Задания по самостоятельной работе. Методические рекомендации
Методические рекомендации
По самостоятельной работе для студентов ОЗО
Психология развития
Направление подготовки: 050400Психолого-педагогическое образование
Форма обучения: заочная 1 курс, зимняя и летняя сессия
Задания по самостоятельной работе
№ | Тема | Задания | Литература |
Предмет и методы психологии развития | 1.Составить схему: «Место психологии развития в системе психолого-педагогических дисциплин». 2.Выписать и охарактеризовать стратегии исследования в возрастной психологии. 3.Заполнить таблицу «Методы психологии развития» | 1, 5 | |
Проблемы психического развития ребенка в зарубежной психологии | 1.Выделить и охарактеризовать предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область знания. 2. Выявить особенности биогенетических теорий, психоаналитических и бихевиористских теорий психического развития, генетической психологии. 3.Составить таблицу «Периодизации психического развития в зарубежной психологии» | 1, 2 | |
Проблемы психического развития ребенка в отечественной психологии | 1. Выписать особенности генетической и функциональной периодизации. 2. Выписать принципы и критерии периодизации психического развития по Л.С. Выготскому, понятия «социальная ситуация развития», «новообразование», «критические и стабильные возраста», особенности развития в кризисные периоды. 3. Определить типы ведущих деятельностей, содержание эпох и стадий детства. Заполнить таблицу: «Периодизация психического развития в работах Д.Б. Эльконина» | 1, 2, 9, 10 | |
Онтогенез человека как субъекта социальных взаимодействий и деятельности | 1.Составить таблицу «Качественные изменения в общении ребенка со взрослыми на разных возрастных этапах». 2. Выписать симптомы кризисов новорожденности, 1-го года жизни, 3-х лет, 7-ми лет, 13-ти лет, 21-го года, середины жизни, предпенсионный | 3, 6 | |
Динамика познавательных процессов в онтогенезе | 1. Определить основные тенденции в развитии свойств и качеств восприятия и мышления, памяти, воображения и внимания на разных этапах онтогенеза, представить в таблице: «Особенности развития познавательных процессов в онтогенезе от младенчества до старости» 2.Составить схему «Динамика новообразований в познавательных процессах» | 2, 3, 6, 7 | |
Развитие личности в онтогенезе | 1. Выписать общие закономерности развития личности. 2. Выписать определение понятий эмоций, воли и произвольности, самосознания, мотивации. 3. Составить таблицу «Особенности развития эмоций, воли и произвольности и мотивации в онтогенезе от младенчества до старости». 4.Составить схему «Динамика самосознания в онтогенезе». 5.Подобрать методики изучения развития личности в разных возрастах | 3, 4, 6, 7, 9 | |
Психологическое сопровождение развития человека | 1.Определить возможные проблемы, с которыми могут обращаться родители, педагоги, учащиеся к педагогу-психологу в разные возрастные периоды. 2.Определить основные направления психолого-педагогического сопровождения в разных возрастах. | 3, 4, 6, 7, 8 |
Основная литература:
1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учеб для студ высш. учеб. заведений. – М., 2010.
2. Психология развития: Учеб для студ высш. учеб. заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2010.
3. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): Учеб для студ высш. учеб. заведений. – М., 2012.
Дополнительная литература:
4. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: психодиагностические таблицы, психодиагностические методики, коррекционные упражнения. - М., 2005.
5. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие.- М., 2009.
6. Крайг Г. , Бокум Д. Психология развития: учебное пособие. – СПб., 2012.
7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для вузов. – М., 2011.
8. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2003.
9. Психология развития: Словарь / Под ред. А.Л. Венгера. – СПб., 2005.
10. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 2008.