Тема 6. Управленческие решения в менеджменте.
Рекомендации по составлению и доработке конспекта лекции.
Студенту надо подробно изучить решение как процесс, как акт выбора его менеджером или исполнителем, и как результат такого выбора. Решение как процесс характеризуется тем, что этот процесс осуществляется в несколько этапов: подготовка, принятие и реализация решения. Решение как результат выбора представляет собой предписание к действию.
Далее желательно разобраться с процессом принятия решения как мыслительного процесса, предполагающего предварительное осознание цели и способа действий, проработку различных вариантов. Важнейшую особенность этого процесса составляет его волевой характер. Результатом этой части изучения темы должно стать понимание того, что выбор цели, принявшей форму окончательного решения, позволяет перейти к выработке программы, т.е. к разработке плана действий и к определению необходимых ресурсов для достижения целей.
Необходимо оценить различие и преимущества трех подходов к принятию решений: интуитивного, рационального, психологического.
Далее, надо учитывать, что менеджеру следует знать ограничения, зависящих как от него самого, так и от конкретной ситуации при принятии решений: недостаток своего опыта, низкий уровень квалификации рабочих, отсутствие необходимой техники прогрессивных технологий, отсутствие необходимых финансовых ресурсов. Следует учитывать, что надо выдвигать альтернативные решения, делать их оценку и выбор.
При завершении изучения темы студенту надо обратить внимание на установление обратной связи. Обратная связь нужна для обеспечения согласования фактических результатов с теми, что ожидались в период принятия решения по принципу "факт – прогноз". На этой фазе происходит поэтапная оценка последствий решения.
Ключевые слова: цели управления, виды целей, проблема, ситуация, анализ ситуации, критерии принятия решения, процесс выработки решения; определение альтернатив; выбор решения; оценка решений.
Задание для самостоятельной работы:
1. Изучить категориальный аппарат.
2. Доработать материалы лекции.
3. Подготовиться к работе на лекции по теме 7. Повторить вопрос: методы управления и их психологическое содержание. (Учебная дисциплина «Психология»). Быть готовым к обсуждению этого вопроса в ходе лекции.
4.Подготовиться к семинару.
Формируемые компетенции: ОК-8; ПК-13.
Тема 7. Механизмы менеджмента и его диверсификация.
Рекомендации по составлению и доработке конспекта лекции.
Изучение данной темы необходимо начать с понимания механизма менеджмента как средств, способов, методов управления достижения конкретной цели. Студенту надо понять, что невозможно эффективно управлять, не зная механизмов менеджмента, т.к. полномочия менеджера, их реализация и сопряжение возможностей управления с разнообразием интересов, ценностей и установок, мотивов и стимулов поведения людей.
Далее надо освоить экономические, организационно-распорядительные (административные), социально-психологические методы менеджмента, методы управления индивидуально-личностным поведением.
Студенту надо твердо усвоить, что диверсификация это закономерность менеджмента и представляет собой тенденцию совмещения разнообразия форм, подходов, целей, объектов управления, функций и др., вызванных потребностями практики, и, прежде всего, производства. Реализуется диверсификация как выбор альтернатив эффективного управления. Поэтому обучающемуся следует освоить экономические методы менеджмента, организационно-распорядительные (административные) методы, социологические и социально – психологические методы управления.
Ключевые слова: средств, способов, методов управления; механизмы менеджмента; методы менеджмента; диверсификация менеджмента.
Задание для самостоятельной работы:
1. Изучить категориальный аппарат.
2. Доработать материалы лекции.
3. Подготовиться к работе на лекции по теме 8. Повторить вопрос: законы и принципы организации систем. (Учебная дисциплина «Теория менеджмента»). Быть готовым к обсуждению этого вопроса в ходе лекции.
4.Подготовиться к семинару.
Формируемые компетенции: ОК-7; ПК-1;ПК-13.