Тестовый материал для самопроверки. 1. Немецкий философ ВильгельмДильтей выдвинул идею
1. Немецкий философ ВильгельмДильтей выдвинул идею
а) исследования психических состояний через физиологические реакции человека
б) использования физиологического эксперимента в изучении душевной жизни человека
в) разделения психологии на две парадигмы: гуманитарную и естественно-научную
г) внедрения теоретических разработок в педагогическую практику
2. Д.Н.Узнадзе и его ученики экспериментально доказали
а) неосознаваемый характер установки
б) осознаваемый характер установки
в) социальный характер установки
г) роль катарсиса в освобождении от пережитых в детстве психотравм
3. Автором статьи-манифеста бихевиоризма «Психология с точки зрения бихевиориста» является:
а) Джон Уотсон
б) Эдвард Толмен
в) Беррес Скиннер
г) Альберт Бандура
4. Для номотетического подхода в психологии характерно:
а) описание и понимание целостного душевного переживания человека в единстве с образом его жизни и деятельности
б) постижение индивидуальности каждой личности
в) формулировка общих закономерностей из множества экспериментальных фактов
г) опора на положения культурно-исторического подхода к изучению человеческой психики
5. Психология представляет собой объективную экспериментальную отрасль естественных наук с точки зрения:
а) психоанализа
б) бихевиоризма
в) гуманистической психологии
г) гештальтпсихологии
6. По теории З.Фрейда, принципу удовольствия в динамической структуре личности подчиняется
а) Оно
б) Сверх-Я
в) Я
г) Танатос
7. Бихевиоризм - это направление в психологии
а) отрицающее сознание как предмет психологии и сводящее психику к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций
б) считающее движущими силами развития личности инстинктивные влечения (сексуальные и агрессивные)
в) изучающее проблемы личности, её развития, активности, самоактуализации и самосовершенствования
г) объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации
8. Основателем бихевиоризма считается:
а) Эдвард Толмен;
б) Уильям Джемс;
в) Джонн Уотсон;
г) Вольфганг .Кёлер.
9. Согласно концепции Б.Скиннера, оперантное научение заключается
а) в положительном подкреплении желательной реакции
б) в положительном подкреплении ранее нейтрального стимула
в) в подражании образцам поведения значимых и успешных людей
г) в ощущении самоэффективности личности
10. Косвенное подкрепление как механизм научения предполагает
а) наблюдение за поведением других людей и последствиями этого поведения
б) вознаграждение социально-желательного поведения
в) наказание за нежелательные модели социального поведения
г) сочетание приятных стимулов с неприятными или ранее нейтральными стимулами.
Определите достоверность следующих тезисов:
§ По мнению бихевиористов, только поведение, поддающееся наблюдению и регистрации, может быть объективным предметом психологии.
§ Теорию оперантного научения предложил Альфред Адлер.
§ Понятие косвенного научения предложил Беррес Скиннер.
§ Джонн Уотсон разработал теорию поэтапного формирования умственных действий.
§ Карл Густав Юнг ввел понятие «коллективное бессознательное».
§ Автором работы «Толкование сновидений» является Карл Густав Юнг.
§ Альфред Адлер является автором понятий «комплекс неполноценности», «стиль жизни», «стремление к превосходству».
§ Эдвард Толмен считал, что поведение животных и людей определяется выученными моторными реакциями.
§ Альфред Бандура считал, что поведение животных и людей определяется когнитивной картой, которая состоит из знаний о пространстве и ситуации.
§ Понятие «фиксированная установка» ввел в психологию Вильгельм Дильтей.
§ Зигмунд Фрейд утверждал, что поведение индивида зависит от опыта детских переживаний.
Литература
1. *Адлер, А. Комплекс неполноценности и комплекс превосходства // Наука жить. Киев: Port-Royal,1997. С.57–62 (с сокращ.) Пер. с англ. Е.О. Любченко.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2002. (Гриф УМО).
3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб, 2000. (Гриф УМО).
4. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Общая психология. – М., 2004. (Гриф УМО).
5. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С.Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. Высш. Учеб. заведений. – М., 2005.
6. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии . - М.: Смысл, 1997.
7. Узнадзе Д.Н. Общее учение об установке // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова . - М.: РПО, 1999. С. 167 – 180.
8. Уотсон Дж. Бихевиоризм // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: РПО, 1999. С. 193 – 199.
9. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции . – М., 1991.
10. *Фрейд З. Психопатология обыденной жизни // Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. С. 216—218, 236, 247, 249—251, 257—259, 264, 287—288.
11. *Юнг К. Психология бессознательного. – М., 1996.
12. *Юнг К. Структура психического бытия человека // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: РПО, 1999. С. 162 – 166.
13. *Watson, J.B. (1913). Psychology as the behaviorist views it. Psychological Review, 20, 158 – 177 (перевод с англ. Корнеева Ю.Б.).
ТЕМА: Современные проблемы и направления психологии (Часть 2)
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию
1. История постановки проблемы целостности в психологии.
2. Берлинская школа гештальтпсихологии (основные представители, идеи, метод).
3. Целостный подход в исследованиях мотивационно-потребностной сферы в школе К.Левина.
4. Гуманистическая психология: основные представители и идеи.
5. Экзистенциальная психология как течение гуманистической психологии.
6. Номотетический подход в современной когнитивной психологии. Сущность «компьютерной метафоры».