Способности, задатки, индивидуальные различия людей

Ощущение.

Восприятие. Свойства восприятия (целостность, предметность, обобщенность, константность, осмысленность, избирательность). Восприятие ипредставление. Характеристики представлений (модальность, интенсивность, фрагментарность, неустойчивость, обобщенность).

Воображение. Виды воображения. Формы воображения (мечты, грезы, галлюцинации, сновидения). Приемы и способы воображения (агглютинация, акцентирование, гиперболизация, схематизация, типизация). Функции воображения.

Связь воображения с творчеством.

Определение мышления. Стадии становления мышления (допонятийное и понятийное мышление). Формы мышления (понятие, суждение, умозаключение). Методы мышления (индукция, дедукция, аналогия). Операции мышления (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация, систематизация (классификация)). Типы мышления (наглядно-образное, предметно-действенное, словесно-логическое). Виды словесно-логического (понятийного) мышления: теоретическое, практическое, аналитическое (логическое), реалистическое, аутистическое, продуктивное, репродуктивное, непроизвольное, произвольное. Качества мышления (самостоятельность, инициативность, оригинальность, глубина, широта, быстрота, пытливость, критичность). Интеллект. Мышление и речь.

Речьи язык. Функции речи. Характеристики речи. Речь как основное средство общения. Виды речи.

Внимание как психический процесс. Основные свойства внимания (устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, объем). Виды внимания. Функции внимания (отбор значимых воздействий и игнорирование побочных, удержание и сохранение образов определенного содержания, регуляция и контроль за протеканием деятельности).

Память. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание). Характеристика основных процессов памяти. Виды памяти (словесно-логическая, образная, двигательная, эмоциональная). Формы памяти (мгновенная (сенсорная), кратковременная, долговременная). Законы памяти.

Личность.Определение личности в психологии. Соотношение понятий «субъект», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность». Этапы исследования личности; различные подходы. Структура личности.

Социализация личности. Механизмы и стадии социализации.

Способности, задатки, индивидуальные различия людей.

Темперамент. Типы и свойства темперамента.

Характер. Типология характеров (по Э. Кречмеру, Э. Фромму, У. Шелдону). Акцентуации характера (по К. Леонгарду, А.Е. Личко). Формирование характера.

Воляи ее основные признаки. Волевая регуляция поведения. Развитие воли.

Определениеэмоций. Структура эмоций (импрессивный компонент (субъективное переживание) и экспрессивный компонент (непроизвольные реакции организма). Формы эмоций (эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения). Чувства. Функции эмоций (побуждения, подкрепления, предвосхищения, функция дифференцирующей и синтезирующей основы образа, функция мобилизации органов действия, организующая, коммуникативная функция). Классификация эмоций.

Определение мотивации. Потребность. Виды потребностей (биологические, социальные, познавательные). Мотив. Связь между эмоциями и мотивацией (эмоции сигнализируют о потребности и свидетельствуют о ценности объекта в связи с его способностью удовлетворить потребность).

Категория деятельностив психологии. Виды деятельности (общение, игра, труд). Внутренняя структура деятельности (потребность, мотив, цель (результат). Умения, навыки, привычки.

Общениекак вид психической деятельности. Определение общения. Взаимосвязь общения и деятельности. Компоненты общения (когнитивный, эмоционально-мотивационный, поведенческий). Средства общения (способы передачи информации). Вербальное общение. Невербальное общение.

Психология малых групп.Понятие «малая группа». Характеристика малой группы. Виды малых групп (реальные, условные, формальные, неформальные, референтные, антиреферентные). Специфика коллектива как малой группы. Структура внутригрупповых отношений. Позиция. Статус. Внутренняя установка. Роль Композиция группы. Нормы и ценности групп.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Психология как наука. Предмет и объект психологии. Явления, которые изучает психология.

2. Изменение и расширение предмета психологии с древнейших времен до наших дней.

3. Отрасли психологии.

4. Методы психологии. Связь психологии с другими науками.

5. Психика человека и ее развитие. Психика и организм. Особенности психического отражения.

6. Объективная и субъективная (психическая) реальность.

7. Сознание как форма отражения человеком действительности. Основные характеристики сознания.

8. Сознание и бессознательное. Основные механизмы психологической защиты.

9. Познавательные психические процессы и особенности их протекания.

10. Ощущение как простейший психический процесс. Классификация и основные характеристики ощущений.

11. Восприятие. Свойства, виды, формы восприятия. Восприятие и представление.

12. Воображение: виды, формы, приемы и функции воображения. Связь воображения с творчеством.

13. Мышление. Формы и виды мышления.

14. Мышление, его методы и операции.

15. Речь и ее функции. Речь и язык. Взаимосвязь мышления и речи.

16. Внимание как психический процесс. Основные свойства и функции внимания.

17. Память. Основные процессы памяти. Виды и формы памяти. Законы памяти.

18. Определение личности в психологии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность».

19. Структура личности. Различные подходы в исследовании личности.

20. Социализация личности. Механизмы и стадии социализации.

21. Темперамент: типы и свойства.

22. Характер. Типология характера. Акцентуации характера.

23. Воля как психическая регуляция человеческого поведения. Волевые качества характера.

24. Эмоции. Структура эмоций. Виды эмоций. Эмоции и мотивация.

25. Категория деятельности в психологии. Виды деятельности. Структура деятельности.

26. Общение как вид психической деятельности. Компоненты общения. Виды общения. Цели и средства общения.

27. Механизмы понимания и восприятия людьми друг друга в процессе общения.

28. Конфликт. Виды конфликтов. Способы профилактики и разрешения конфликтов.

29. Малая группа и ее характеристики. Виды малых групп. Структура внутригрупповых отношений. Эффективность групповой деятельности.

30. Лидерство и руководство в малых группах. Теории лидерства. Стили лидерства.

Основная:

1. Григорович, Л. А. Педагогика и психология : учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. – М. : Гардарики, 2005.

2. Островский, Э. В. Психология и педагогика : учеб. пособие / Э. В. Островский. – М. : Вузовский учебник, 2005.

3. Психология и педагогика : учеб. пособие / под ред. В. И. Жукова. – М. : Изд-во ин-та психотерапии, 2004.

4. Реан, А. А. Психология и педагогика : учеб. пособие / А. А. Реан. – СПб. : Питер-Пресс, 2006.

5. Хьелл, Л. Теория личности /Л. Хьелл, Д. Зиглер.- СПб. : Питер, 2007.

1. Кроль, В. М. Психология и педагогика : учеб. пособие / В. М. Кроль. – М. : Высшая школа, 2003.

2. Лишин, О. В. Педагогическая психология воспитания : учеб. пособие / О. В. Лишин. – М. : Академия, 2003.

3. Пашковская, И. Н. Психология и педагогика : метод. указ. по изучению курса / И. Н. Пашковская, Н. А. Королева. - СПб. : СПбГАСЭ, 2005.

4. Сластенин, В. А. Психология и педагогика : учеб. пособие / В. А. Сластенин. – М. : Академия, 2003.

5. Столяренко, А. М. Психология и педагогика : учебник / А. М. Столяренко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

Периодические издания:

1. Вопросы психологии : журнал.

2. Психологическая газета.

Наши рекомендации