Психологическая помощь детям РДА и членам их семей.
Контрольную выполнил Сериков А.В.
Психологическая помощь детям РДА и членам их семей.
И. И. Мамайчук отмечает, что для эффективной коррекции необходим комплексный подход, участие специалистов разных профилей.
Также необходимо строгое соблюдение этапности психокоррекционных воздействий с учетом степени выраженности эмоционального и интеллектуального дефекта у ребенка с РДА.
Сложная специфика аффективной дезадаптации аутичного ребенка требует специальной организации психокоррекционной работы. В связи с повышенной возбудимостью у ребенка, импульсивностью, хаотичностью его деятельности необходимы специальные мероприятия по обеспечению безопасности детей в процессе занятий. Занятия должны проходить в специально оборудованном зале, где обязательно должно быть мягкое освещение, палас или ковер на полу. В зале не должно быть острых и тяжелых предметов, неустойчивой мебели. Не рекомендуется выставлять много игрушек в пространстве, доступном ребенку, так как это может его отвлекать.
Аутичные дети чувствуют себя спокойнее и безопаснее, если существует четкий распорядок дня, четкое соблюдение традиций. Поэтому необходима строгая организация режима в коррекционной группе. Обязательным является идентичность обстановки занятий и постоянство состава группы, так как аутичные дети трудно приспосабливаются к новой обстановке и новым людям.
При организации группы необходимо учитывать также степень тяжести дефекта. Для детей с тяжелой аффективной патологией (первая и вторая группы) состав группы может варьировать от 3 до 5 детей, и не больше. В состав группы можно включить здоровых детей, желательно родственников аутичных детей.
Основные направления психокоррекционной работы с аутичными детьми заключаются в следующем:
— ориентация аутичного ребенка во внешний мир;
— обучение его простым навыкам контакта;
— обучение ребенка более сложным формам поведения;
— развитие самосознания и личности аутичного ребенка.
Основные этапы психологической коррекции:
Первый этап — установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятия. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Большое значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами.
Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается с помощью создания постоянной устойчивой обстановки занятий, поощрением любой, даже минимальной активности ребенка.
Коррекционные воздействия на данном этапе должны быть направлены на реализацию ребенком собственных резервов и механизмов базальной аффективной. Это достигается с помощью разнообразных приемов, направленных на изменение аффективного состояния. Например: общая релаксация, снятие патологического напряжения, уменьшение тревожности, увеличение активности ребенка. На данном этапе очень важна роль родителей, их положительная установка на занятие и активность в его организации.
Второй этаппсихокоррекции детей с РДА — усиление психической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
Например, у многих детей с РДА наблюдается тяга к ритмическим раскачиваниям. Психолог должен использовать эти особенности детей в процессе выполнения специальных упражнений (танцевальные ритмические упражнения и пр.). Необходимо уловить момент аффективного подъема у ребенка и придать ему реальный игровой эмоциональный смысл.
На третьем этапепсихокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. Это достигается с помощью музыкального сопровождения занятий и специальных игр, направленных на длительное положительное сосредоточение ребенка. Например, игра «Мыши тише-тише», «Море волнуется», «Глаза в глаза» и пр.
Частные задачи, направлены на преодоление негативных аффективных переживаний и патологических форм поведения. Необходимопомнить, что такие реакции ребенка, как агрессия, негативизм, имеют защитный характер, и для преодоления их нужны комфортные условия для ребенка. Запрещается осуждение поведения ребенка в присутствии взрослых и других детей, рекомендуется использовать разнообразные прожективные методы и методы пepeключения. Например, ребенок с РДА в процессе занятий с кубиками постоянно разрушает постройки у других детей. Психолог вместе с ребенком строит и разрушает построенное и при этом эмоционально реагирует на падение кубиков возгласами «ух», «бух» и пр.
Комментарий: Итак, исходя из работ И. И. Мамайчук, а также Критской В.П., Мелешко Т.К., Поляковой Ю.Ф. можно заключить, что основной линией коррекционной работы с РДА, заключается в установлении контакта с ребенком. При этом необходимо учитывать особенности его восприятия мира. Так, как отрицательная эмоциональная доминанта почти постоянно присутствует у детей с РДА и является причиной того, что эти дети воспринимают окружающий мир как набор отрицательных аффективных признаков. Организация коррекционной работы с учетом потребностей ребенка с РДА, на начальном этапе позволяет добиться «реализации ребенком собственных резервов и механизмов базальной аффективной». Что является основой дальнейшей работы с РДА.
Например, ребенок с синдромом РДА не хочет участвовать в «нормальной игре» с остальными детьми. Ему нравятся правила, однотипные действия, упорядоченность. Поэтому, организация «игры по правилам» (м.б. с другими детьми), будет способствовать его адаптации. Возможно постепенное включение элементов «нормальной игры», т.е. осуществляется переход от манипулятивных игр к сюжетным.
Необходимо безусловное принятие ребенка, понимание и терпение. Поэтому специалист, работающий с данной категорией детей должен обладать высоким уровнем эмпатийности.
Мамайчук И. И. описывает конкретные методики работы с детьми (РДА).
Еще одним интересным методом является«Холдинг терапия»( М. Уэлч ) , стратегия которого отличается от описанной выше. Этот способ, на первый взгляд, предельно прост и состоит в том, что в специально отведенное время мать берет ребенка на руки, сажает на колени лицом к себе и обнимает его. При этом она не должна все время плотно прижимать его к себе, так как у мамы и ребенка должна быть возможность посмотреть друг другу в глаза.
Обычно на "ситуацию удержания" аутичный ребенок реагирует отчаянным сопротивлением, воспринимая такое "лишение свободы" как витальную опасность. Поэтому многое зависит от того, что именно родители говорят ребенку, какие эмоциональные аргументы они подбирают, чтобы объяснить ему ситуацию. Страх и вызванное им сопротивление уходят, когда родители настойчиво объясняют ребенку, как он им нужен, говорят, что не желают его обидеть, а, наоборот, хотят с ним пообщаться и поиграть. Задача родителей во время холдинга - в том, чтобы удержать ребенка не столько физически, сколько эмоционально, уговаривая его не уходить, не покидать маму" и папу, повторяя, как важно быть всем вместе.
Если заглянуть в оглавление монографии Никольской О.С., Баенской Е.Р., ЛиблингМ.М. «Аутичный ребенок: пути помощи», то становится понятно, что, по крайней мере, с психологической стороны проблема РДА изучена достаточно хорошо. Существует масса конкретных рекомендаций по работе с такими детьми.
Однако:1)углубленное и детальное изучение причин РДА, в дальнейшем позволит (и возможно уже позволяет ) осуществлять профилактику РДА; 2) изучение морфофизиологических основ РДА позволит оказывать более эффективное лечение (коррекцию) данного расстройства; 3) Организация комплексной помощи, подготовка достаточного количества компетентных специалистов в данной области также будет способствовать решению проблемы.
Помощь семье заключается в:
1) Информирование семьи о сущности РДА: его проявлении, перспективе коррекции.
2) Информирование об особенностях общения и взаимодействия с ребенком РДА.
3) Составление конкретных рекомендаций(2п) .
4) Ориентация на позитивный результат.
5) Оказание психологической помощи и поддержки семье с ребенком РДА.
Литература:
1. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. ''Патология психической деятельности при шизофрении''
2. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.
3. НикольскаяО.С.,. Аутичный ребенок: пути помощи.