Сущность — организатор хаоса
Сущность выходит за пределы личности, потому что она появилась прежде, чем физическое тело и нервная система развились настолько, что стало возможным обнаружить разницу между ними. Поэтому Сущность является величайшим организатором хаоса.
Сущность, когда мы принимаем ее, поглощает личность, возвращая ее назад, в свою безграничную пустоту. К счастью для нас, Сущность не исчезает бесследно. Она напоминает о себе. Хотя это напоминание и вызывает у тела страх и сопротивление, именно Сущность способна преобразовать хаос.
Для этого мы должны бесстрашно и объективно изучить наши субличности и механизмы защиты и позволить Сущности поглотить их. Это позволит нам вступить в контакт с Сущностью, а не с субличностями.
С этой целью я опишу субличности и глубинные структуры, которые следует растворить. Мы должны помнить: то, что мы знаем, не является проблемой. Проблемой является то, о чем мы не знаем.
Ложь
Ложь, которую мы сочиняем для себя, не может быть поглощена Сущностью. Иначе говоря, для того чтобы наши субличности растворились внутри Сущности, мы должны честно осознать наш самообман. Мы должны сказать себе правду о собственной лжи. Почему? Сущность питается истиной — она не переваривает лжи.
Однажды я работал с женщиной, которая охарактеризовала себя как «наркоманку в любви». Она страдала из-за человека, с которым встречалась, считая, что «он не уделял ей достаточно внимания». Я спросил ее- «Вы с самого начала знали, что он не тот, кто вам нужен, и обманывали себя — как вы обманули себя в первый раз?»
Сначала этот вопрос разозлил ее, а потом она ответила: «Мы договорились встретиться в ресторане в 8.00. В 8.45 его еще не было. Тогда я и начала придумывать ему фальшивые оправдания».
Я объяснил, что сначала мы придумываем ложь о наших отношениях с другими, а потом лжем себе о собственной лжи. Мы обижаемся на другого человека, потому что он ведет себя не так, как мы придумали в процессе самообмана. Наша задача заключается в том, чтобы разоблачить свою ложь и увидеть людей такими, какими они являются на самом деле, а не сквозь призму самообмана. Еще один пример нашей лжи — отрицание. Если мы лжем себе, отрицая то, что произошло с нами, если мы лжем себе о собственном детстве, тогда субличности не смогут раствориться в Сущности. Нисаргадатта Махарадж сказал: «Вы не можете отпустить то, о чем вы не знаете». Поэтому трансформация невозможна до тех пор, пока мы не скажем себе правду о том, что с нами случилось. Тогда, и только тогда, личность сможет раствориться в Сущности и больше не возвращаться. Один из учеников как-то спросил Нисаргадатту Махараджа: «Долго ли можно оставаться в состоянии бытия (Сущности)?. Махарадж ответил: «Чтобы закрепить это состояние, потребуется некоторое время, но держитесь как можно крепче за ваше бытие (Сущность)!»
Поэтому, когда вы начинаете этот процесс, смотрите на все ваши структуры как на самих себя. Почему? Потому что личность представляет не одну единственную структуру, но смешение множества структур. И энеаграммы, как и вся квантовая Вселенная, пребывают в постоянном движении.
Глава 13
Тяжелейшая в мире травма
Внешний хаос: Разрушитель
Внутренний хаос: Сущность, Истинное «я», Созидатель
Пока мы говорили лишь о «внешнем» хаосе и о том, как личность сопротивляется ему и пытается упорядочить его. Терапия хаоса ведет нас к Сущности, предшествующей личности. Личность является ограниченной вследствие того, что она существует во времени: она появляется в процессе зачатия, рождения и развития физического тела. Сущность же не ограничена никакими пространственно-временными рамками и гораздо теснее связана с квантовым уровнем мироздания, чем личность. Поэтому Сущность обладает качествами, которых страстно жаждет личность. Более того, Сущность является этими качествами. Суфийский мастер Г. И. Гурджиев говорил, что личность есть нечто приобретенное, а Сущность присуща нам изначально. Мы можем сказать, что сильнейшая из наших ран — формирование личности и разлука с Сущностью, которую точнее было бы назвать утратой Сущности. Люди проводят всю жизнь, безуспешно пытаясь вновь обрести утраченную Сущность. Они пытаются найти ее снаружи в надежде исцелить рану от утраты Сущности. Эта рана создает такую точку бифуркации, что человек вновь и вновь воссоздает свои главные травмы, ни на минуту не прекращая защищаться от сильнейшей из них. Иными словами, сопротивляясь утрате Сущности, человек бередит эту рану вновь и вновь.
Как же он воссоздает свои травмы?
Большинство из нас чувствуют утрату; вместо того чтобы принять это чувство и позволить ему вести нас в глубь пустоты, мы пытаемся заполнить пустоту и преодолеть боль. Чтобы заполнить пустоту, мы хватаемся за любые средства, привлекающие наше внимание. Иногда нами овладевает навязчивая идея, будто кто-то другой может сделать нас счастливыми. Иногда мы начинаем искать учителя, который вернет нам потерянный рай. Иногда мы отчаянно взываем к окружающим в поисках сочувствия. Эта утрата и сопровождающее ее ощущение пустоты являются основой личности и присущи самой ее природе. Поэтому для исцеления этой раны мы должны вернуться туда, откуда мы пришли.
Существует чудесная история о знаменитом индийском учителе Ра-маке Махариши, Как-то раз духовный искатель из Америки отправился странствовать в поисках истины. После долгого пути он добрался до Индии и пришел к Рамане Махариши. Он приблизился к Рамане и спросил: «Как мне найти себя?» Рамана ответил: «Вернись туда, откуда ты пришел». Искатель обиделся и ушел. Другой ученик спросил у Раманы: «Почему ты был так жесток, почему ты не помог ему найти себя?» Рамана ответил: «Я именно это и сделал. Я посоветовал ему вернуться туда, откуда он пришел».
Иными словами, личность должна направить свое внимание туда, откуда она пришла: в изначальную пустоту Сущности, или Истинного «я».
Ирония заключается в том, что личность пытается стать Сущностью и обрести качества Сущности. Это у нее никогда не получится, так как она является производной от Сущности, которая, в свою очередь, является производной от пустоты.
Утрата Сущности
Травма утраты Сущности блокирует нашуэнергию. «Квант» означает «сгусток энергии»; сопротивление и постоянное воссоздание травмы в надежде исцелить ее ограничивает квантовое сознание, тем самым делая энергию недоступной.
Величайшая в жизни рана наносится нам в тот момент, когда наша личность обнаруживает, что она разлучена с самой собой, то есть с Сущностью. Этот разрыв создает мощнейшую точку бифуркации, в которой личность постоянно отсекается от Сущности и защищается от этого мучительного переживания вновь и вновь. Сущность представляется личности пустотой, и поэтому личность начинает испытывать страх перед самой собой и проецировать этот страх на других; личности кажется, что остальные готовы уничтожить ее. Личность боится других людей и сама внушает им страх. Так возникает порочный круг. Личность боится близости с другими людьми и со своим Истинным «я». Кроме того, личность боится высвобождения энергии, заблокированной в момент разрыва с Сущностью, так как энергия кажется ей слишком сильной и неуправляемой. Когда во время сеанса мои клиенты ощущают эту энергию, она часто представляется им невероятно безудержной и мощной; они боятся, что она разрушит их и или сведет с ума.
Тяжелое положение личности описано в сказке о гадком утенке.
Окружающие считают утенка уродом, и он сам считает себя уродом, до тех пор пока не видит в воде отражение прекрасного лебедя (Сущности).
На языке физики Сущность является вторым неявным порядком; она существует за пределами энергии, пространства, массы и времени и в то же время служит мостом, связывающим Великую реальность с физическим миром. Иными словами, Сущность связывает явный и неявный порядок Дэвида Бома. Более того, именно Сущность может обратить хаос в порядок. Парадокс заключается в том, что пустота Сущности кажется личности хаосом. Личность представляет собой скопление субличностей, задача которых состоит в том, чтобы обеспечивать биологическое и психоэмоциональное выживание физического тела. Это делает субличности застывшими и жесткими; они застывают, пытаясь упорядочить внешний хаос и сопротивляться внутреннему хаосу, или пустоте. В результате личность оказывается зажатой между внешним и внутренним хаосом.
Сущность, однако, обладает качествами, позволяющими ей организовать и трансформировать хаос.
«Первый неявный порядок — это само поле». Первый неявный порядок подобен телевизионному экрану, на котором могут появляться любые изображения. Второй неявный порядок подобен компьютеру, внутри которого хранится информация, способная создавать любые формы. Третий неявный порядок — тот, кто играет на компьютере.[36]
Развивая эту аналогию, мы можем сказать, что недифференцированное сознание, или пустота, представляют собой первый неявный порядок, сущность — второй неявный порядок, а личность — третий неявный порядок.
Терапия хаоса призывает личность (третий неявный порядок) возвратиться к Сущности (второй неявный порядок) и пережить истинно сущностные качества. Затем Сущность должна возвратиться к первому неявному порядку — чистому недифференцированному сознанию, лежащему в основе глубочайшего единства мира.
Процесс
Как мы узнали раньше, хаос стал причиной появления субличностей. Хаос обычно представляется ужасным, непосильным и безумным.
В качестве компенсации мы создаем субличности и субъективные вселенные в надежде обуздать хаос и обрести мир и покой. Позвольте мне еще раз напомнить вам определение хаоса из словаря Уэбстера:
Бесконечное пространство или неоформленная материя, предположительно предшествовавшие возникновению упорядоченной Вселенной.
Я снова упоминаю об этом, потому что мы должны войти внутрь этого «бесконечного пространства», представляющегося субличностям хаосом, и встретиться с Сущностью.
Каждый наблюдатель, будучи создателем субличности, направляет внимание на некоторую ограниченную область, поэтому внимание личности привязано к субличностям и их переживаниям, отвлекая наблюдателя от встречи с пустотой.
Наблюдатель создает субличности, оставаясь одной из них
В книге Квантовое сознание» я говорил, что встреча с внутренним наблюдателем является первым необходимым шагом на пути, ведущем за пределы личности. Но это именно первый шаг, поскольку наблюдатель сам является одной из частей личности, хотя его и можно назвать «высочайшей» из частей. Наблюдатель отделен от Сущности и развивается одновременно с развитием тела и личности. Как сказано в «Квантовом сознании», наблюдатель создает субличности, сам будучи субличностью. Иначе говоря, наблюдатель воспринимает окружающие его мысли, чувства, образы, других людей и т. д., выделяя определенные объекты и направляя на них внимание; при этом он руководствуется стратегией, созданной им для защиты от травмы утраты бытия. Наблюдатель выбирает такие объекты наблюдения, которые, по его мнению, помогут ему справиться с травмой утраты бытия и с пустотой. Другими словами, наблюдатель и совокупность субличностей, которую мы называем личностью, являются, по сути, одним и тем же. Мы заблуждаемся, когда думаем, что посредством наблюдения наблюдатель может выйти за пределы личности. Наблюдатель рождается вместе с телом и личностью. Более того, с помощью наблюдения наблюдатель создает личность (см. рис. 6),
Здесь мы сталкиваемся с противоречием, и читатель должен задать себе вопрос: «Удалось ли кому-нибудь из моих знакомых выйти за пределы личности лишь с помощью самонаблюдения?» Если вы ответите «нет», тогда я предложу вам убедиться в том, что наблюдатель и личность являются одним целым. Для этого нужно встретить Сущность, где наблюдатель и объект наблюдения, то есть совокупность субличностей по имени «личность*, растворяются в глубине Сущности и исчезают. Остается лишь наблюдение без объекта.
Иными словами, субъект (наблюдатель) и объект (личность) поглощаются Сущностью, и остается лишь чистое наблюдение без объекта. Но как может существовать наблюдение без наблюдаемого объекта? Это возможно на уровне Сущности, где субъект и объект сливаются, превращаясь в единое целое. Г. И. Гурджиев называл это состояние наблюдения без объекта объективным сознанием.
ДЛЯ достижения этого состояния наблюдатель должен перенести внимание на внутреннюю пустоту, вместо того чтобы направлять его наружу, без конца рассматривая лишь свои отражения. Когда наблюдатель направляет внимание вовне, в наблюдении участвует личность. Когда наблюдатель направляет внимание на внутреннюю пустоту, появляется Сущность, а наблюдатель (субъект) вместе с личностью (объектом) растворяются в ее глубине. Наблюдатель направляет внимание наружу с целью защиты от Сущности (себя самого). Направляя внимание вовнутрь, наблюдатель сливается со своей истинной природой. Тогда наступает наблюдение ни за чем и знание ни о чем. Пара наблюдатель—личность исчезает, и остается лишь чистая Сущность. Г. И. Гур-джиев называл это состояние «Истинным «я».
Для иллюстрации давайте рассмотрим колесо. В центре колеса расположена центральная ось, удерживающая спицы вместе. В нашем примере центр колеса — это выбор объектов наблюдения, обусловленный основной стратегией наблюдателя, которую можно также назвать типом личности или основным трансом. Субличности представляют собой спицы колеса. Сущность же — пустота, окружающая колесо. Если вы сможете обнаружить центральную ось вашего колеса, удерживающую субличности вместе, то значительно ускорите процесс растворения спиц и самой оси. Поэтому нам следует изучить основные стратегии нашего внутреннего наблюдателя, предназначенные для защиты от встречи с Сущностью.
Сущность
Изучить и понять стратегии наблюдателя — это еще не всё. Для достижения Сущности нужно разрушить все структуры личности и растворить их в вашей истинной природе. Почему? Если мы просто оказываемся в состоянии Сущности, личность продолжает действовать. Это часто случается с теми, кто занимается медитацией. На одну минуту они достигают Сущности, а в следующий миг уже отброшены назад в гущу своих субличностей. Для медитирующего эта разлука с Сущностью и возвращение в привычный мир подобны пощечине. Поэтому надо разрушить все субличности — и лишь тогда мы сможем жить в этом мире, не расставаясь с Сущностью.
Далее будут описаны девять основных способов фиксации внимания; каждое описание будет сопровождаться примерами и упражнениями. Надеюсь, что это позволит читателю работать самостоятельно и предоставит ему необходимые средства для растворения своих субличноотей. Стратегии 1–7 освоить сравнительно легко. Стратегии 8–9 более сложны, поэтому в посвященных им главах подробнее описаны препятствия, которые вам предстоит преодолеть, и способы преодоления.
Пожалуйста, не забывайте, что каждая стратегия требует отдельно* го терапевтического сеанса или даже нескольких сеансов продолжи' тельностью от одного до нескольких часов. Я привожу конкретные примеры для того, чтобы подчеркнуть моменты, важные для понимания. По мере вашего продвижения информация будет становиться все сложнее, и вам, может быть, время от времени понадобится передышка. Этот процесс не является жестко заданной процедурой — скорее он представляет собой некий контекст, внутри которого растворяются привычные паттерны и субличности.
Во всех моих четырех книгах я показываю, как проявляются законы физики в нашем внутреннем мире. Действие вызывает противодействие; у каждой субличности есть противоположная субличность, действующая вместе с ней. Эти субличности связаны между собой, и в отличие от большинства терапевтических школ, предлагающих избавиться от плохой, ненужной части и оставить хорошую и ценную, психотерапия хаоса рассматривает обе части как разные грани одного и того же эмоционального состояния, или транса, удерживающего их вместе.
Эти пары противоположных субличностей существуют как в мире физики, так и в мире психологии.
Сегодня нам известно, что у каждой частицы есть античастица. Частица и античастица создают фундаментальную симметрию в физике <…> Ученые обнаружили, что можно считать электрон вращающимся. Это вращение может происходить лишь в двух направлениях: вверх и вниз, поэтому двойственность является основополагающим принципом.[37]
Заключение
Важно понять, как именно основные пары противоположностей, созданные для организации хаоса и сопротивления травме утраты Сущности, продолжают сопротивляться, создавая тем самым нежелательные состояния хаоса. Нужно заметить, что все наши попытки организовать хаос рождены сопротивлением нежелательному состоянию. Чем больше мы стараемся, тем сильнее истощается субличность, желающая покончить с хаосом и тем самым прекратить свои мучения, чем сильнее она истощается, тем больше хаоса она ощущает. Таким образом, хаос и сопротивление хаосу представляют собой две противоположные субличности.
Направляя выборочное внимание на определенные объекты, наблюдатель применяет стратегию, созданную им для того, чтобы сопротивляться травме утраты бытия и защищаться от пустоты. Личность образуется вокруг Сущности. «Чтобы понять, кем вы являетесь, нужно вначале понять, кем вы не являетесь». Помня все это, давайте приступим к изучению девяти основных стратегий наблюдателя и соответствующих им типов личности, чтобы узнать, кем мы не являемся. В этом контексте фиксация внимания на чувствах, других людях, мыслях, воображении и т. д. представляет собой попытки справиться с травмой утраты бытия. Наблюдатель, как и личность, направляет внимание наружу, отчаянно пытаясь спастись от травмы и избежать мучительного ощущения пустоты. Эта пустота, однако, является неотъемлемым атрибутом Сущности. Личности кажется, что Сущность постоянно напоминает ей о травме, поэтому личность пытается скрыться от Сущности любой ценой.
Итак, наблюдатель создает стратегию, помогающую избежать ощущения травмы, вместо того чтобы прямо взглянуть в лицо самой травме. Именно поэтому изменения личности приводят лишь к появлению дополнительных средств защиты от травмы. Иными словами, постоянные попытки изменить личность в надежде сделать ее более здоровой или приспособленной представляют собой лишь концентрацию внимания на самой личности и сопротивление Сущности. Желание наблюдателя изменить личность — один из способов сопротивления Сущности, или себе самому. Перенос внимания от внешнего мира к внутренней пустоте является путем к Сущности.
Концентрация внимания наблюдателя на «личном совершенствовании» приводит к образованию новых субличностей и усиливает личность, тем самым уводя прочь от Сущности.