Техника 2. Определение самоэффективности
В → А → Сэ → Сп
Самоэффективность
Упражнение
Сделайте так, чтобы ваш клиент расслабился и сосредоточился на определенной проблемной ситуации (АС ).
Попросите его предсказать свою способность успешно с ней справиться и проставить это значение на континууме (можете использовать те же шкалы, что и для ожиданий).
(0) . . . . . . . . х . . . . . . . . (5) . . . . . . . . х . . . . . . . . (10)
. . . . . . . . Мало шансов . . . . . . . .Много шансов
. . . . . . . . на успех . . . . . . . . . . . . . . .на успех
Пройдитесь по нескольким различным ситуациям, чтобы установить, как клиент понимает свою самоэффективность. Занижена она или завышена?
Будучи тесно связанной с самоожиданием, самоэффективность обычно обсуждается вкупе с ней; это соотношение синергично. Например, высокие ожидания и низкая самоэффективность – одна из самых неблагоприятных комбинаций. Депрессивные клиенты зачастую требуют от себя слишком многого и мало надеются на то, что они этого достигнут.
Можно попросить пациентов поместить обе переменные на одном континууме, как это показано ниже.
(0) . . . . . . . . Эф . . . . . . . . Эф . . . . . . . . (ПДП) . . . . . . . . Эф . . . . . . . . (10)
. . . . . . . . низкая . . . . . . . . средняя . . . . . . . . . . . . . . . . высокая
«Покажите мне на этой шкале, что вы считаете для себя просто достаточно приемлемым результатом (ПДП). А теперь отметьте, какой эффективности, на ваш взгляд, вы можете добиться». Клиенты, которые видят свои проблемы подобным образом, впадут в уныние. Им будут казаться бессмысленными любые попытки, поскольку ожидаемый успех слишком далек даже от минимально приемлемого исхода.
Техника 3. Определение Я-концепции
В → А → Сэ → Сп
Я-концепция
Несмотря на то, что существует множество достаточно полезных способов измерить Я-концепцию, вероятно, наиболее ценным для когнитивного терапевта методом будет извлечение Я-концепции из составленного клиентом списка В .
Составьте список ведущих идей клиента.
Выберите те В , которые напрямую обращены к «Я».
Найдите позитивные и негативные валентности, которые клиент проявляет в каждом из этих убеждений. Например, такое В : «Мир – огромное и опасное место» – демонстрирует соответствующую Я-концепцию: «Я слабый и беспомощный». Такая установка будет негативной Я-валентностью.
Техника 4. Определение внимания
А → Сэ → Сп
Внимание
Дайте своим клиентам инструкцию в следующий раз, когда они почувствуют, что расстроены, создать мысленную картину того, что их беспокоит. Если они смогут, пусть сделают набросок ключевых компонентов.
Предложите им затем построить еще одну мысленную картину, но сфокусировавшись на других ключевых компонентах. Это будет трудно, потому что к ним постоянно будет возвращаться изначальный образ. Вдохновите их на то, чтобы они продолжали практиковаться и изменять свой фокус. Вскоре они смогут обнаружить, что то, что они видят, достаточно случайно и основано на их выборе видеть именно это.
Техника 5. Избирательность памяти
А → В → Сэ → Сп
Избирательное запоминание
Упражнение 1.
Объясните своему клиенту принципы избирательности памяти. Возможно, вы пожелаете предложить ему их письменное изложение, подобное предлагаемой инструкции об избирательности памяти.
Инструкция: избирательная память
Каждый раз, предаваясь воспоминаниям о прошлом – о великих событиях, произошедших с вами, когда вы были старшеклассником, о своей первой любви, о том чудном времени, что вы провели, живя в Петербурге, – вы должны быть осторожны, потому что ваши воспоминания могут обманывать вас. Вы могли создать фантазию о том, чего никогда не было, потому что выборочно опустили те предметы, эмоции и события, которые несовместимы с желаемым настроением. Обманываясь таким искажением и принимая его за истину, вы воспринимаете это сфабрикованное прошлое как реальное.
Иногда искаженная память о прошлом создает ощущение несчастья в вашем настоящем. В таких случаях единственный способ стать удовлетворенным в текущий момент – заставить себя аккуратнее воспроизводить прошлое. Только в том случае, если вы будете вспоминать о своей истории самым беспристрастным и непредубежденным образом, уроки прошлого опыта станут вашим ориентиром.
Лучше осторожно выбирать свое прошлое.
Упражнение 2
Смутное припоминание. Попросите клиента вспомнить какое-нибудь событие, но не в деталях, а общее впечатление. Пусть он запишет свои воспоминания на бумагу или аудиокассету.
Релаксация. Затем введите его в состояние релаксации либо дайте ему прослушать запись со звуками природы или успокаивающей музыкой.
Детальное припоминание. Пусть он представит, что путешествует назад в прошлое и возвращается к ранним воспоминаниям. Выберите определенную сцену для рассмотрения. Напомните клиенту, чтобы он подключил все ощущения для ее воспроизведения: зрение – какие цвета, освещение, предметы, движения, перспективу он видит? Слух – может ли он слышать разговоры? Воспринимает ли фоновые звуки, музыку, разговор в соседней комнате, гул машин на улице? Обоняние – какие замечает запахи? Кинестетика – двигается, стоит или лежит? Эмоции – чувствует себя счастливым, грустным, испуганным, разозленным? С какой силой и в какой комбинации? Пройдите по всем ступеням, не перепрыгивая и не обобщая. Используйте как можно больше деталей. Память можно стимулировать просматриванием фотографий, дневников и писем. Попросите его вспомнить о других событиях, происходивших в это время. Используйте любые подсказки, которые могут помочь вспомнить прошлое.
Запись. Кратко набросайте то, о чем вспомнил ваш клиент.
Сравните первое смутное воспоминание с последним, детальным. Что не удалось вспомнить? О чем он забыл?