Тема 1. Предмет и задачи педагогики
Понятие «воспитание» в широком и узком значении. Образование как способ мышления. Закономерности педагогической деятельности.Методы педагогических исследований. Формирование педагогического идеала. Учения о системе воспитания.
Значение понятия «педагогика»:
1. педагогика – это наука.
2. педагогика – это «искусство», и тем самым она какбы приравнивается к практике.
3. педагогика – система деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях, установках.
4. педагогика – это педагогическая наука.
Педагогика – наука, изучающая особую, социальную и личностно детерминированную, характеризующуюся педагогическим целеполаганием и педагогическим руководством, деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества.
Объект педагогики: система отношений, возникающих в деятельности. Эту деятельность можно назвать воспитанием.
«Воспитание» имеет несколько значений:
1. Воспитание понимают в широком социальном смысле, когда речь идет о воздействии на человека всей окружающей действительности.
2. Воспитание понимают в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленная деятельность, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс.
3. Воспитание понимают в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа.
4. Воспитание понимают в еще более узком педагогическом смысле, когда имеется ввиду решение определенной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств, эстетических представлений и вкусов.
Ближе всего по смыслу к приведенным выше обозначениям стоит понятие социализация.
Социализация – процесс включения растущего человека в общество благодаря усвоению и воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культурой.
Объектом педагогической науки-является образование.
Объектом практической педагогической деятельности –является человек, которого обучают и воспитывают, но в то же время он и субъект познавательной деятельности.
Функции педагогической науки:
Описание, объяснение, предсказание явлений того участка действительности, который она изучает.
Задачи педагогической науки:
Необходимость получения знаний о том, как объективно протекает эта деятельность, что необходимо делать, чтобы она стала более эффективной, приводят к необходимости определения задач. Поэтому основной задачей педагогической науки является:
1. Выявление объективных закономерностей образовательного процесса.
2. разработка нового содержания образования и соответствующих ему методов, форм, систем обучения, воспитания, управления образованием.
3. саморефлексия, или осознание ею самой себя: способов получения объективного знания о педагогической действительности, о структуре науки, ее связи с практикой и т.п.
Закономерность – наиболее общая форма воплощения теоретического знания.
Закономерности, выявленные в педагогике существующих в педагогической деятельности:
1. Социальная сущность образования.
2. взаимодействие учителя и ученика, воспитателя и воспитанника в образовательном процессе.
3. Единство содержательной и процессуальной сторон обучения.
4. эффективность образовательного процесса закономерно зависит от материальных, гигиенических, морально-психологических и т.п. условий, в которых он протекает.
5. средства педагогической деятельности обусловлены задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации.
6. прочность усвоения содержания учебного материала тем больше, чем систематично организовано прямое и отсроченное повторение этого содержания и введение его в систему уже усвоенного ранее содержания.
Цели образования:
Цели образования как общественного явления обусловлены природой общества, в котором оно осуществляется. Цель – это представление о результате деятельности.
Цель заключается в следующем: передача социального опыта в виде совокупности знаний, способов деятельности, который воплощается в результате усвоения человеком умений и навыков.
Глоссарий:
Интеграция
Модель
Педагогическая деятельность
Педагогическая система
Социализация
Система
Функция
Целеполагание