Глава 3. Принципы специальной психологии
инаоборот. Постулаты, окоторых речь пойдет ниже, сформулированы в рамках традиций отечественной психологической школы и основаны на идеях Л. С.Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна и др.
Наиболее общим предстает принцип отражательности. Сутьего сводится к тому, что все психические явления, во всем ихмногообразии, представляют особую, высшую форму отражения окружающего мира в виде образов, понятий, переживаний. Фундаментальными свойствами психического отражения являются его субъектность, активность, избирательность ицеленаправленность.
Процесс развития психики есть по своей сути не что иное, как совершенствование способности к отражению. Никакие, даже самые грубые патологические нарушения психической деятельности не изменят ее отражательной сущности. Речь может идти лишь оснижении степени адекватности отражения, превращении адекватного отражения в ложное, как, например, при галлюцинациях. Психика всегда и везде остается субъективным отражением объективной действительности, либо объективизированным отражением субъективной реальности.
Сэтой точки зрения любые формы отклонений в психическом развитии представляют собой затруднения в процессе становления разных сторон отражательной деятельности психики. Эти затруднения могут касаться развития образного отражения, понятийного (вербально-логического), эмоционально-смыслового и т. д.
Как уже говорилось, отражение при этом может страдать с точки зрения полноты, точности, глубины, но оно всегда остается п р и н ц и п и а л ь н о адекватным, в целом верным, правильным. Богатый экспериментальный материал, полученный при исследовании разных групп детей с отклонениями в развитии, убедительно доказывает это положение. Примером могут служить случаи тяжелых сенсорных нарушений, таких как сле-поглухота, при которой серьезно сужаются познавательные возможности индивида. Тем не менее при определенных ус-
В.М.Сорокин
Специальная психология
ловиях обучения дети с подобными нарушениями способны усваивать знания, достигая высокого уровня интеллектуального развития, успешно социально адаптироваться, профессионально самоопределяться. Это было бы невозможно в ситуации неадекватного отражения. Многоаспектность отражательной деятельности психики позволяет восполнять недостатки одних форм отражения за счет других, более сохранных.
Следующий объяснительный принцип — принцип детерминизма. С его позиций психические явления рассматриваются к а к причинно-обусловленные, производные от внешнего воздействия, которое и отражается психикой. Наиболее точно вдиалектической традиции принцип детерминизма сформулировал С. Л. Рубинштейн: внешняя причина всегда действует, преломляясь через внутреннее условие. В зависимости от этих внутренних условий одно и то же внешнее воздействие может приводить к разным эффектам. К категории «внутренние условия» относится достаточно широкий спектр явлений, начиная от возраста, пола, особенностей ВНД икончая актуальным эмоциональным состоянием, образованием, профессией и п р . Самое простое п о н и м а н и е п р и н ц и п а детерминизма вспециальной психологии может, на первый взгляд, выглядеть весьма банально — не бывает ине может быть беспричинных отклонений в развитии. Причина может быть известна или неизвестна, но она объективно существует. В действительности связь между причиной того или иного отклонения и самим отклонением носит весьма сложный, неоднозначный, опосредованный характер, о чем говорилось выше. Мы указывали на тот факт, что один и тот же патогенный фактор может приводить к различным ф о р м а м отклонений, равно к а к ито, что разные причины могут приводить к одному и тому же типу отклонения в развитии. Характер отклонения зависит не только от особенностей патогенного фактора, его интенсивности идлительности действия, но и от целого ряда внутренних условий, таких как возраст, сила защитных механизмов индивида ицелый ряд других его особенностей. Именно че-34