Определение объема непосредственной памяти
Методика
Выполнение задания включает четыре одинаковых серии опытов на цифровом материале (методика Джекобса). Можно использовать групповую форму его проведения.
Экспериментальный материал.Для каждого опыта надо заготовить 7 рядов цифр (в каждом опыте элементы в рядах должны быть разные), содержащих последовательно 4, 5, 6... и 10 элементов.
Очень важно внимательно следить за тем, чтобы между отдельными элементами ряда не было каких–нибудь смысловых связей. Экспериментатор по одному разу читает по очереди каждый ряд, начиная с самого короткого. После прочтения ряда через 2–3 с по команде «Пишите!» испытуемый письменно воспроизводит в заготовленном заранее протоколе (см. Приложение I) элементы ряда в том же порядке, в каком они читались экспериментатором. Независимо от результатов читаются все 7 рядов, так как иногда испытуемый успешнее справляется с более длинным рядом, нежели с коротким. Опыт повторяется 4 раза (4 серии) для получения более надежных данных. Читать материал надо громко, отчетливо и однотонно, не выделяя отдельных элементов, с интервалами между ними в 1 с. Промежуток времени между предъявлениями каждого ряда зависит от его длины: интервалы должны быть достаточными для воспроизведения. Интервалы между сериями составляют 5–7 мин. После всех четырех серий испытуемый дает словесный отчет о том, каким путем он пытался запомнить ряды цифр, какими приемами пользовался для выполнения задания. Экспериментатор фиксирует эти данные в протоколе, а также свои наблюдения за поведением испытуемого в ходе эксперимента (см. Приложение I).
Инструкция испытуемому:«Слушайте меня внимательно! Я назову Вам несколько цифр, и когда закончу, по моей команде "Пишите!" Вы напишите их в протоколе в том же порядке, как я их называл. Внимание! Начинаем!»
Обработка результатов
1. Сверить результаты каждого опыта с предъявленным материалом. Знаком (+) отмечаются правильно воспроизведенные ряды. Ряды, не воспроизведенные полностью, воспроизведенные с ошибками или не в той последовательности, в которой их читал экспериментатор, отмечаются знаком (–).
2. Составить сводную таблицу результатов всех четырех опытов и вычислить процент правильно воспроизведенных рядов каждой длины за все опыты.
Сводная таблица результатов по всем четырем сериям
№ рядов | Длина ряда (количество цифр) | Воспроизведение серии | Количество воспроизведенных рядов | Процент воспроизведенных рядов | ||||
3. Вычислить объем памяти V формуле V = А + , где А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно; п – число опытов (в данном задании n = 4); т – количество правильно воспроизведенных рядов, меньших чем А.
4. Начертить график зависимости запоминания от количества материала (по процентам правильно воспроизведенных рядов за все опыты).
5. Составить сводную таблицу объема памяти для группы испытуемых (8–10 человек), вычислить средние показатели и нанести на индивидуальный график данного испытуемого.
Обсуждение результатов
На основании количественных данных, графика и словесного отчета проанализировать ход процесса запоминания у каждого испытуемого. Сопоставить индивидуальные показатели со средними по группе (объем непосредственного запоминания и график процента запомненных рядов). По сводным данным группы показать индивидуальные различия испытуемых.
Опыт 2
Зависимость объема памяти от степени осмысленности материала
Методика
Методика включает три серии, которые строятся по одинаковой схеме и отличаются друг от друга только характером предъявляемого для запоминания материала: в первой предъявляются бессмысленные слоги из трех букв; во второй – не связанные между собой слова; в третьей – связанные между собой слова.
Экспериментальный материал.Испытуемому в каждой серии последовательно предъявляются 4, 6 и 8 слов (вторая и третья серии) или слогов (первая серия) с предложением воспроизвести их в том же порядке. Весь экспериментальный материал заготавливается заранее и фиксируется в протоколах до начала опытов (см. Приложение II).
Не следует предлагать как трудные слова, так и очень различные по количеству содержащихся букв, а также редко употребляемые слова. Лучше всего предъявлять слова из 4–5 букв. Интервалы между предъявлениями рядов из 4, 6 и 8 слов (слогов) – 2–3 мин, а между сериями – 10 мин.
В третьей серии испытуемому предлагается связывать предъявляемые слова в целые осмысленные системы, допуская при этом искусственные вспомогательные связи (например, запоминая ряд слов: лес – дом – окно – кот – стол – мясо и т.д. путем искусственных связей: «В лесу стоял дом; через окно влез кот, прыгнул на стол, съел мясо и т.п.»).
Воспроизведенные испытуемым элементы рядов экспериментатор фиксирует в протоколах порядковыми номерами их воспроизведения. Так, например, если были предъявлены слова стол, крот, рука, диван, а испытуемый воспроизвел крот, стол, рука, диван, то в протоколе это должно быть записано, как в сводной таблице.
Протокол воспроизведения элементов ряда
Предъявлено | Стол | Крот | Рука | Диван | Примечание |
№ предъявлений | |||||
Воспроизведено |
Примечание: Пропущенные испытуемым элементы не фиксируются. Если испытуемый назвал элемент, который не предъявлялся, то он записывается в примечании к протоколу.
После каждой серии фиксируются данные словесного отчета испытуемого и наблюдения экспериментатора.
Инструкция испытуемому(читается перед началом каждого опыта): «Слушайте меня внимательно! Я назову Вам ряд слов (слогов), которые Вы должны запомнить в той же последовательности, как я их назвал, и, когда закончу, сразу же повторить мне эти слова (слоги). Внимание! Начинаем!»
Обсуждение результатов
Выполнение опыта 2 не требует количественной обработки. При анализе результатов всех трех серий разбираются различия запоминания материала в зависимости от того, насколько он был организован в смысловые системы. Делаются соответствующие выводыо влиянии фактора осмысленности материала.
ОпытЗ