С одной стороны, помощь непосредственно окружающих ре­бенка людей открывает ему возможности личностного развития, с другой, ограничивает и даже искажает это развитие.

Определенной попыткой вырваться за рамки этого противоре­чия в воспитании слепоглухих являются новые программы обуче­ния слепоглухих детей социально-бытовой ориентировке и фор­мирования читательской деятельности. Целью этого обучения яв­ляется формирование активной и осознанной жизненной пози­ции.

Все вышесказанное относится прежде всего к случаям врож­денной или рано наступившей слепоглухоты, а именно они указы­ваются в анамнезе большинства воспитанников специальной шко­лы для таких детей. Однако среди них есть дети со множественны­ми нарушениями. Дети, ставшие слепоглухими в результате внут­риутробной инфекции, глубокой недоношенности или других причин, могут иметь серьезные поражения головного мозга, ко­торые проявляются в их двигательной недостаточности или серь­езном нарушении психического развития. Опыт обучения и вос­питания детей со множественными нарушениями в школах для слепоглухих показал, что во всех случаях можно было добиться определенного прогресса в их развитии. Но обучение большинства детей с выраженной умственной отсталостью продвигалось очень медленно, формирующиеся навыки характеризовались крайней косностью и трудностью переноса их в новые условия, дети были пассивны и безынициативны в общении. В тяжелых случаях требо­валось не менее трех лет обучения для того, чтобы добиться более или менее стойкого закрепления полученных ребенком бытовых навыков.

По-разному развиваются у этих детей и средства общения. Они могут остаться на уровне неопределенного требования к взросло­му, который мы определяли как «непосредственный показ», ког­да слепоглухой ребенок тянет за руку взрослого по направлению к

Заинтересовавшему его предмету или помещению. Другие могут общаться с помощью собственно предметов, связанных с созда­нием желаемой ситуации: показывая таким образом взрослому, чего бы они хотели. Ряд детей могут использовать в общении толь­ко естественные жесты и отдельные дактильные буквы и слова. Многие из них нуждаются в постоянном контроле и сопровожде­нии со стороны взрослых до конца своей жизни.

Особой и пока малоизученной проблемой является обучение слепоглухих детей с выраженными двигательными нарушениями. Двигательные нарушения часто делают невозможным самостоя­тельное передвижение ребенка и развитие у него привычных средств общения — жестов и дактилологии. В США и странах За­падной Европы таких детей пытаются обучать речи с помощью специально оборудованных компьютеров. Например, для слабо­видящего глухого ребенка с детским церебральным параличом обо­рудуется специальная приставка к персональному компьютеру, которая позволяет ему писать буквы на дисплее с помощью со­хранных движений. В более тяжелых случаях, когда нарушенными являются не только слух, зрение и двигательная сфера, но и ин­теллектуальное развитие ребенка, используются так называемые «коммуникативные доски», на которых наклеены копии реаль­ных предметов или их простые изображения, и ребенок может любым доступным ему движением показать взрослому, что он хочет.

Наш опыт обучения слепоглухих детей и детей с множествен­ными нарушениями убеждает нас, что нет необучаемых детей, а есть дети с разными возможностями обучения. Даже небольшое продвижение в развитии способствует обретению большей само­стоятельности и, следовательно, уверенности в себе. Успехи ре­бенка во многом бывают обусловлены мужеством его близких, их оптимизмом и уверенностью в своих силах.

Контрольные вопросы и задания

1. Каких детей и взрослых принято относить к категории слепоглухих?

2. Дайте краткую характеристику основным группам слепоглухих.

3. Какие причины могут привести к слепоглухоте?

4. Что вы можете рассказать об истории обучения слепоглухих детей?

5. Дайте характеристику ощущениям и восприятиям слепоглухих людей.

6. Попытайтесь сравнить «поля восприятия» слепоглухого и нормаль­но видящего и слышащего человека.

7. В чем вы видите основную цель психологической помощи семьям, воспитывающим слепоглухого ребенка раннего возраста?

8. Какими причинами можно определить личностное отставание в развитии слепоглухих?

9. Что вы можете сказать о детях со множественными нарушениями?

С одной стороны, помощь непосредственно окружающих ре­бенка людей открывает ему возможности личностного развития, с другой, ограничивает и даже искажает это развитие. - student2.ru С одной стороны, помощь непосредственно окружающих ре­бенка людей открывает ему возможности личностного развития, с другой, ограничивает и даже искажает это развитие. - student2.ru С одной стороны, помощь непосредственно окружающих ре­бенка людей открывает ему возможности личностного развития, с другой, ограничивает и даже искажает это развитие. - student2.ru С одной стороны, помощь непосредственно окружающих ре­бенка людей открывает ему возможности личностного развития, с другой, ограничивает и даже искажает это развитие. - student2.ru Литература

Основная

Басилова Т.А. Условия формирования первоначальных жестов у сле­поглухонемых детей //Дефектология. — 1987. — № 1.

Басилова Т. А. Развитие игры у слепоглухих детей //Дефектология. — 1994.-№2.

Бертынь Г. П. Этиологическая классификация синдромальных форм слепоглухоты //Дефектология. — 1985. — № 5.

Гончарова Е.Л. Изобразительная деятельность слепоглухого ребенка, овладевающего словесной речью // Дефектология. — 1986. — № 6.

Гончарова Е.Л. Формирование базовых компонентов читательской де­ятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и слуха // Дефек­тология. — 1995. — № 4.

Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети: Развитие психики в процессе формирования поведения. — М., 1974.

Скороходова О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окру­жающий мир. — М., 1990.

Соколянский И. А. Обучение слепоглухонемых детей // Дефектоло­гия. -1989. — № 2.

Соколянский И. А. Усвоение слепоглухонемым ребенком грамматичес­кого строя словесной речи // Дефектология. — 1999. — № 2.

Ярмоленко А. В. Очерки психологии слепоглухонемых. — Л., 1961.

Дополнительная

Акшонина А. Я., Гончарова Е.Л., Васина Г.В. Тексты и упражнения для уроков чтения в начальных классах школы для слепоглухих детей. — М.,1990.

Апухтина А. Д., Басилова Т. А., Васина Г. В., Чулков В.Н. Программа по социально-бытовой ориентации для слепоглухих детей // Дефекто­логия. — 1994. — №6.

Басилова Т.А. Изучение состава учреждения для слепоглухих детей: Дифференцированный подход при обучении и воспитании слепоглухих детей. - М., 1990.

Басилова Т. А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со слож­ными сенсорными и множественными нарушениями //Дефектология. — 1996. - № 3.

Браун Н. Психологические факторы принятия себя родителями сле­поглухонемых детей // Дефектология. — 1997. — № 2.

Ван Дайк Я. Воспитание и обучение слепоглухих как особой катего­рии аномальных детей // Дефектология. — 1997. — № 2.

Мещеряков А. И. О вероятностном характере сигнального восприятия у слепоглухонемых // Дефектология. — 1969. — № 2.

Мещеряков А. И. Опыт обучения детей, страдающих множественными дефектами //Дефектология. — 1973. — № 3.

Соколянский И. А. Некоторые особенности слепоглухонемых детей до поступления их в школу-клинику: Обучение и воспитание слепоглухо­немых// Известия АПН РСФСР. - 1962. - Вып. 121.

ГЛАВА 8

Наши рекомендации