) Для выполнения некоторых задач менеджеры не являются действи­тельно необходимыми (П) О
27) Чем меньше менеджер разговарива­ет с подчиненными, тем лучше они себя чувствуют (П) О
28) Любое повышение по службе должно быть продиктовано соображениями профессиональной эффективности (П) О
29) Часто является полезным примерно наказать одного из работников для того, чтобы предупредить тех, кто не подчиняется распорядку (П) О
30) Для того чтобы лучше контролировать свое отделение, менеджер должен сохра­нять дистанцию со своими подчиненными (П) О
31) Необходимо, прежде всего, рассматривать каждого работника как личность (П) О
32) Если работник сетует на условия работы, за этим обычно скрывается другая проблема П (О)
33) Чем лучше менеджер знает свой пер­сонал, тем легче ему поддерживать дисциплину (П) О
34) Большинство людей работает только ради денег (П) О
35) Большинство людей предпочитает, чтобы им говорили, что они должны делать (П) О
36) Сокращение, временное прекраще­ние или отмена перерывов на кофе редко представляют собой эффектив­ные дисциплинарные меры (П) О
37) Работники должны отме­чаться каждый раз, когда они при­ходят или уходят со службы (П) О
38) Персонал должен быть всегда забла­говременно информирован о любом существенном изменении, относя­щемся к нему (П) О
39) Большинство предприятий нуждают­ся в своей собственной службе безо­пасности (П) О
40) Перерывы, предоставляемые персоналу, мало повышают производительность (П) О
41) Любая неприятная работа заслужива­ет дополнительного вознаграждения (П) О
42) Менеджер должен придавать самое большое значение чувствам, которые его подчиненные питают к своей работе (П) О
43) Легче провести изменения, если при­влечь к планированию людей, кото­рых эти перемены затрагивают (П) О
44) Звуковой сигнал – это хорошее сред­ство для того, чтобы отметить нача­ло и конец перерыва П (О)
45) Сотрудники не должны знать руководство организации « в лицо» П (О)
46) Большинство работников в состоянии внести более существенный вклад в производительность своего отделения (П) О
47) Личные телефонные звонки должны быть строго запрещены во время ра­бочего дня (П) О
48) Высокая производительность заслужи­вает специального вознаграждения (П) О
49) Любой менеджер должен иметь возмож­ность уединиться в своем кабинете (П) О
50) Конфликты и споры редко способ­ствуют успешной работе (П) О
51) Надо поощрять людей свободно об­суждать всевозможные личные про­блемы с менеджером (П) О
52) Часто бывает, что менеджер серьез­но недооценивает способности своих подчиненных (П) О
53) Любая информация, касающаяся по­литики предприятия, должна яв­ляться предметом как можно более широкого распространения (П) О
54) Профсоюзные лидеры обычно слиш­ком активны (П) О
55) Хорошее средство для того, чтобы стимулировать работника к улучше­нию результатов, – обсуждение этих результатов в кругу его коллег (П) О
56) Любая проблема дисциплинарного порядка касается только менеджера и работника, который имеет к это­му отношение (П) О
57) Сведения о заработной плате руково­дителей должны быть строго конфи­денциальными (П) О
58) Прежде чем принять решение о про­ведении изменений, надо, как мини­мум, получить согласие всех заинтересованных сторон (П) О
59) Если один или несколько подчиненных знают по данному вопросу больше, чем менеджер, последний находится в более низком положении, даже если вообще он вполне компетентен (П) О
60) Стоит позволять новым служащим осваиваться самим (П) О
61) Если люди явно чем-либо недоволь­ны, ответственность за это лежит обычно на руководстве (П) О
62) Надо прибегать к дисциплинарным ме­рам только как к последнему средству (П) О
63) Громкие и частые разговоры в рабо­чее время часто указывают на то, что люди интересуются своей работой (П) О
64) Угроза возможных санкций часто по­вышает производительность (П) О
65) Необходимо, чтобы было запрещено есть на рабочем месте (П) О
66) Производительность возрастет, если менеджеры будут больше общаться со своими подчиненными (П) О
67) Именно психологическая служба пред­приятия должна заниматься пробле­мами в общении (П) О
68) Не должно существовать определен­ного наказания за опоздание (П) О
69) Большая часть профессиональных проблем требует того, чтобы они были рассмотрены менеджером (П) О
70) Профсоюзные лидеры вносят ничтож­ный вклад в повышение производительности (П) О
71) Журнал учета рабочего времени пер­сонала обычно повышает производи­тельность (П) О
72) «Спонтанные» остановки работ иног­да бывают оправданными (П) О
73) Служащие должны чувствовать себя свободно, участвуя в организации своего рабочего места (П) О
74) Любое опоздание, хотя бы на пять минут, должно быть наказуемо (П) (О)
75) Деньги почти всегда являются хоро­шим стимулом (П) О
76) Кадровая политика предприятия дол­жна, прежде всего, проявлять заботу о благополучии работников (П) О
77) Большинство людей не находят лич­ного удовлетворения в своей работе (П) О
78) В случае неуважительного распоря­жения служащий имеет право потре­бовать компенсации. (П) О
79) Легко стимулировать персонал быть лояльным к предприятию (П) О
80) Менеджер никогда не должен верить слухам (П) О

Обработка результатов теста

Если Вы согласились с утверждение, фигурирующем в левом списке (отметили его буквой «П»), обведите его но­мер. Если Вы не согласились с утверждением, номер которого приведен в правом списке (пометили его буквой «О»), тоже обведите его номер.

Правильно   Ошибочно
(1) (2) (3) (6) (8) (11) (12)   (4) (5) (7) (9) (10) (14)
(16) (26) (28) (31)   (19) (24)
(33) (36) (38) (41) (42) (43) (46)   (44) (45)
(48) (51) (52) (53) (56) (58) (61) (62)  
(63) (66) 68) (71) (72) (73) (76) (78)   (74)
  Итого: ___34____     Итого: __11_____

Сложите два итога:__45_____

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Тест «Мотивационный профиль»

Наши рекомендации