Выбор иррациональных когниций
В основе приобретения иррациональности лежит не только наблюдение за тем, как ведут себя другие. Люди в значительной степени индуцируют возникновение у себя эмоциональных расстройств потому, что они не развивают способность делать рациональный выбор и не практикуются с целью развития этого навыка. Получение отрицательного опыта социального научения само по себе не ведет к приобретению иррациональных когниций. Многие люди, получившие негативный опыт в детстве, предпочитают чрезмерно не расстраиваться и не выходить из состояния душевного равновесия. Другие же люди, при наличии поддержки со стороны окружающих или же без нее, справляются со своими проблемами. Верно и обратное. Приобретение благоприятного опыта социального научения само по себе не ведет к приобретению рациональных когниций. У многих людей, которые получили положительный опыт в детстве, формируются сильно выраженные иррациональные установки. Хотя опыт социального научения оказывает на людей хорошее или плохое влияние, люди способны выбирать способ, посредством которого они будут реагировать на различные воздействия.
ПОЧЕМУ ЛЮДИ ВЕДУТ СЕБЯ НЕАДЕКВАТНО
Почему люди упорно сохраняют у себя иррациональные убеждения и их производные? Люди не только становятся иррациональными, они остаются иррациональными. Фактически они часто становятся даже более иррациональными. Быть рациональным в иррациональном мире значит бороться. Коль скоро у людей сформировались иррациональные установки, люди будут следовать им снова и снова. Эллис постоянно подчеркивает, что люди склонны заново индоктринировать себя своими пагубными идеями. Существует множество причин, по которым люди остаются иррациональными.
Биологические тенденции
Биологически обусловленная тенденция людей к иррациональности не сходит на нет с достижением зрелости, эта тенденция является частью генетического наследства, которое оказывает на людей влияние в течение всей жизни. Эллис подчеркивает: «Люди предрасположены к бессознательному привычному продлению состояния, характеризующегося дисбалансом психических функций, а также предрасположены к ожесточенной борьбе, направленной на избавление от дисфункциональное™» (Ellis, 1987, р. 365). Вместо того чтобы поддерживать реалистический баланс между краткосрочным и долгосрочным гедонизмом, люди главным образом отдают предпочтение краткосрочному гедонизму. Предпочтение получения удовольствия в данный момент является главным источником сопротивления изменению.
Эмоциональный вклад
Абсолютистские долженствования часто являются «горячими» когнициями, которые включают в себя сильно выраженный оценочно-чувственный компонент. Такие когниции являются чрезвычайно стойкими, и поэтому их трудно изменять. Кроме того, люди развивают не только производные своих первичных иррациональных убеждений, но и вторичные иррациональные убеждения и их производные. В результате уровень эмоциональности людей повышается, после чего они могут начать мыслить еще более иррационально. Люди часто оказываются не в состоянии увидеть, как сильно они расстроены. Более того, люди начинают расстраиваться настолько сильно, что им не удается определять состояние реальности и рассматривать свои иррациональные убеждения, используя те способы, которые они использовали в других случаях. Возникает так называемая ситуация «ловушки 22» — нереалистичные убеждения (У) создают разрушительные чувства (П), которые, в свою очередь, «раздувают огонь» и усиливают нереалистичные убеждения (У). Кроме того, нереалистичные убеждения (У) создают дисфункциональное поведение (П), которое, в свою очередь, также усиливает и углубляет нереалистичные убеждения (У). Последствия иррациональных убеждений ухудшают людей, вместо того чтобы улучшать их.