Предмет и задачи общей психологии. Развитие психологии как науки.
Раздел I.Общие основы психологии.
Тема 1.1.Предмет и задачи общей психологии.
Предмет и задачи общей психологии. Развитие психологии как науки.
Человек-существо сложное и многостороннее. Его изучают многие науки-биология, антропология, история, культурология, социология и др. Исследование общих закономерностей его взаимодействия с внешним миром осуществляет специальная наука-психология (от греч.psyche-душа и logos-наука).
Предметом психологии являются человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним.
Психология изучает:
-возникновение и развитие психики;
-сознание человека как высшую форму психики;
-обусловленность психики человека биологическими и социально-историческими факторами;
-нейрофизиологические основы психической деятельности;
-структуру психики человека;
-закономерности формирования психических образов;
-отражательно-регуляционную сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов;
-индивидуально-психологические особенности личности;
-психологические особенности поведения человека в социальной сфере;
-психологию конкретных видов человеческой деятельности.
Психологические знания необходимы человеку для правильной организации его взаимоотношений с другими людьми, эффективной организации своей деятельности. Они нужны ему также для самоанализа и личностного самоусовершенствования. Не случайно основная заповедь древних мыслителей гласит: «Человек, познай себя!»
Практическая потребность применения психологических знаний в различных областях человеческой деятельности вызвала интенсивное развитие наряду с общей психологией ее прикладных отраслей: педагогической, медицинской, юридической, инженерной, авиационной, космической, психологии искусства, труда, военного дела, спорта, менеджмента, маркетинга и др. Но изучение прикладных отраслей психологии возможно только на базе общепсихологических знаний.
Психологические знания нужны везде, где возникает необходимость научной организации труда и эффективного использования ресурсов человеческой психики. Психологи плодотворно работают в школах , клиниках, на производстве, в центрах подготовки космонавтов, в управленческих структурах, в правоохранительной системе и аналитических центрах социального развития.
Современная научная психология все глубже познает закономерности психической деятельности человека-закономерности психического отражения действительности и психической регуляции поведения, выявляет условия и средства оптимизации человеческой деятельности.
Основные методические принципы психологии:
-признание детерминированности (причинной обусловленности) психологических явлений материальной действительностью;
-генетический подход к психическим явлениям - исследование их в развитии;
-признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности;
-изучение психики человека с учетом взаимосвязи биологических и социальных факторов.
Психика человека опосредствуется внешними взаимосвязями, характером деятельности человека, образом его жизнедеятельности. Психическая деятельность -не пассивный продукт мозга, а результат его активного взаимодействия с миром не социально-культурной основе.
Основными методами психологии являются:
-лабораторный;
-естественный эксперимент;
-научное наблюдение;
-метод анализа продуктов психической деятельности.
В последнее время широко используется биографический метод исследования личности. Он состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации.
В возрастной психологии применяется сравнительно-генетический метод-способ изучения психических закономерностей посредством сравнения отдельных фаз психического развития индивидов.
В психодиагностике широкое распространение получило тестирование-диагностика психических возможностей индивида.