Язык и стиль выпускной квалификационной работы
Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Это находит свое выражение во всей системе речевых средств. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство положений, выявленных в результате исследования эмпирических фактов.
Для научного текста характерна смысловая законченность, объективность, целостность и связанность. Важнейшим средством выражения логических связей являются здесь специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли, противоречивые отношения, причинно-следственные отношения, логический переход от одной мысли к другой, итог, вывод. Особенностью языка научного текста отсутствие экспрессивной лексики. Следует избегать также двусмысленных слов и определений, таких как «очень редко…», «психологами нашего Центра…», «некоторая часть выборки…» и т.д.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ВКР
ВКР должна быть выполнена с использованием персонального компьютера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Например, при работе с редактором Microsoft Word с использованием шрифта Times New Roman в основном тексте задается размер шрифта 14, межстрочный шаг полуторный, количество строк на странице 30. В таблицах и приложениях можно применять другие параметры. Текст следует размещать, соблюдая следующие размеры полей:
- левое – 30 мм, верхнее – 20 мм,
- правое – 1,5 мм, нижнее – 20 мм.
Допускается оформление ВКР от руки, но запись должна быть аккуратной и разборчивой.
Общий объем ВКР не менее 60-80 страниц печатного текста.
Исправления и изменения, опечатки и графические неточности могут выполняться черными чернилами на зачищенном или закрашенном белой краской месте.
Нумерация страниц. Нумерацию страниц ВКР необходимо выполнять арабскими цифрами сквозным способом по всему тексту работы, включая приложения. Титульный лист и оглавление включаются в общую нумерацию, но номер страницы на них не проставляется. Иллюстрации и таблицы, размещенные на отдельных листах, также включаются в нумерацию.
Рубрикация. Основная часть обычно разбивается на три вопроса (а не главы), каждый из которых разбивается на подвопросы. Вопросы и подвопросы нумеруют арабскими цифрами, углубляя порядок нумерации при переходе от вопроса к подвопросу.
Пример нумерации вопросов: 1, 2, 3.
Пример нумерации подвопросов: 2.1, 2.2, 2.3 и т.д. (подвопросы вопроса 2); 3.1, 3.2, 3.3 и т.д. (подвопросы вопроса 3).
Каждый вопрос в тексте работы следует начинать с новой страницы. Наименование вопросов пишется в центре строки. Наименование подвопросов также пишется в центре строки, на той же странице, где закончился текст предыдущего подвопроса. После наименования вопросов и подвопросов не ставится точка, перед цифрой нумерации не пишется слово «вопрос». Требуется, чтобы наименования вопросов и подвопросов соответствовали таковым в оглавлении работы и были расположены на той странице, которая приведена в оглавлении. Наименование вопросов и подвопросов должно быть кратким и отражать их содержание. Расстояние между заголовками вопроса и тестом при выполнении машинописным способом составляет три – четыре интервала (15мм), между заголовком подвопроса и текстом – два интервала.
Таблицы. Часто в работах используется материал, который помещают в таблицах. Каждая таблица имеет свой порядковый номер в пределах всей работы (сквозная нумерация арабскими цифрами), или в пределах конкретного вопроса, если в работе приводится много табличного материала. В тексте, предшествующем таблице, должна быть ссылка на конкретную таблицу. Оформление таблицы начинается с указания в правом верхнем углу над таблицей слова «Таблица», после которого следует ее номер. На следующей строке по центру приводится наименование таблицы (см. табл.1). Если все показатели таблицы имеют одинаковые единицы измерения, то их приводят после наименования через запятую, которую ставят в конце наименования таблицы.
Таблица 1
Примеры слабых и сильных коммуникативных критериев
№ п/п | Слабый | Сильный |
Кого бы Вы выбрали для проведения свободного времени? | С кем бы Вы желали проводить свой досуг во время перерывов между работой? | |
С кем бы вы желали вместе работать? | С кем бы Вы желали вместе работать на одной операции(станке и др.) | |
Кого бы вы выбрали своим бригадиром? | Вскоре Вашей бригаде поручат сборку нового оборудования, кого бы Вы желали выбрать своим бригадиром в новых условиях работы? |
Если произошло деление таблицы по нескольким страницам, то над последующими частями пишут «Продолжение табл. 1».
Иллюстрации. Иллюстративный материал курсовой работы включает схемы, диаграммы, гистограммы, графики разных типов: квадратные, круговые, секторные, линейные, столбиковые и др. Все иллюстрации в работе именуются рисунками. Каждый рисунок имеет номер и наименование. Нумерацию можно выполнять в пределах одного вопроса, например: рис. 1.1, 1.2 (рисунки 1,2 в первом вопросе курсовой работы) или сквозным способом в пределах всей работы, например: 1,2,3 (рисунки 1,2,3, последовательно размещенные в работе без указания вопроса). Номер рисунка пишется после сокращения «Рис.». Наименование рисунка ставится после его номера без точки в конце наименования. Номер рисунка и его наименование размещают под рисунком с абзацного отступа.
Среди всех видов иллюстративного материала наиболее презентабельным является гистограмма. Она позволяет отобразить те или иные результаты экспериментального исследования с максимальным эффектом наглядности. На нижеприведенном примере гистограммы отображены различия между группами испытуемых по выраженности таких параметров эмоционально-волевой сферы как самочувствие, активность, настроение. В том случае, если гистограмма, как и любой рисунок, сопровождается пояснительной информацией, то ее необходимо приводить после наименования рисунка.
Рис. 1
Различия между группами испытуемых по выраженности самочувствия, активности и настроения (по тесту САН).
Обозначения: С – самочувствие; А – активность; Н – настроение.
Графики как форма представления данных используются чаще всего с целью отображения динамики изменений тех или иных психических процессов, свойств, состояний и т.п. На графике с той или иной степенью отчетливости прослеживается как направление изменения, так и его величина.
Рис 2
Изменение показателей объема и переключаемости внимания по итогам проведенной коррекционно - развивающей работы.
Иллюстрации могут быть расположены по тексту курсовой работы (после первого упоминания о ней) или даны в приложении.
Расчет статистических критериев. Процедура расчета имеющихся экспериментальных данных с помощью статистических критериев производится в соответствии с алгоритмом и формулами, характеризующими указанные статистические критерии. Оформление данного расчета структурно соответствует его алгоритму.