Инструктаж учителя по выполнению заданий.
- Ребята, самое главное, о чём вы должны помнить, что у нас есть главный вопрос урока. Он записан на доске. Почаще перечитывайте его, это поможет вам быстрее выполнить задания в группах.
- Вспомните правила работы в группах.
- Каждая группа получит карточку с заданием и алгоритмом его выполнения. На каждой карточке будет указано, на какой главный вопрос должна ответить группа. Также вы должны выделить в тексте доказательства своей точки зрения.
- Не забудьте, вам нужно будет представить результаты работы интересно, доступно, так, чтобы другим группам было понятно, к каким выводам вы пришли.
3. Выполнение заданий учащимися в группах.Учитель в это время ведёт консультативную и разъяснительную работу.
Примеры карточек с исследовательскими заданиями для малых групп:
Карточка 1.
1) Прочитайте первый эпизод рассказа от слов «Скучно Афоне жить на свете» с. 129 до слов «Не спи, дедушка!- попросил Афоня» с. 130.
2) Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
- Почему дедушка Тит всё время спит?
- Как к этому относится Афоня?
- Можно ли сказать, что дедушка ко всему равнодушен?
- Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки.
3) Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.
Карточка 2
1) Прочитайте второй эпизод рассказа от слов «Но дедушка уже спал» с. 130 до слов «Но дед уже умолк, он опять уснул в покое на русской печи» с. 131.
2) Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
- Как относится мама Афонии к дедушке, в чём это проявляется?
- Почему Афоня всё время подходил к спящему деду и слушал, как он дышит?
- Как реагировал дедушка на вопросы внука?
3) Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки.
4) Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.
Карточка 3
1. Прочитайте третий эпизод рассказа от слов «Афоня тогда сам залез на печь к дедушке и начал будить его, чтобы он проснулся» с. 131 до слов «Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу» с. 132.
2. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
- Почему Афоня решил остановить маятник у часов?
- От чего дедушка проснулся?
- Почему старый дед «опомнился» и пошёл с Афоней «белый свет пытать»?
3. Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня уснул на груди у деда; подумайте, почему автор пишет, что грудь дедушки пахла «тёплой землёю».
4. Сделайте вывод: Какие чувства испытывал Афоня по отношению к своему дедушке. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.
Карточка 4
1) Прочитайте четвёртый эпизод рассказа от слов «Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже» с. 133 до слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134.
2) Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
- Почему дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище ?
- Почему дедушка «осерчал» на внука?
- Как вы понимаете слова «цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь»? Объясните.
3) Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает мысли Афонии, когда Афоня «как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь». Что вы поняли из размышлений Афони?
4) Сделайте вывод: Какая тайна открылась Афоне. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.
Карточка 5
1) Прочитайте последний эпизод рассказа от слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134 до конца рассказа с. 135.
2) Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
- Почему Афоня просил дедушку теперь не бояться смерти?
- Почему дедушка «невидимо улыбнулся своему доброму внуку»?
- Почему Афоня принёс гребешок дедушке? Как это характеризует его отношение к дедушке?
- Почему дедушка посмотрел на внука «как на цветок, растущий на земле»? Объясните.
3) Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня относится к своему дедушке.
4) Сделайте вывод: Почему Афоня любил своего дедушку? Сформулируйте вывод и приведите доказательства.
Карточка 6 (Эту карточку лучше предложить группе детей с высокими учебными возможностями).
1) Перечитайте весь текст и найдите эпизоды-описания в рассказе:
· С. 129-130: описание внешности дедушки Тита.
· С. 130: описание действий Афони, когда он слушал, как дышит спящий дед.
· С. 131-132: описание того, как Афоня заснул рядом с дедом.
· С. 133: описание того, как дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище.
· С. 134: описание мыслей Афони, когда он задумался среди трав и цветов.
· С. 135: последний абзац рассказа, описание дедушки Тита.
2) Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
- Подумайте, для чего в начале рассказа даётся подробное описание дедушки? Как через данное описание проявляется отношение автора к старому человеку?
- Подумайте, зачем автор так подробно описывает состояние Афони в тот момент, когда дедушка уже в который раз уснул?
- Подумайте, для чего автор обращает внимание читателя на то, что внук невзначай уснул рядом с дедушкой?
- Подумайте, почему, когда дедушка опомнился и повёл Афоню полевой дорогой к пастбищу, описание природы становится радостным, солнечным, ярким? Как это связано с состоянием главных героев – дедушки и Афони?
- О чём задумался Афоня среди трав и цветов? Соответствует ли его настроению описание его мыслей? Какими красками пронизано описание мыслей Афони?
- Для чего даётся описание дедушки в конце рассказа? Отличается ли это описание от того, каким было описание дедушки в начале рассказа? Что стремится показать этим автор? (Дедушка, как и цветок, набрался сил от общения с природой и с внуком, он как бы расцвёл, поэтому стал чаще улыбаться и гладить Афоню по голове).
3) Сделайте вывод: Для чего автор вставляет в рассказ эпизоды описательного характера? Сформулируйте вывод и приведите доказательства.