Классификация видов памяти

Память — способность запечатления, сохранения и воспроизведения информации.

Классификация видов памяти по Блонскому:

· Моторная память, или память-привычка (изучал Уотсон). Моторно-двигательная память - это запоминание и сохранение, а при необходимости точное воспроизведение разнообразных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков человека. Моторная память начинает развиваться раньше всякого иного вида памяти. Наблюдается с возникновением пищевых реакций в положении кормления (первый сочетательный рефлекс). Если взять ребенка в вертикальном положении и поднести его к раскрытой груди матери с выдавленной каплей молока на ней, пищевой реакции нет. Если же ребенка берет в положении кормления мужчина, ребенок начинает делать сосательные движения. Школьный возраст также благоприятствует развитию моторной памяти. В этом возрасте легко обучать ручному труду, танцам, катанию на коньках и т.д. Но, начиная с полового созревания, моторная память не прогрессирует. Моторная память имеет своим началом движение без участия сознания, а концом — мышление.

· Образная память, или память-воображение (изучал Аристотель). Образная память - память на представления; запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности.

В период удержания образа в памяти, он претерпевает трансформации:

- упрощение за счет опускания отдельных деталей;

- преувеличение отдельных деталей;

- преобразование фигуры в более симметричную и др.

В зависимости от того, какой анализатор принимает наибольшее участие в восприятии запоминаемого материала образная память подразделяется на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую. По Штерну, эта память фигурирует начиная с 6 месяцев. Но уже в юношеском возрасте образная память не прогрессирует.

· Логическая память, или память-рассказ (изучал Жане). Логическая память - память, построенная на выделении и запоминании логически-смысловой (причинно-следственной) связи между запоминаемыми элементами. Это логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами По утверждению Жане, эта память имеется у ребенка начиная только с 3 или 4 лет. Когда заканчивается развитие этой памяти, неизвестно, но педагогический опыт показывает, что развитие этой памяти продолжается еще в юношеском возрасте.

· Аффективная память, или память чувств (на ее существовании настаивал Рибо, хотя многие исследователи ее отрицали). Эмоциональная память - это память на бывшие когда-либо переживания. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает сильные эмоциональные переживания, запоминается им прочнее и на более длительный срок. Она уже несомненно имеются у 6-месячного ребенка, даже, возможно, раньше. По мнению Келлера дольше всего помнятся сильные эмоциональные впечатления, притом неприятные. Фрейдисткая теория, напротив, говорит о том, что именно неприятное вытесняется из памяти. Он говорил, что в воспоминаниях детства обычно сохраняются второстепенные, безразличные вещи, в то время как важные, богатые аффектами впечатления не оставляют в памяти взрослого никакого следа. Эта теория была отвергнута.

· Вербальная, или устно-речевая. Вербальная память - память, ориентированная на запоминание преимущественно слов, а не образов. Сначала речь — средство дополнения к каким-либо движениям, действиям. Потом слова сопровождаются отдельными действиями, т.е. слова преобладают. Затем речь становится рассказом.

Специфика:

1) Речевое сообщение кратко и сжато

2) Точность и стабильность фраз

3) Речью легко управлять

Можно предположить, что различные виды памяти, развивающиеся последовательно один за другим, находятся на различных уровнях сознания, относятся к различным ступеням развития сознания. Это еще раз укрепляет нас в предположении, что виды памяти не что иное, как различные уровни памяти, или, точнее и правильнее, различные стадии развития памяти, различные ступени.

Другая классификация видов памяти (по лекциям):

По 3 основным критериям:

1. Время:

· Долговременная. Врожденные рефлексы, инстинкты, приобретаемый опыт. Память долговременная — вид памяти, обеспечивающий продолжительное (часы, годы, иногда десятилетия) удержание знаний, а также сохранение умений и навыков и характеризуемый огромным объемом сохраняемой информации

· Кратковременная. Текущий приобретаемый опыт. Кратковременная память - вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая вытесняется потоком новой информации.

2. Произвольность:

· Непроизвольная. В том случае, когда человек не ставит перед собой специальной цели запомнить материал, говорят о непроизвольной памяти. Эта память формируется генетически раньше, чем произвольная, она находится в тесной связи с эмоциональной и смысловой сферами жизни человека. То есть запоминание происходит без всяких волевых усилий, «автоматически».

· Произвольная — соответствует нашим целям и планам, и оказывается результатом активности личности. Произвольное запоминание может выражаться в качестве двух видов - механического и осмысленного. Механическое запоминание проявляется в повторном заучивании материала без установления в нем смысловых и логических связей. Смысловое запоминание базируется на понимании внутренней логики и отношений в составляющих частях заучиваемой информации, а также в осознанном и осмысленном сравнении данного материала и предшествующих знаний. То есть произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.

3. Средства:

· Опосредованная. Опосредованная память - память, основанная на связывании новой информации с ранее пережитым опытом. Опосредованная память включает в себя ассоциативную и логическую память.

· Непосредственная (запоминание происходит само собой)

Непосредственная, непроизвольная, частично долговременная и кратковременная память — врожденная.

Опосредованная, произвольная, частично долговременная и кратковременная память — приобретенная.

Взаимодействие различных видов памяти – характерная особенность памяти как целостного процесса. Виды памяти, выделяемые по различным критериям, вместе представляют собой единство и взаимосвязь механизмов функционирования памяти.

Типы памяти

По модальности:

1) Зрительная — один из видов памяти, характеризующийся тем, что люди, ею обладающие, легче запоминают впечатления, полученные ими при помощи зрения.

2) Слуховая — одна из разновидностей образной памяти, связанная с запечатлением, сохранением и воспроизведением слуховых образов.

3) Тактильная (память тела) — способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам.

4) Кинестетическая (моторная) — это запоминание и сохранение, а при необходимости точное воспроизведение разнообразных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков человека.

5) Обонятельная — образная память, связанная с деятельностью обонятельных анализаторов. Направлена на запоминание запахов. У человека, по сравнению с животными, значительно редуцирована.

И т.д.

По содержанию:

1) Образная — память на представления; запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности.

2) Вербальная — память, ориентированная на запоминание преимущественно слов, а не образов.

3) Конкретная —

4) Абстрактная —

5) Декларативная — память об усвоенной информации, например об именах, датах и других фактах.

6) Автобиографическая. Три составляющие: 1) знание о конкретных событиях (низовой уровень) – обстановке, дне недели, участниках и т.п.; 2) знание о более общих событиях (средний уровень) – встреча на танцах, работа в таком-то офисе; 3) отнесённость к определённым периодам жизни (высший уровень) – обучение в школе, первая работа, женитьба.

Наши рекомендации