О уход . -Р^-^^^^.о.Н.рабо-"•""' ^„Я^Т ДО~-.ЬНО .ЫСОКО. 2 страница
Во время второй мировой войны обнаружился недостаток в опытных психотерапевтах, так как возникла необходимость в специальной психологической помощи большому числу инвалидов. Это послужило импульсом к широкому экспериментированию и развитию практической психологии.
Среди известных ученых, тех, кто развивал психоаналитически ориентированную групповую психотерапевтическую практику, можно назвать Самьюэля Славсона и Александра Вольфа. Славсон объединил групповой подход, прогрессивное обучение и психоанализ в так называемые “деятельные группы”, где детей поощряли про-
игрывать свои конфликты в условиях группы. Вольф применял в групповых условиях такие традиционные психоаналитические методы, как интерпретация сновидений, свободные ассоциации. Однако психоаналитическая групповая модель не будет рассматриваться в этой книге, так как она требует специальной подготовки в ортодоксальной психоаналитической теории и практике. Как мы увидим, психокоррекционные группы находят все более широкое применение и имеют иные цели, нежели традиционная фрейдистская групповая психотерапия.
Наконец, говоря о роли тех, кто первым внес свой вклад в современную групповую терапию, нельзя не назвать Я. Морено, основателя психодрамы. Ему приписывают введение в 1932 г. термина групповая психотерапия (Corsini, 1955). Хотя сегодня этот термин используется для обозначения широкого круга подходов, Морено обозначал им метод объединения людей в обществе в новые группы на основе личных предпочтений и социометрических оценок. В 1931 г. Морено основал первый профессиональный журнал по групповой терапии "Impromptu". На протяжении ряда лет название журнала несколько раз менялось, достигнув наибольшего соответствия содержанию в названии — "Group Psychotherapy". Наконец, Морено также принадлежит приоритет в создании первой профессиональной организации групповых психотерапевтов в 1942 г. Его методы занимают видное место в групповом движении и будут рассмотрены в 5-й главе.
Если первый сильный импульс развитию групповой терапии в Соединенных Штатах был дан “репрессивно-вдохновляющим” подходом Пратта, второй — применением психоаналитической теории, то третьим стало гуманистическое направление, возникшее в 60-е годы (Appley & Winder, 1973).
Название “психокоррекционные группы” используется для обозначения групп, рассматриваемых в этой книге. В психокоррекционных группах клиенты являются активными участниками, которых поощряют рассматривать себя как субъектов собственных изменений. Оттенки значений других употребляемых названий — “групповая терапия”, “встречи”, “тренинг человеческих взаимоотношений”, “лабораторный тренинг” — будут пояснены ниже. Появление большинства психокоррекционных групп обусловлено стремлением к самовыражению, характерным для последних двух десятилетий. Они в основном
ориентированы на личностный рост и развитие, а не на болезнь и ее лечение. За исключением Т-групп, создаваемых только для здорового населения, психокоррек-ционные группы существенно не различаются по своей клиентуре.
В 50-е и 60-е годы наблюдается растущий интерес психотерапевтов к работе с группами. Такие терапевты, как Карл Роджерс, способствовали развитию гуманистического направления в психологии, резко выступая против догматического психоанализа, а также радикального бихевиоризма, симпатизируя антиавторитарной контркультуре, в центре которой находится свободное самовыражение и самораскрытие. Роджерс применил свой подход, согласно которому терапия или консультирование, центрированные на клиенте, имеют дело главным образом с наблюдающимися в данный момент ситуативными конфликтами. Поведение руководителя группы является недирективным, либеральным, он направляет внимание скорее на взаимодействие членов группы, а не на интрапсихический инсайт, как того требовал психоанализ. Роджерс смотрел на руководителя группы не столько как на специалиста, лечащего клиента, сколько как на равного партнера, формирующего спонтанные взаимоотношения “я — ты”, не обремененные традиционными правилами и ограничениями. Недирективная по своему характеру психотерапия, в которой психотерапевт может следовать интуиции и искать глубоко личностное взаимопонимание с клиентами, способствовала развитию новых подходов к групповой работе (Shaffer & Galinsky, 1974). Метод работы Роджерса с группами будет освещен в 3-й главе.
Современные практики группового движения приспособили многие традиционные учения к конкретным ситуациям и потребностям клиентов. Сегодня, например, группы телесной терапии черпают материал из учений Вильгельма Райха; группы, центрированные на теме, широко пользуются психоаналитическим мышлением в сочетании с гуманистическими ценностями; а группы тренинга умений соединяют бихевиоризм со сложившимися методами групповой работы.
Психотерапевтами не вполне признано и не до конца оценено изучение групповой динамики академическими психологами и социологами. Современная социология развилась в XIX веке как наука, изучающая взаимозависимость социальных явлений и общих закономер-
ностей социального поведения людей, порожденную растущей индустриализацией (Cohen& Smith, 1976). Первые социологи Эмиль Дюркгейм и Георг Зиммель сосредоточили свои наблюдения скорее на функционировании групповых процессов, чем на развитии общества в целом. Они, как и последующие исследователи групповой динамики, пытались сформулировать законы развития и функционирования, применимые к широкому диапазону групп, включая группы на работе, группы отдыха, семейные группы. Проведение первого социально-психологического эксперимента приписывают Триплетту (Tri-plett, 1897). Он измерял, насколько велосипедисты увеличивают скорость в присутствии других велосипедистов. Это явление было названо им эффектом “социального облегчения”. Эффект “социального облегчения” является примером социально-психологической закономерности, которая может быть использована для объяснения динамики развития психокоррекционных групп. Примером влияния группы на принятие решения служит проведенное в 60-е гг. исследование, свидетельствующее о том, что люди более консервативны в решениях, принимаемых в одиночку, чем в решениях, принимаемых в групповой дискуссии. Эта тенденция “рисковать” при групповых дискуссиях была названа феноменом “сдвига к риску”.
Существуют значительные разногласия относительно того, насколько релевантны для групповой психотерапии экспериментальные исследования так называемых нормальных групп. Практика групповой психотерапии осуществлялась во многом независимо от лабораторных исследований функционирования групп и групповой динамики, и мы по-настоящему не знаем, в какой степени происходящие в терапевтической группе процессы соответствуют выводам социально-психологических исследований. Джордж Бах (Bach, 1954), пионер группового психотерапевтического движения, утверждал, главным образом на основе своего клинического опыта, что процесс установления норм, достижения сплоченности и развития коммуникативных моделей, который происходит обычно в группах решения проблем, имеет аналоги в терапевтических группах. Хотя некоторые экстраполяции подтверждаются экспериментально, большинство из них все еще не доказано, так как гораздо труднее провести качественное полевое исследование с действующей психотерапевтической группой, чем лабораторное с учащимися колледжа.
Психоаналитически ориентированные практики, проводящие индивидуальную терапию в групповых условиях, в значительной мере не учитывают влияния группы и не принимают во внимание релевантность данных литературы по исследованиям групповой динамики. Они утверждают, что психотерапевтическая группа — это не лабораторная группа решения проблем. Вместе с тем такие известные английские терапевты, как 3. X. Фоукс, У. У. Байон и X. Эзриель (одни из немногих европейцев, кто оказал влияние на современную групповую практику в Северной Америке), считают, что группа имеет свою собственную жизнь, и приспосабливают выводы экспериментальных исследований по групповой динамике к собственной фрейдистской психоаналитической стратегии. В таком случае терапевт скорее занимается проблемами группового взаимодействия и развития группы, чем патологией каждого участника. Более подробно исследования Байона будут рассматриваться во 2-й главе.
Сторонники групповой динамики признают приоритет Курта Левина в истории развития психокоррекционных групп и считают его “теорию поля” сердцевиной теории групп. Левин как социальный психолог оказал большое влияние на современные исследования малых групп. Почти четыре десятилетия тому назад он говорил, что “обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности” (Ro-senbaum & Berger, 1975, р. 16). Левин и его коллеги считали оправданной и заслуживающей внимания и изучения проблему поведения малых групп. История того, как это обстоятельство случайно привело к созданию первой Т-группы, будет рассказана в следующей главе.
Преимущества групповой формы
Хотя очевидно, что любому отдельно взятому участнику уделяется в группе внимания меньше, чем при индивидуальной терапии, существует ряд причин, обусловивших развитие и успех групповой терапии. Жизнь — это прежде всего социальное явление. В сфере меж-
личностных отношений, во время игры, в интимные моменты человек испытывает потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком. В свое время Дэвид Ризман назвал целое поколение “одинокой толпой”, желая показать этим, что часто в присутствии других мы чувствуем себя изолированными и одинокими. Социальные противоречия и бюрократические переплетения нашего общества могут вызывать у нас чувства замешательства, недоверия и бессилия. Таким образом, опыт, приобретаемый в специально организованных группах, оказывает противодействие отчуждению, помогая решению проблем, возникающих при межличностном взаимодействии. Группа оказывается микрокосмом, обществом в миниатюре, отражающим внешний мир и добавляющим ингредиент реализма в искусственно создаваемое взаимодействие. Такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм, повседневно существующие в группах на работе и в группах по интересам, в семье, становятся очевидными в психокоррекционной группе и воздействуют на индивидуальные жизненные установки и изменение поведения. В результате аффективные переживания, происходящие в искусственно создаваемой обстановке, могут естественно переноситься во внешний мир.
Потенциальное преимущество условий группы — это возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания с конкретным участником группы. В процессе группового взаимодействия приходит принятие ценностей и потребностей других. В группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим. Реакции других на тебя и твои на других в группе могут облегчать разрешение межличностных конфликтов вне группы. В поддерживающей и контролируемой обстановке человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Возникает определенное ощущение комфортности, когда находишься с равными партнерами, а не с терапевтом.
Наблюдая происходящие в группе взаимодействия, участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения. Значимая обратная связь оказывает влияние на оценку индивидуумом
своих установок и поведения, формирование его Я-кон-цепции. Введение одного или нескольких человек в терапевтическую диаду создает обычно не встречающееся во взаимоотношениях двоих напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого члена группы.
Группа может также облегчить процесс самоисследования и интроспекции. Часто люди знают, чего они хотят, но требуется соучастие и принятие их группой, чтобы стала возможной попытка самораскрытия. Когда такая попытка самораскрытия и изменения поощряется другими, то, как следствие, усиливается уверенность в себе.
Наконец, у групповой формы есть и экономические преимущества. Обычно одновременная встреча шести, десяти или более человек обходится менее дорого и терапевту-руководителю, и пациенту-участнику, чем контакты один на один.
Другие преимущества групповой формы обусловливаются функцией специфического группового метода. Как будет видно из книги, гибкость групповой терапии делает ее пригодной для большого контингента людей, имеющих различные психологические затруднения, и широкого спектра теоретических и методических программ вмешательства в психологические процессы.
Психокоррекционная группа
Психокоррекционными группами называют небольшие временные объединения людей, обычно имеющие назначенного руководителя, общую цель межличностного исследования, личностного научения, роста и самораскрытия (Barrett-Lennard, 1975). Однако многие ученые вкладывают разный психологический смысл в определение психокоррекционной группы. Многие утверждают, что Психокоррекционная группа — это неструктурированное взаимодействие “здесь и теперь”, при котором участники изучают происходящие с ними процессы межличностного взаимодействия в данный момент и в данном месте. Это определение является довольно общим, но отдельные группы, о которых я буду говорить, более структурированы (например, группы тренинга умений), другие же сочетают принцип “здесь и теперь” с прошлым опытом (например, психодрама).
Лэкин (Lakin, 1972) выделил шесть процессов, являющихся, по его мнению, общими для психокоррек-ционных групп: 1) облегчение выражения эмоций; 2) порождение ощущения принадлежности к группе; 3) обязательность самораскрытия; 4) опробование новых видов поведения; 5) санкционированное групповое осуществление межличностных сравнений и б) разделение с назначенным лидером ответственности за руководство группой. Эти процессы в основном применимы и в нашем контексте, возможно, за исключением последнего: некоторые психокоррекционные группы сохраняют сильного руководителя, не разделяющего своих руководящих функций с членами группы. Психокоррекционная группа будет нами рассматриваться как широкое понятие, охватывающее виды групп, популярные сегодня, и группы, исследовавшиеся такими учеными, как Фрейд, Райх, Морено, Байон и Левин.
Среди психокоррекционных групп могут быть выделены группы организационного развития, или решения проблем; группы подготовки руководителей и обучения межличностным умениям; группы личностного роста; терапевтические группы (Cohen & Smith, 1976). На практике цели и задачи этих четырех типов групп перекрещиваются: например, многие учебные группы по своему действию являются также терапевтическими. Диапазон групп каждого типа широк: от ориентированных на информацию или на задачу до ориентированных на личность или понимание; от центрированных на руководителе до центрированных на участнике; от рациональных до аффективно спонтанных; от жестко структурированных до неструктурированных; от кратковременных до существующих длительное время; от объединяющих здоровых людей до состоящих из больных, проявляющих неадекватные эмоциональные реакции.
Двумя наиболее существенными параметрами всех Тупп, которые будут описаны в последующих главах, являются степень осуществления руководителем ведущей роли в структурировании и функционировании группы и степень эмоциональной стимуляции в противоположность рациональному мышлению. Девять видов групп, представленные в книге, выделены на основе этих параметров в табл. 1. Заметим, что есть значительные различия в применении разными руководителями основных понятий и методов подхода. В частности, Т-группы могут иметь или рациональную, или аффективную
ориентацию — в зависимости от конкретной задачи или темы. Группы встреч могут быть центрированными на руководителе или участнике, что зависит от руководителя.
Таблица 1. Классификация психокоррекционных групп по функции руководителя и эмоциональной стимуляции
Группы | Центрированные на руководителе | Центрированные на участнике |
Региональные | Группы тренинга умений | Т-группы |
Аффективные | Группы встреч | Т-группы |
Гештальтгруппы | Группы встреч | |
Группы телесной терапии | ||
Психодрама Группы танцевальной терапии Группы терапии искусством |
Участники, цели и роли
Участники: состав групп
В зависимости от ориентации и функции групп их участниками могут быть как люди относительно хорошо приспособленные, эмоционально стабильные, например студенты колледжей, стремящиеся к лучшему познанию себя и к личностному росту, так и люди, нуждающиеся в психокоррекции эмоциональных и поведенческих нарушений. Большинство руководителей групп проводят предварительные исследования по отбору кандидатов. К сожалению, многие из этих исследований, мало чем помогают в определении, кто будет наиболее успешным участником группы.
Распространение данных отдельных исследований на все виды групп может привести к ошибочным выводам, так как результативность групповой психотерапии зависит как от типа группы, так и от личности руководителя или психотерапевта.
Изучение причин, по которым участники групп досрочно выбывают из длительного участия в группе, также выявляет тех кандидатов, которые могут извлечь наибольшую пользу из участия в группе. Участники могут покидать группы по разным обстоятельствам: изменение
Клеста жительства, трудности со временем или потеря Цжтереса. Более подробно эти причины анализируются ЦЯломом (Yalom, 1966) в его исследовании девяти групп, Дрроведенном в университетской амбулаторной клинике. 35 из 97 пациентов этих групп выбыли преждевременно. Одной из причин, называвшихся выбывшими, были внешние факторы: проблемы, не связанные с группой, оказывались важнее участия в ней. Эти внешние факторы иногда трактуются исследователями как бегство от неприятных эмоций, которые испытывает участник в группе, или как рационализация с целью избежать страха агрессии, самораскрытия или близости. Вторая причина определялась внутригрупповыми различиями: стиль межличностного поведения выбывших был прямо противоположен поведению других участников, выбывшие участники, например, демонстрировали слабую межличностную сензитивность. Третья причина проявлялась в нежелании самораскрытия или нереалистических ожиданиях участников. Парадоксально, что люди, боящиеся межличностной близости, в большей степени нуждаются в групповом опыте. Четвертой причиной была боязнь испытать неблагоприятное эмоциональное воздействие проблем других участников, которое могло бы привести к психическим срывам.
Интересно в качестве рабочей гипотезы предположить, что для отбора подходящих кандидатов в группу необходимо выделять диагностические категории или личностные свойства, коррелирующие с упомянутыми выше трудностями. На самом деле исследования показывают, что диагностика не так уж важна (Grunebaum, 1975). Для большинства групп наиболее удачные кандидаты — психически здоровые люди: те, чья психологическая защита низка, а способность к научению в отличие от других высока. Практически же для участия в группе подходят люди со средним уровнем интеллекта.
Существует ряд требований к подбору и комплектованию групп. Например, остро депрессивные больные и одержимые мыслью об убийстве социопаты вряд ли смогут извлечь пользу из группового опыта, но их поведение является лучшим прогностическим индикатором, чем диагностические категории. К не подходящим для группового опыта кандидатам относятся лица, которые под Давлением критики становятся либо слишком тревожными, либо слишком агрессивными; лица, демонстрирующие в напряженной ситуации столь сильные чувства к
другим участникам группы, что те ощущают себя преследуемыми, и лица с низкой самооценкой, которые постоянно ждут успокаивания (Lakin, 1972).
Соблюдение этих критериев отбора кандидатов в группу регулируется в зависимости от типа и цели группы. И хотя большинство критериев отбора направлено на защиту индивидуума, следует учитывать, что люди со значительными психическими отклонениями — психически незрелые, нечувствительные к другим и неспособные к самоконтролю — неблагоприятно влияют на групповой процесс и являются не подходящими для группового опыта.
Возможно, лучший диагностический показатель успешного участия в группе — это поведение участников на начальных групповых занятиях. Опытный групповой терапевт, используя информацию, полученную на первых занятиях, может соответственно вести группу. Ялом, Хоутс, Зимерберг и Ранд (Yalom, Houts, Zimerberg & Rand, 1967) отмечали, что популярность человека в группе — один из немногих предсказателей успешного группового опыта. Популярные участники интересуются взаимоотношениями в группе и показывают высокую степень личного самораскрытия и активности.
Групповые занятия могут происходить как в достаточно больших группах, чтобы сделать возможным взаимодействие, так и в достаточно малых, чтобы каждый был вовлечен в действие и чувствовал себя участником. С увеличением численности членов группы возникает тенденция к неэффективному использованию времени занятий, возрастает вероятность появления подгрупп (Hare, 1976). Когда группа слишком мала, она перестает действовать как группа, ее участники оказываются вовлеченными в индивидуальное консультирование или психотерапию в групповых условиях. Считается, что^че-' 'Ut^' тыре человека — минимум для жизнеспособной группы.
С 'возрастанием размеров группы эффективность терапии уменьшается (Geller, 1951). Так, психоаналитическая групповая терапия обычно предполагает относительно маленькие группы — от шести до десяти человек. “Правило восьми” (Kellerman, 1979) исходит из того, что для терапевтической группы оптимальным является состав из восьми человек. Такая группа достаточна для того, чтобы способствовать близости участников и созданию в группе обратной связи между каждым из членов группы и всей группой, и для того, чтобы груп
па была динамичной и предлагала разнообразный опыт взаимодействия. Длительность каждого занятия также является существенным фактором. Например, при 90-минутном занятии каждому члену группы из 8 человек (плюс руководитель) предоставляются оптимальные десять минут группового времени (Foulkes & Anthony, 1957).
В противоположность терапевтическим группам группы личностного роста больше и включают от восьми до ^эЬ пятнадцати человек. В крайнем случае занятия могут проводиться и более чем с пятьюдесятью участниками.
Следующий вопрос — должна ли группа быть гетерогенной или гомогенной по составу. Когда практики группового опыта говорят о сходстве или различиях среди участников, они обычно имеют в виду как демографические различия — возраст, пол и образование,— так и выявленные проблемы — симптомы, жалобы, а также личностные стили и образцы поведения. Сочетание этих компонентов зависит от целей и времени занятий. Группы с коротким курсом занятий, а также те, чьей функцией является эмоциональная поддержка людей, стремятся к большему сходству среди участников (гомогенны по составу). Группам с более длительным курсом занятий, цель которых — выработать межличностное понимание, полезна большая гетерогенность.
Существует противоречивость в отношении выбора сходства или различий среди участников. Сходство обычно предполагает высокую степень взаимной привлекательности и поддержки; различия открывают более широкие возможности для конфронтации и изменения (Levine, 1979). Большинство специалистов склоняется в пользу гетерогенных групп в отношении клинических особенностей и межличностных стилей участников. Уайтекер и Либерман (Whitaker & Lieberman, 1964), например, подчеркивают продуктивность гетерогенности в отношении личностных конфликтов участников и способов их преодоления. Расхождения между участниками при включении в группу людей с разными типами личности и способами действия ведут к напряженности и конфронтации, преодолением которых достигается успех в оптимальном научении и росте личности. Людям с эмоциональным, экспрессивным стилем, например, могут быть полезны взаимоотношения с людьми более рационального, сдержанного склада, и наоборот. Келлерман (Kellerman, 1979) утверждает, что в идеальной
группе должно поощряться потенциальное выражение всего диапазона человеческих эмоций, включая чувства вины, депрессии, надежды, сексуальности, ненависти и гнева. Далее, для достижения идеальной базовой эмоциональной структуры Келлерман рекомендует стремиться к гетерогенным группам в отношении как проблем, имеющихся у участников, так и функций, выполняемых участниками в группе.
Наиболее общепринятое рациональное обоснование гетерогенности — желание создать репрезентативную модель общества в группе. Как считают Беннис и Ше-пард, “чем более гетерогенны участники, тем больше группа соответствует микрокосму остального их межличностного опыта” (Bennis & Shepard, 1974, р. 128). Однако важно помнить, что членам группы может потребоваться значительное время, чтобы преодолеть нападки тех участников, которые не могут немедленно удовлетворить свои межличностные потребности. Цена гетерогенности может быть также слишком высока, если она порождает в группе изоляцию. Более того, формальное смешение полов, профессий и рас может быть хуже, чем полное отсутствие различий. Один пожилой человек в группе учащихся колледжа может легко получить ярлык “старика”; один чернокожий в группе белых может стать мишенью для преследований со стороны всей группы (Lakin, 1972).
Группе с коротким курсом занятий или, например, имеющей целью помочь людям в преодолении агорафобии, может оказаться необходимой большая однород-. ность. Важнейшим фактором является структура группы. Депрессивные пациенты могут успешно работать в программированной, структурированной группе, и в то же время в неструктурированной Т-группе им бывает скучно. Главный недостаток гомогенных групп состоит в недостаточной почве для споров. Вместе с тем Ялом (Yalom, 1975) выступает в пользу гомогенности, подчеркивая, что однородные группы более сплоченны, предоставляют большую поддержку, менее конфликтны и имеют лучшую посещаемость, чем гетерогенные. Ялом ссылается на исследование, показывающее, что ориентированные на сходные задачи люди могут успешно действовать в группах человеческих взаимоотношений (Greening & Coffey, 1966) и что совместимость межличностных стилей положительно коррелирует с групповой сплоченностью. Сплоченность, как мы увидим,
является важной детерминантой группового успеха. Многие руководители групп, например, соглашаются с тем, что участники должны обнаруживать личностное сходство в силе “Я”, в возможности выдерживать напряжение. Так, Левин (Levine, 1979) предлагает для поощрения сплоченности прежде всего организовывать гомогенные в отношении общих жизненных проблем и возраста группы. Однако настоящей однородности в организации группы добиться почти невозможно, так как люди, имеющие общие проблемы и стили поведения, будут конфликтовать в вопросах близости, авторитета и т. п.
Цели
В психологии понятие “малые группы” обычно относится к немногочисленной общности людей, находящихся между собой в непосредственном личном общении и имеющих определенную цель, как, например, попытка улучшить самочувствие или хорошо провести время (Phillips & Erickson, 1970). У каждого члена группы имеется возможность развивать межличностные контакты, избирать поведение, либо помогающее, либо мешающее достижению групповых целей. В зависимости от типа группы для получения группового опыта участники обычно ставят собственные специфические цели.
Когда функция группы направлена на решение проблем, цель имеет первостепенное значение, а психическое здоровье участников менее важно; в группах личностного роста или терапевтических группах субъективное самочувствие членов группы стоит во главе угла. В группах роста целью участников мож'ет стать возможность самореализации. В психотерапевтических группах цели обычно связаны с ростом самосознания и самоисследованием участников для корре кции или предупреждения серьезных эмоциональных нарушений на основе психологических и поведенческих изменений. Часто с развитием группы первоначальные: цели, например понижение тревожности и устранение болезненных форм депрессии, переходят в межличностные цели, обусловленные желанием общаться с другими участниками, чтобы установить с ними положительную эмоциональную связь (Yalom, 1975). В гибкой группе индивидуальные Цели могут модифицироваться и меняться на протяжении всего курса группового опыта.
Ролии нормы
Изучение социального поведения Гордон Олпорт определил как “попытку понять влияние на мысли, чувства и поведение индивидуума действительного, воображаемого или подразумеваемого присутствия других” (Allport, 1968, р. 5). Мы являемся социальными существами в значительной степени в результате осуществляемой деятельности и взаимодействий с родственниками, друзьями, знакомыми и посторонними людьми. Процессы, имеющие место в социальной группе или семье, в искусственно созданной группе происходят в концентрированной форме. Участники попадают в незнакомую групповую ситуацию, в которой руководитель может оказывать или не оказывать им помощь. Опираясь на собственное понимание и прошлый опыт, они приходят в группу с определенными ожиданиями относительно роли, которую будут в ней играть. Роль — это круг функций и видов поведения, которые считаются подходящими для данного члена группы и реализуются в определенном социальном контексте. Гибкость ролевой тактики требует от участников принятия ролей, отличных от тех, которые они имеют вне группы. Например, менеджер, высоко оценивающий свои способности управлять и отдавать приказы, может быть смущен открытием, что его умение руководить оказывается непригодным в групповой ситуации. Более того, участник, взявший на себя роль человека, который помогает группе на ранних стадиях ее развития избегать конфликтных ситуаций, успокаивает ее, демонстрирует свое доброжелательное отношение, может в дальнейшем испытывать сложности в конфронтации с другими, когда конфронтация станет необходимой в жизни группы.