Выбор иррациональных когниций

В основе приобретения иррациональности лежит не только наблюдение за тем, как ведут себя другие. Люди в значительной степени индуцируют возникновение у себя эмо­циональных расстройств потому, что они не развивают способность делать рациональ­ный выбор и не практикуются с целью развития этого навыка. Получение отрицательно­го опыта социального научения само по себе не ведет к приобретению иррациональных когниций. Многие люди, получившие негативный опыт в детстве, предпочитают чрез­мерно не расстраиваться и не выходить из состояния душевного равновесия. Другие же люди, при наличии поддержки со стороны окружающих или же без нее, справляются со своими проблемами. Верно и обратное. Приобретение благоприятного опыта социально­го научения само по себе не ведет к приобретению рациональных когниций. У многих людей, которые получили положительный опыт в детстве, формируются сильно выра­женные иррациональные установки. Хотя опыт социального научения оказывает на лю­дей хорошее или плохое влияние, люди способны выбирать способ, посредством которо­го они будут реагировать на различные воздействия.

ПОЧЕМУ ЛЮДИ ВЕДУТ СЕБЯ НЕАДЕКВАТНО

Почему люди упорно сохраняют у себя иррациональные убеждения и их производ­ные? Люди не только становятся иррациональными, они остаются иррациональными. Фактически они часто становятся даже более иррациональными. Быть рациональным в иррациональном мире значит бороться. Коль скоро у людей сформировались ирраци­ональные установки, люди будут следовать им снова и снова. Эллис постоянно подчер­кивает, что люди склонны заново индоктринировать себя своими пагубными идеями. Существует множество причин, по которым люди остаются иррациональными.

Биологические тенденции

Биологически обусловленная тенденция людей к иррациональности не сходит на нет с достижением зрелости, эта тенденция является частью генетического наследства, которое оказывает на людей влияние в течение всей жизни. Эллис подчеркивает: «Люди предрасположены к бессознательному привычному продлению состояния, ха­рактеризующегося дисбалансом психических функций, а также предрасположены к ожесточенной борьбе, направленной на избавление от дисфункциональное™» (Ellis, 1987, р. 365). Вместо того чтобы поддерживать реалистический баланс между кратко­срочным и долгосрочным гедонизмом, люди главным образом отдают предпочтение краткосрочному гедонизму. Предпочтение получения удовольствия в данный момент является главным источником сопротивления изменению.

Эмоциональный вклад

Абсолютистские долженствования часто являются «горячими» когнициями, кото­рые включают в себя сильно выраженный оценочно-чувственный компонент. Такие когниции являются чрезвычайно стойкими, и поэтому их трудно изменять. Кроме того, люди развивают не только производные своих первичных иррациональных убеждений, но и вторичные иррациональные убеждения и их производные. В результате уровень эмоциональности людей повышается, после чего они могут начать мыслить еще более иррационально. Люди часто оказываются не в состоянии увидеть, как сильно они рас­строены. Более того, люди начинают расстраиваться настолько сильно, что им не уда­ется определять состояние реальности и рассматривать свои иррациональные убежде­ния, используя те способы, которые они использовали в других случаях. Возникает так называемая ситуация «ловушки 22» — нереалистичные убеждения (У) создают разру­шительные чувства (П), которые, в свою очередь, «раздувают огонь» и усиливают нере­алистичные убеждения (У). Кроме того, нереалистичные убеждения (У) создают дис­функциональное поведение (П), которое, в свою очередь, также усиливает и углубляет нереалистичные убеждения (У). Последствия иррациональных убеждений ухудшают людей, вместо того чтобы улучшать их.

Наши рекомендации