О уход . -Р^-^^^^.о.Н.рабо-"•""' ^„Я^Т ДО~-.ЬНО .ЫСОКО. 15 страница
Режиссер использует различные методики для организации представления — такие, как монолог, двойник, обмен ролями и отображение, способствующие возникновению и поддержанию терапевтического процесса в психодраматической группе.
Психодрама привносит в психокоррекционные группы такую важную особенность, как ролевые игры по принципу “здесь и теперь”. Этот подход имеет разнообразные приложения как к лечению, так и к личностному росту. Между практическими способами ведения групп в рамках психодрамы существуют различия, аналогичные различиям между групповыми подходами.
Литература
Anderson, W. J. L. Moreno and the origins of psy-chodrama: A biographical sketch. In I. A. Greenberg (Ed.), Psychodrama: Theory and therapy. New York: Behavioral Publications, 1974.
Bischof, L. J. Interpreting personality theories. New York: Harper & Row, 1964.
Blatner, H. A. Acting-in: Practical applications of psy-chodramatic methods. New York: Springer, 1973.
Deeths, A. Psychodramatic crisis intervention with delinquent drug users. Group Psychoterapy, 1970, 23, 41—45.
Drabkovna, H. Experiences resulting from clinical use of psychodrama with children. Group Psychoterapy, 1966, 16. 32—36.
Ginn, I. L. B. Catharsis:Its occurrence in Aristotle. psychodrama, and psychoanalysis. Group Psychotherapy and Psychodrama, 1973, 26, 7—22.
Gonen, J. The use of psychodrama combined with videotape playback on an inpatient floor. Psychiatry, 1971, 34, 198—213.
Greenberg, I. A. Moreno: Psychodrama and the group process. In I. A. Greenberg (Ed.), Psychodrama: Theory and therapy. New York: Behavioral Publications, 1974.
Hill, J. G. Reducing aggressive behavior in the institutional setting through psychodrama techniques. Group Psychotherapy, Psychodrama, and Sociometry, 1977, 30, 86—96.
Kipper, D. A. Trends in the research on the effectiveness of psychodrama: Retrospect and prospect. Group Psychotherapy, Psychodrama, and Sociometry, 1978, 31, 5—18.
Leveton, E. Psychodrama for the timid clinician. New York: Springer, 1977.
Lieberman, M. A., Yalom, I. D.,& Miles, M. B. Encounter groups: First facts. New York: Basic Books, 1973.
Moreno, J. L. Application of the group method to classification. Monograph published by the National Committee on Prisons and Prison Labor, March, 1932.
Moreno, J. L. Psychodrama: Vol. 1. New York: Beacon House, 1945.
Moreno, J. L. The theatre of spontaneity: An introduction to psychodrama. New York: Beacon House, 1947.
Moreno, J. L. Who shall survive? New York: Beacon House, 1953.
Moreno, J. L. (Ed.), Sociometry and the science of man. New York: Beacon House, 1956.
Moreno, J. L. The Viennese origins of the encounter movement. Group Psychotherapy, 1969, 22, 7—16.
Moreno, J. L. The creativity theory of personality:
Spontaneity, creativity, and human potentialities. In I. A. Greenberg (Ed.), Psychodrama: Theory and therapy. New York: Behavioral Publications, 1974. (a).
Moreno, J. L. Mental catharsis and the psychodrama. In I. A. Greenberg (Ed.), Psychodrama: Theory and therapy. New York: Behavioral Publications, 1974. (b).
Moreno, Z. T. The function of the auxiliary ego in psychodrama with special reference to psychotic patients. Group Psychotherapy, Psychodrama, and Sociometry, 1978, 31, 163—166.
Shaffer, J. В. Р., & Galinsky, M. D. Models of group therapy and sensitivity training. Englewood Cliffs, N. J.:
Prentice-Hall, 1974.
Stanford, G., & Roark, A. E. Role playing and action methods in the classroom. Group Psychotherapy and Psycho-drama, 1975, 28, 33—49.
Weiner, H. Treating the alcoholic with psychodrama. Group Psychotherapy, 1965, 18, 27—29.
Weiner, H. В., & Sacks, J. M. Warm-up and sum-up. Group Psychotherapy and Psychodrama, 1969, 22, 85—102.
Yablonsky, L. Psychodrama: Resolving emotional problems through role-playing.. New York: Basic Books, Inc., 1976.
Yalom,I. D., & Lieberman, M. A. A study of encounter group casualties. Archives of General Psychiatry, 1971, 25, 16—30.
Группы телесной терапии
Некоторые психокоррекционные группы — такие, например, как группы встреч, гештальтгруппы — направляют свое внимание как на физические процессы участников, так и на их вербальные коммуникации. Вместе с тем ряд групповых методов подчеркивает важность физических привычек как ключей к диагностике и может быть назван “телесной, или ориентированной на тело, терапией”.
Причина “включения” тела в групповую работу до-' вольно проста. Представьте себе следующую ситуацию:
ваша девушка или парень только что сообщили вам, что “бросают” вас ради вашего лучшего друга. Теперь обратите внимание на свои телесные реакции. Вы почувствуете спазм в груди, дыхание станет учащенным, напрягутся мышцы рта, рук и ног. Согласно мнению сторонников телесной терапии, даже если вы намеренно и сознательно не боретесь со стрессовой ситуацией, на нее тем не менее автоматически отреагирует ваше тело. Переживания отражаются в том, как люди двигаются, дышат, управляют своими мышцами, а также в болезнях, которыми они страдают. Более того, пептические язвы, высокое кровяное давление и другие соматические недуги, по крайней мере частично, обусловлены длительным стрессом.
Телесные терапевты утверждают, что большинство психологических методов слишком рассудочны. Если для традиционного психоанализа неприемлем любой физический — даже визуальный — контакт между терапевтом и пациентом, то современные групповые подходы не придерживаются такой ограничивающей модели. Фрейд выделял в человеке как физическом существе разум, символизирующий высшее начало, и тело, воплощающее человеческую основу, животную природу. Телесные терапевты пытаются преодолеть барьер психического и физического, подчеркивая значение интеграции тела и ра-
зума. Они верят, что существует физический аналог род-жерсовскому понятию естественного организмического оценивающего процесса, поэтому поощряют людей доверять примитивным, анималистическим телесным ощущениям, полагая, что и физиологическому функционированию присуща мудрость.
Цели телесной терапии отличаются от тех, что лежат в основе физических занятий человека, посвятившего свою жизнь спорту. Хотя совершенные физические качества достойны одобрения и вносят свой вклад в психическое здоровье, фанатики физической подготовки в большинстве случаев рассматривают свои тела как объекты восхищения. Телесные терапевты, наоборот, ставят акцент на знакомстве с телом, подразумевающем расширение сферы осознания индивидуумом глубоких организми-ческих ощущений, исследование того, как потребности, желания и чувства кодируются в разных телесных состояниях, и обучение реалистичному разрешению конфликтов в этой области.
Следует сказать, что наиболее известные виды телесной терапии начинали развиваться вне группового движения, и, хотя телесная терапия часто применяется в группах, не всегда ясно, как эффективно ее использовать. В этом отношении такие групповые подходы, как телесная терапия и гештальттерапия, имеют сходство: они фокусируются на взаимоотношениях между руководителем группы и ее отдельными участниками и только затем обращаются к поощрению и поддержке участниками друг друга. Как и гештальттерапию, ряд методов телесной терапии можно рассматривать в рамках когнитивного и физически ориентированного подхода. Такие разновидности телесной терапии, как биоэнергетика, метод Фель-денкрайса, метод Александера, структурная интеграция (рольфинг) и первичная терапия, исторически связаны с терапевтическими методами Вильгельма Райха (Reich, 1949). Поэтому в центре внимания этой главы будет терапия Райха и биоэнергетический метод его ученика и преемника Александра Лоуэна.
История и развитие
До недавнего времени психологи не признавали вклад Вильгельма Райха в психотерапию. Вначале карьера Райха была удачной, он пользовался хорошей репута-
цией, входил в окружение Зигмунда Фрейда, но к концу жизни у него начали проявляться эмоциональные нарушения, он был арестован за нарушение судебных предписаний и в дальнейшем полностью дискредитировал себя, обратившись к мистицизму. Многое написанное Райхом спорно и противоречиво, в особенности его понимание сексуальности и ее фундаментальной роли в психическом здоровье индивидуума; но ранние работы Райха по анализу характера не потеряли своей актуальности и в наши дни. Райх верил, что механизмам психологической защиты, тормозящим здоровое функционирование организма, можно противостоять, модифицируя их с помощью прямого телесного контакта. Он утверждал, что защитное поведение, которое именовал “броней характера”, выражается в напряжении мышц, называемом “телесной броней”, и стесненном дыхании; подавляемая механизмами защиты жизненная энергия может быть терапевтически высвобождена путем прямого манипулирования напряженной областью. Им были созданы методики для уменьшения хронического напряжения в каждой группе мышц, которые в ответ на физическое воздействие высвобождали камуфлированные ими чувства.
Наиболее известным учеником Райха и создателем биоэнергетической терапии является Александр Лоуэн, нью-йоркский психиатр. Он отошел от сексуальной направленности подхода Райха и включил телесные процедуры в поведенческую вербальную терапию. Лоуэн, возможно, был более удачлив, чем другие современные практики, в преодолении стандартного предубеждения психоаналитиков против установления физических контактов между терапевтом и пациентом, и его биоэнергетический подход внес значительный вклад в лечение и достижение физического и психического благополучия человека посредством личностно ориентированной (индивидуальной и групповой) психотерапии.
Основные понятия
Энергия
Понятие энергии имеет решающее значение для телесной терапии. В биоэнергетике тело изучается через его энергетические процессы и описывается как “биоэлектрический океан” химического и электрического
энергетического обмена (Keleman, 1975). Для участников группы оптимальное отношение к телу означает развитие спонтанного течения энергии, охватывающего весь организм от кожной периферии до процессов метаболизма (Brown, 1973). Все, что нарушает течение энергии в любой части тела, воздействует на человеческое чувство удовольствия и целостности. Согласно Лоуэну, невротики не могут управлять возбуждением и минимально толе-рантны к боли и удовольствию. Они расходуют большую часть своей энергии на включение механизмов психологической защиты, направленных на то, чтобы избавиться от травмирующих личность мыслей, чувств, внешних событий. Однако проблемы развития спонтанного течения энергии существуют не только у невротиков. Например, определенные дыхательные упражнения для поощрения течения энергии могут помочь снизить повышенную эмоциональную возбудимость.
Телесные терапевты утверждают, что свободно текущая естественная жизненная энергия (для ее обозначения Райх придумал термин “оргонная энергия”) является основой функционирования здоровой личности. Эта энергия, накапливаемая в результате потребления пищи, жидкости и кислорода, непрерывно течет по телу здорового человека. Избыток энергии, согласно Райху, рассматривается как сексуальное напряжение, для снятия которого необходим телесный оргазм. Невротичные индивидуумы направляют энергию на поддержание мышечного напряжения и этим подавляют свою сексуальность. Медицинская деятельность Райха, в частности организация продажи так называемых “аккумуляторов оргонной энергии”, помогающих клиентам освободить естественную жизненную энергию и достичь сексуального удовлетворения, привела его к конфликту с властями, который закончился приговором к двум годам тюремного заключения.
Основываясь на работах Райха, Лоуэн в развитии понятия “энергия” не пошел дальше предположения о том, что некий вид жизненной энергии, называемый “биоэнергия”, включен во все жизненные процессы, в том числе в Движение, мышление и чувства. Фактически его энергетическая модель довольно неопределенна и непоследовательна. Представляется, что некоторые люди, особенно Депрессивные и замкнутые, обладают небольшим уровнем энергии. Стандартной процедурой при работе с депрессивными клиентами является попытка повысить их энер-
гетический уровень, что предусматривает органи;
режима питания и сна.
Биоэнергетические методы имеют целью облег самовыражения посредством мобилизации энергиг:
и возвращения людей к их первичной природе. Перв природа человека — это состояние искреннего уд" ствия, которое возникает, например, при детском пытстве и изумлении. Удовольствие — это свобода движения и свобода от мышечного напряжения. Р тию способности к достижению удовольствия Mi процессы социализации, так как, принимая социа условности и удовлетворяя потребности других, Mi этом отрицаем наши собственные первичные п< ности. Согласно Лоуэну, “раскрепощение тела, вк ние его в жизнь” приближает нас к первичной п]-человека и помогает ослабить отчужденность, ис ваемую большинством людей (Lowen, 1967).
Возможно, Лоуэн прав, когда он утверждает, ч, достаточное проявление чувств в ответных реакциях их непонимание) приводит людей к необходимость хотерапевтического воздействия (Lowen, 1975). Эт( тверждается в отношении групп, участники ко обычно испытывают отчужденность, стремятся к уы нию своей жизненной энергии и развитию спосоо формировать взаимоотношения, пробуждающие эн-Практики телесной терапии утверждают, что мс ностная отчужденность обусловлена именно отчу/ ем от собственного тела, так как человек может ои:
жизнь только через свое физическое существо Как мы увидим далее, группы телесной терапии ряют выражение сильных чувств, тем самым по участникам пробудить собственную энергию.
Мышечная броня
Наряду с понятием энергии основным понятием телесной терапии является мышечная броня. При создании своей теории Райх сделал акцент на хронических энергетических блокировках, происходящих на физическом уровне. Он описал барьеры, используемые для устранения или сведения до минимума неоконченных эмоциональных переживаний, назвав эти защитные механизмы “броней характера”. Под “броней” Райх имел в виду хроническое мышечное напряжение, изолирующее человека от неприятных эмоций. Когда мышцы напрягаются, чувства притупляются, другими словами, “мы-
щечная броня” мешает течению оргонной энергии вверх и вниз по телу.
С точки зрения Райха, между хроническими энергетическими блокировками на физическом уровне и подавляемыми эмоциями на психологическом уровне существует не просто параллель, а сложное соединение физических и психических параметров.
“Броня” является структурой характера в его физической форме. Поэтому тот, кто сможет сломать “броню”, в той же степени сможет изменить структуру невротического характера. Но так как ригидность характера заключена в теле, в “броне”, эффективнее ослабить “броню”, чем пытаться изменить невротические черты характера — например, с помощью психоаналитически ориентированной терапии (Mann, 1973, р. 62).
Мышечное напряжение связано с различного рода ситуациями и травмами, переживаемыми индивидуумами в процессе их развития. Процесс формирования характера и “брони” является диалектическим единством, в котором непрерывно взаимодействуют тело и психика (Lowen, 1975). Общая биоэнергетическая модель предполагает, что чувства и импульсы, выражению которых препятствует страх, видоизменяются, подавляются или скрываются, приводя к телесной ригидности, энергетическому распаду и изменениям личности.
Представьте, например, маленького мальчика, который старается сознательно удержаться от плача. Он стискивает зубы, сдерживает дыхание и напрягает мышцы горла и живота. Это первая стадия процесса построения “брони характера”. Позднее подобные психотравмирую-щие ситуации могут вызывать автоматическое заторма-живание естественных двигательных и голосовых компонентов ответных реакций. Через какое-то время этот тормозящий импульс удерживается уже бессознательно, мышцы лица, челюстей, горла и живота хронически напряжены. “Мышечная броня” делает почти невозможным свободное выражение эмоций печали и горя.
Основой курса биоэнергетики является тема “Вы и ваше тело” (Lowen, 1975). Лоуэн убежден, что личностные особенности отражаются в позе, движениях, жестах и типе телосложения. Поэтому есть достаточно оснований, утверждает Лоуэн, для употребления анатомических выражений, дающих представление о физическом облике человека. Участники группы могут действительно производить впечатление “гнущихся под бременем ответственности”, “слабых в коленях”, “бесхребетных”, “твердолобых” или “подставляющих себя под удар”, что отра-
жает их ин411ш',;\. . . .
ли. Более того, чч • '
подтвердить, чк1 . . выглядят.
Райх постулирои^..!. скелетных мышцах тела, ••
гах “мышечной брони”, 1;!.:рео<:..акпц!)^ к-.и. .л действуют как барьеры на пути свободного жизненной энергии вверх и вниз по телу. Круги -ной брони” расположены на уровне глаз, рта, ше' диафрагмы, живота и таза. В “вегетотерапевтическиг. тодики Райха входит прямое манипулирование 3i кругами с целью освобождения их от “брони”. надавливании и массировании расположенных на уг глаз мышц, затормаживающих эмоциональные npos-ния в виде плача, люди начинают всхлипывать:
работе с челюстными мышцами, затормаживающим;
ражения гнева и злости, они начинают эмоциона раздражаться. Как только люди снова становятся собными плакать и выражать гнев, подавляемые “мь:
ной броней” чувства проявляются и их можно ана ровать вербально. Согласно Райху, мышечное нап;
ние, или “броня”, на уровне таза является после,-. “бастионом защиты”, и только после прохождения чер1 чувства гнева, печали и тоски человек может полностью предаться любовному сексуальному переживанию.
Лоуэн не использовал в своем биоэнергетическом подходе семь кругов Райха. Он описал пять типов характера, названия которых отражают психоаналитическую подоплеку взглядов Лоуэна. В основу своей классификации Лоуэн положил принимаемые индивидуумами защитные позы тела, помогающие выявить проблемы подвижности. Обычно членам группы присущи различные комбинации типов характера.
“Шизоидный” тип характера имеют индивидуумы, чьи мысли неясно связаны с чувствами, стремящиеся уйти в себя и теряющие контакт с реальностью. По существу, их энергия находится в центре тела и не поступает на периферию, ее свободное тег^^ие в направлении лица, рук, ног и половых органов блокируется хроническим мышечным напряжением. “Шизоидные” индивидуумы испытывают явные трудности в спонтанных действиях, их движения негибки и отрывисты. Они не чувствуют связи со своим телом, их самооценка занижена. Тело шизоидов часто узкое, сжатое. Может сложиться
представление, что верхняя и нижняя половины тела или его правая и левая стороны действуют как бы по отдельности. Отсутствие мимики делает лицо человека похожим на маску, руки могут вяло висеть по бокам.
“Оральным” характером обладают индивидуумы, нуждающиеся в значительной поддержке других и склонные к зависимости и привязанности в межличностных отношениях. Их энергия не заморожена в центре организма, как в “шизоидном” типе, однако она слабо течет к периферии тела. Тело и конечности обычно удлиненные, мускулатура недоразвита, налицо признаки физической незрелости. “Оральным” людям психологически сложно стоять на собственных ногах и буквально, и фигурально. Имея низкий уровень энергии, они постоянно нуждаются в поддержке и ждут помощи от других. Когда основные потребности не удовлетворяются, у них может возникать склонность к депрессии.
“Психопатический” тип характера отличает индивидуумов с ярко выраженной потребностью властвовать и управлять, озабоченных своим социальным образом. Потребность доминировать над окружающими может проявляться в чрезмерном развитии верхней половины тела при соответствующем недоразвитии нижней части. Энергия обычно перемещается к голове, а на уровне талии ее течение вниз блокируется мышечным напряжением. Взгляд может казаться пристальным и подозрительным вследствие постоянного стремления контролировать все, что происходит вокруг.
К “мазохистскому” типу характера принадлежат индивидуумы, проявляющие беспомощность при активном решении проблем. “Мазохистский” тип характера полностью заряжен энергией, но старается сдерживать чувства. Такой человек контролирует мышечное напряжение как будто для того, чтобы избежать взрыва. Тело обычно короткое, плотное, мускулистое. Самоутверждение очень ограничено.
Наконец, “ригидный” тип характера имеют честолюбивые, ориентированные на реальность индивидуумы, хорошо функционирующие, но осуществляющие высокого уровня контроль над своим поведением. Они держатся чопорно, сохраняют дистанцию в отношениях с другими, боятся полностью отдаться удовольствиям. Био-энергетически их тело заряжено как на периферии, для контакта с окружающей средой, так и в центре. Чувства текут свободно, но их выражение ограничено.
Обычно люди такого типа подвижны, отличаются пропорциональным телосложением.
Легко экстраполировать эти типы характера, взятые в чистом виде, на доминирующее поведение, которое индивидуум, вероятно, будет демонстрировать в группе. К примеру, участники с “шизоидным” типом характера будут избегать интимной близости с другими членами группы; участники с “оральным” типом будут искать близких контактов с членами группы ради тепла и заботы;
участники с “психопатическим” типом будут стремиться контролировать взаимоотношения в группе и устанавливать связь только с теми, кто восхищается ими и нуждается в контроле с их стороны; участники с “мазохистским” типом характера будут вступать в близкие взаимоотношения с членами группы, но в подчиненной манере, избегая выражать отрицательные эмоции, которые могут угрожать межличностным отношениям. Наконец, участники с “ригидным” характером будут устанавливать близкие взаимоотношения и смогут извлечь больше всего пользы из групп встреч, в которых направляются и поощряются межличностные контакты, готовность сближаться, свободное выражение чувств.
Почва под ногами
Последним важным понятием телесной терапии является понятие почва под ногами, составившее принципиальный вклад Лоуэна в метод Райха (Bellis, 1976). “Почва под ногами” — не только физическая опора на собственные ноги, но и метафора для фрейдовского принципа реальности. “Чем прочнее человек ощущает свой контакт с почвой (реальностью), чем крепче он держится за нее, тем большую нагрузку он может вынести и тем лучше может управлять чувствами” (Lowen, 1975, р. 196). Лоуэн видел, что у многих клиентов нет ощущения твердой почвы под ногами и соответственно у них нет чувства соприкосновения с реальностью. Иметь “почву под ногами” — значит быть в энергетическом контакте с почвой, получить ощущение стабильности и уверенности. Люди “на пике” действия алкоголя, наркотиков или находящиеся в состоянии страстного увлечения чем-либо, могут ощущать себя как бы летящими, их энергия покинула ступни и ноги, переместилась вверх. Эффективное существование в реальном мире буквально и означает возвращение обратно на землю.
Биоэнергетический терапевт Стенли Келеман (Kele-
man, 1975) в понятие “почва под ногами” включил связь с эмоциональными потребностями, течениями орга-низмической энергии и всеми паттернами действий, составляющими наши физические и физиологические процессы. Он утверждал, что члены группы могут избегать ощущения “почвы под ногами” из опасения или страха перед слишком сильным удовольствием или возбуждением. В мастерской Келемана используются упражнения специально для утверждения “почвы под ногами”, преодоления сомнения и недоверия. Например, участникам могут предложить постоять на одной ноге и пережить связь с почвой, затем помассировать эту ногу и вновь вернуться к этому эмоциональному переживанию. Или попрыгать на одной ноге, а затем встать на обе ноги для усиления чувства связи с почвой.
Реакции разных участников отражают их не связанные с почвой психологические состояния. Нерешительный участник говорит: “Я с осторожностью “пробую” жизнь. Я никогда не уверен в почве. Я сутулый, с впалой грудью”. Привлекающий внимание участник заявляет:
“Мне нравится возбуждать вас, потому что я ищу внимания. Но когда я получаю его, пугаюсь и прекращаю работу”. Помогающий участник размышляет: “Я стараюсь помогать людям. Я напрягаю мышцы ног, шеи, горблю спину и приглашаю людей опереться на меня. Я добиваюсь их. Я держусь за других, потому что чувствую пустоту в себе. Я хожу, вытянув голову вперед. Мне нравится помогать людям несмотря даже на то, что я чувствую в себе некоторую жестокость и горечь, когда спасаю их” (Keleman, 1975).
Членов биоэнергетических групп оценивают по тому, насколько тесно они соприкасаются с почвой. Специальные упражнения помогают увеличить поток энергии, упрочить контакт с почвой и соответственно усилить ощущения себя. Понятие “почва под ногами” является важным для биоэнергетики, поскольку оно ориентирует на реальность и тем самым уравновешивает акцент на выражение чувств и эмоциональных порывов, который делает биоэнергетический метод (Olsen, 1976).
Основные процедуры
В дополнение к методическим приемам традиционной индивидуальной психотерапии и групп встреч
биоэнергетические практики используют свои специфические приемы, такие, как напряженные позы тела, активные упражнения и вербальные процедуры высвобождения эмоций для мобилизации потока энергии. Эти методики заставляют участников осознавать мышечное напряжение, энергетические блокировки и ограничения в дыхательном цикле, помогают им ослабить “мышечную броню” (Brown, 1973). Так как психические и телесные явления считаются равнозначными, ригидность на одном уровне предполагает ригидность и на другом. Биоэнергетические методики вводятся для преодоления ригидности, которая часто вызывает тревогу и эмоциональные переживания.
Дыхание
Дыхание — совокупность процессов по i ' жанию жизни, дающих организму непосредст1 энергию для его движения и функционирования тому большинство биоэнергетических занятий i ется с дыхательных упражнений и постоянные минаний участникам о контроле за циклом “вдо дох”. В ортодоксальной терапии Райха клиент р;:
ется, ложится, начинает глубоко дышать, cocpe,i ваясь на телесных ощущениях, говорит о своем ческом состоянии. Современные терапевты, дователи Райха, могут одновременно с дыхате.1 упражнениями физически манипулировать телом к.и та и поощрять релаксацию.
Лоуэн также начинает занятия в группах телес терапии с дыхательных упражнений. Однако участ.. обычно находится в напряженной позе, например m гнувшись через табурет, как показано на рис. 6. Исп;-зование в телесной терапии напряженных поз тела ее ветствует акцентированию Лоуэном стимуляции симпс! ческой нервной системы в противоположность фоку ровке Райха на расслаблении и парасимпатической Bi тативной нервной системе. Вегетативная нервная сист1 иннервирует внутренние органы, железы, гладкую мус латуру, сердце и легкие при эмоциональных пережи ниях. В целом симпатическая вегетативная нервная ( тема подготавливает тело к реакции на стресс, стим\ рует выделение адреналина, увеличивает частоту сер^ ных сокращений и поднимает уровень сахара в крг В свою очередь парасимпатическая нервная сист играет главную роль в сохранении и защите телес i.
Р и с. 6.
ресурсов, управляя пищеварительной и выделительной функциями.
Известно, что задерживание дыхания служит аффек-тивным способом избежать глубоких чувственных _пере-живаний: гнева,_печалИд_с1раха _и сексуальности. Телесные терапевты обратили внимание на прямую связь между учащенным дыханием и чувством внутренней тревоги. Лоуэн (Lowen, 1975) буквально связывает слово “тревога” ("anxiety") с немецким словом "Angst", буквально означающим “удушье в узких местах”. На физическом уровне “узкое место” может означать любой суженный проход в теле, например горло. Так, напряжение мышц шеи и горла создает препятствие полному дыханию, что порождает тревогу. Мышечное напряжение является следствием удержания под контролем сильных и внезапных чувств. Тревога — это эмоциональное состояние, которым организм отмечает нарушения в нормальном функционировании тела. Мы видели, что процесс самопознания и тренировки новых видов поведения на начальных стадиях развития группы обычно вызывает тревогу у участников; когда участники испытывают внезапные сильные чувства, они могут затормаживать ответные реакции. Как уже упоминалось ранее, торможение чувств происходит автоматически, вызывая появление областей напряжения, которые снижают полный энергетический уровень тела. С помощью специальных приемов мышечного расслабления, например рас-
i слабления челюстных мышц, глубокого и полного дыхания, сдерживаемым чувствам может быть дана полная разрядка.
Оценка тела и напряженные позы
Участники биоэнергетических групп обычно одеты в шорты. Одевая легкую, не сковывающую движения тела одежду, они обретают полную свободу в телесных упражнениях и получают возможность ясно видеть тело и любую “мышечную броню”. Лоуэн не поощряет полного обнажения в своих группах, так как это чрезмерно возбуждает и отвлекает участников от терапевтических целен, однако некоторое обнажение 'тела помогает в условиях группы десенсибилизировать участников в сексуальном плане и сломить один из фасадов, за которыми люди обычно прячут свои сомнения и ранимость. Участники, овладевшие опытом биоэнергетического анализа, способны делать важные выводы относительно личностных качеств других на основании фор-мьв и очертаний их тела, физической гибкости или ригидности. Лоуэн фактически создал свою диагностическую систему, основанную только на физических характеристиках.