Диагностика — себя и других

Все психотерапевтические и некоторые духовные системы обладают средствами диагностики. Многим людям неприятна мысль о диагностике, потому что им кажется, что их классифицируют, загоняют в рамки и навешивают на них ярлык, тем самым отказывая им в праве быть уникальной и неповторимой личностью. Это действительно в той или иной степени присуще любым системам диагностики; в терапии хаоса, однако, участнику предлагают беспристрастно наблюдать за тем, какие средства применяет его личность для защиты против Сущности. На семинарах я использую диагностику для того, чтобы участники смогли лучше понять, как субличности защищают их от внешнего и внутреннего хаоса. Более того, субличностям присуши различные трансовые стратегии, поддерживающие их жизнеспособность. Цель диагностики заключается в том, чтобы лучше понять собственную личность и одновременно осознать, что мы представляем собой нечто большее, чем наши субличности. На тренингах я использую характерологический анализ Вильгельма Райха, впоследствии усовершенствованный Александром Лоуэном и Роном Куртцем. Этот способ анализа «характера» позволяет терапевту выявить его базовую структуру. Изучив свои субличности, вы сможете встретиться с Сущностью, пребывающей прежде и превыше них. Иными словами, чтобы узнать, кем вы являетесь, вам сначала нужно узнать, кем вы не являетесь.

Терапия хаоса

В течение многих лет я занимался работой с собственными энеа-граммами около трех часов в день. Энеаграммы тысячелетней давности образуют девять основных типов личности, каждый из которых воспринимает и организует окружающий мир присущими ему средствами.

Я обнаружил около 90 пар противоположных субличностей внутри каждого типа характера, а затем начал разбираться с каждой из этих пар в собственной душе. Этот процесс, описанный в книгах «Энеаграммы» Хелен Палмер и «Типы личности» Ричарда Ризо, помог мне постепенно разрушить мои субличности.

В 1991 году я купил книгу Клаудио Наранхо «Структуры энеатипов». После того как я прочел эту книгу, я обнаружил недостающее звено цепи! Каждый тип личности начинался с ощущения утраты бытия. Я понял, что это чувство утраты бытия предшествовало созданию субличностей, которые затем формировали девять основных типов личности, используемых для защиты против утраты бытия. Я начал понимать, что в детстве нас вынуждают уходить прочь от истинной Сущности к «физическому» выживанию во внешнем мире. Иными словами, по мере развития физического тела личность все больше отождествляется с ним. Личность — это механизм выживания, организующий хаос. Важнее всего то, что утрата бытия оставляет незаживающую рану в вашей душе, напоминающую о том, что вы покинули свою Сущность и стали личностью. Отсюда и ощущение чего-то утраченного, недостающего, напоминающего о себе гнетущим терзающим ощущением пустоты. Порой мы выражаем это словами: «Наверное, со мной что-то не в порядке, иначе откуда эта тоска и опустошенность?» На самом деле опустошенность доказывает, что с вами все' в порядке. Как будет показано позже, ирония заключается в том, что пытаясь заполнить пустоту и думая, что с нами что-то не в порядке, мы бежим от себя самих. Проще говоря, пытаясь заполнить пустоту, мы сопротивляемся пустоте. Мы пытаемся создать наше бытие. Или, как поет Фрэнк Синатра в песне «Незнакомцы в ночи»: де-латъ-быть-делатъ-быть-делать-быть-делагь.

Личность защищается против утраты бытия, но присутствие Сущности ощущается как та самая пустота, против которой личность защищается. Каждый из нас имеет тысячи субличностей для защиты против внутренней пустоты, напоминающей об утрате изначальной полноты бытия. Вся наша жизнь состоит из бесконечных попыток любыми способами спастись от этой пустоты, в то время как она является истинным путем к утраченному бытию.

Это означает, что энеаграммы, или характер, предназначены для защиты от пустоты. Личность не знает, что дверь в обитель Сущности находится в пустоте. Следовательно, личностные структуры защищают нас от себя самих, разлучая с глубочайшим уровнем нашей души.

Итак, давайте приступим к изучению стратегий субличностей, чтобы затем растворить их внутри Сущности.

Самодиагностика

Крайне важно научиться распознавать наши субличности и трансы, чтобы затем проникнуть на более глубокий уровень и растворить их внутри Сущности. Важно при этом не оказаться в ловушке личности, пытаясь изменить ее. Попросту говоря, не пытайтесь изменить личность и сделать ее более «приемлемой» или «здоровой». Вместо этого осознайте, что организация субличностей вокруг физического тела является мощнейшим механизмом выживания. Поэтому любые попытки изменить эту структуру столкнутся с сильнейшим сопротивлением. Наша цель заключается в том, чтобы изучить взаимодействие и всевозможные сочетания субличностей и их цели, а затем растворить их в глубине нашей истинной Сущности.

Наши рекомендации