Аналитическая групповая психотерапия

Введение

Аналитическая групповая терапия определена в учебных программах по психотерапии следующим образом.

«В аналитической групповой психотерапии на первом плане стоят глубинные регрессивные процессы с соответствующим переносом на терапевта и глобальный объект «группу». На основании этого становится возможной работа над дериватами бессознательного (на­пример, бессознательные фантазии), определенными первичным про­цессом» (Faber und Haarstrick, 1989, с. 43).

Соответственно она используется врачами больничных касс как метод со­провождения для пациентов с тяжелыми неврозами конфликта, для которых желательно более основательное восстановление при включении генетическо­го аспекта и в связи с этим более длительное лечение. Тем самым показания к этому групповому методу отличаются от подходов, основанных на глубинной психологии, которые требуют фокусировки на действующем в настоящий мо­мент и относительно легко доступном в смысле пусковой ситуации конфликте и в целом меньших временных затрат на лечение. Ее также следует отделять от варианта нарушений, который играет все возрастающую роль в сегодняшней

– 321 –

аналитической психотерапии наряду с неврозами конфликтов, от преэдиповых или структурных нарушений, или базальных, или диадических нарушений от­ношений.

Этот метод следует применять для тех пациентов, для которых естественно лечение в условиях множественности с его описанными Арендт (Arendt, 1978) признаками. Другими словами, следует проверить, насколько пациент нужда­ется в терапии, которая сделает для него возможным переживание того, что он находится среди многих, среди других, что он член множества, что его понима­ют как единственного в своем роде, что он увидит ограниченность своего суве­ренитета, что можно столкнуться с относительной непредсказуемостью послед­ствий собственных действий.

Впрочем, следует подумать о том, что терапевтическая группа предназна­чена в силу своей треугольной констелляции именно для лечения трехсторонних, в особенности эдиповых неврозов конфликта.

Этот метод должен сделать возможным прослеживание патогенных внут­ренних конфликтов пациента, в соответствии с метафорой точки пересечения возникновения неврозов, как в горизонтальном направлении, вплоть до их ны­нешнего межличностного выражения и вариаций, так и вертикальное направ­ление, вплоть до генетического начала. Для этого необходим, как известно из практики, продолжительный процесс.

Терапевту этот метод в его варианте, соответствующим геттингенской мо­дели, позволяет проследить поведение пациента внутри группы на различных уровнях организации и функционирования группы и оказать на него влияние, как на уровне демонстрируемого поведения, характеризуемом выработкой груп­повых норм и поиском определений ситуаций, так и на уровне структурно де­терминированной разработки психосоциальных компромиссов, которые как латентное действие как бы лежат в основе названного ранее; наконец, на уров­не бессознательных фантазий, модифицированных в Эго, или, другими слова­ми, совместных снов наяву или фантазирования участников группы. Терапевту предоставляется возможность выжидать и допускать регрессивное развитие на эти три уровня, пока он не заметит конфигурацию, которая, по его мнению, подходит для терапевтической переработки. Однако он также может способ­ствовать регрессивному развитию за счет того, что он совершает попытку нор­мативной регуляции поведения в рамках группы в связи с аспектом сопротив­ления, чтобы таким образом сделать возможным следующий регрессивный шаг. Этот метод не следует понимать таким образом, что уровень совместного фан­тазирования представляет собой, так сказать, окончательное поле терапевти­ческого прояснения. От специфики работы терапевта зависит, будет ли его осо­бенный интерес к фантазиям своих пациентов и к их снам способствовать тому, что участники группы будут настраиваться преимущественно на этот уровень и его предметы.

– 322 –

Наши рекомендации