Стиль выпускной квалификационной работы

Стилю выпускной квалификационной работы следует уделять самое пристальное внимание, так как дипломная работа является выпускной квалификационной работой. Стилистическая культура выпускной квалификационной работы лучше всего позволяет судить об общей культуре её автора.

Стиль выпускной квалификационной работы как часть письменной научной речи сложились под влиянием, так называемого академического этикета, суть которого заключается в интерпретации собственной и привлекаемых точек зрения с целью обоснования научной истины и можно говорить о некоторых особенностях научного языка, уже закреплённых традицией.

Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально–логический способ изложения материала. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности.

Для научного текста характерны смысловая законченность, целостность и связность. Важнейшим средством выражения логических связей являются здесь:

· специальные функционально–синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (вначале…, прежде всего…, затем…, во–первых,…, во–вторых,…, значит…, и так… и др.),

· противоречивые отношения (однако…, между тем…, в то время как…, тем не менее…),

· причинно–следственные отношения (следовательно…, поэтому…, благодаря этому…, сообразно с этим…, вследствие этого…, кроме того…, к тому же…),

· переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к.., обратимся к.., рассмотрим, остановимся на.., рассмотрев, перейдём к.., необходимо остановиться на.., необходимо рассмотреть),

· итог, вывод (и так.., таким образом…, значит…, в заключение отметим…, все сказанное позволяет сделать вывод.., подведя итог…, следует сказать…).

В качестве средства связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные…, этот…, такой…, названные…, указанные… и др.). Не всегда такие и подобные им слова и словосочетания украшают слог, но они являются своеобразными дорожными знаками, которые предупреждают о поворотах мысли автора, информируют об особенностях его мыслительного пути. Читатель выпускной квалификационной работы сразу понимает, что слова «действительно» или «в самом деле» указывают, что следующий за ними текст предназначен служить доказательством, слова «с другой стороны, напротив» и «впрочем» готовят читателя к восприятию противопоставления, «ибо» – объяснения. Именно эти слова всегда используются в выпускных работах для показа логических связей, которые другим способом показать практически невозможно.

Научный текст характеризуется тем, что в него включаются только точные, полученные в результате наблюдений и научных экспериментов сведения и факты. Это обусловливает и точность их словесного выражения, а, следовательно, использование специальной терминологии. Благодаря специальным терминам достигается возможность в краткой и экономной форме давать развёрнутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений.

Грамматические особенности научной речи, также существенно влияют на языково-стилистическое оформление текста дипломного исследования. С точки зрения морфологии следует отметить в ней наличие большого количества существительных с абстрактным значением, а также отглагольных существительных (исследование, рассмотрение, изучение и т.п.). В научной прозе широко представлены относительные прилагательные, поскольку именно такие прилагательные в отличие от качественных способны с предельной точностью выражать достаточные и необходимые признаки понятий. Как известно, от относительных прилагательных нельзя образовать формы степеней сравнения. Поэтому в дипломном тексте при необходимости использования качественных прилагательных предпочтение отдаётся аналитическим формам сравнительной и превосходной степени. Для образования превосходной степени чаще всего используются слова «наиболее», «наименее». Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой «по» (например, «повыше», «побыстрее»), а также превосходная степень прилагательного с суффиксами –айш–, –ейш–, за исключением некоторых терминологических выражений, например, «мельчайшие подробности».

Особенностью языка научной прозы является факт отсутствия экспрессии. Отсюда доминирующая форма оценки – констатация признаков, присущих определяемому слову. Поэтому большинство прилагательных являются здесь частью терминологических выражений. Отдельные прилагательные употребляются в роли местоимений. Так, прилагательное «следующие» заменяет местоимение «такие» и везде подчёркивает последовательность перечисления особенностей и признаков. Глагол и глагольные формы в тексте выпускных работ несут особую информационную нагрузку. Авторы выпускных работ обычно пишут «рассматриваемая проблема», а не «рассмотренная проблема». Эти глагольные формы служат для выражения постоянного свойства предмета (в научных законах, закономерностях, установленных ранее или в процессе данного исследования). Основное место в научной прозе занимают формы несовершенного вида глагола, и формы настоящего времени, так как они не выражают отношение описываемого действия к моменту высказывания. Часто употребляется изъявительное наклонение глагола, редко – сослагательное наклонение, и почти совсем не употребляется повелительное наклонение. Широко используются возвратные глаголы, пассивные конструкции, что обусловлено необходимостью подчеркнуть объект действия, предмет исследования (например: «В данной статье рассматриваются...», «Намечено выделить дополнительные средства...»).

В научной речи очень распространены указательные местоимения «этот», «тот», «такой». Они не только конкретизируют предмет, но и выражают логические связи между частями высказывания (например: «Эти данные служат достаточным основанием для вывода...»). Местоимения «что–то», «кое–что», «что-нибудь» в силу неопределённости их значения в тексте дипломов не используются.

Говоря о синтаксисе научной речи можно отметить, что такая речь характеризуется строгой логической последовательностью, здесь отдельные предложения и части сложного синтаксического целого, все компоненты (простые и сложные), как правило, очень тесно связаны друг с другом, каждый последующий вытекает из предыдущего или является следующим звеном в повествовании или рассуждении. Поэтому для текста выпускной квалификационной работы, требующего сложной аргументации и выявления причинно–следственных отношений, характерны сложные предложения различных видов с чёткими синтаксическими связями. Преобладают сложные союзные предложения. Отсюда богатство составных подчинительных союзов «благодаря тому что», «между тем как», «так как», «вместо того чтобы», «ввиду того что», «оттого что», «вследствие того что», «после того как», «в то время как» и др. Особенно употребительны производные отыменные предлоги «в течение», «в соответствии с...», «в результате», «в отличие от...», «наряду с...», «в связи с...» и т.п. В научном тексте чаще встречаются сложноподчинённые, а не сложносочинённые предложения. Это объясняется тем, что подчинительные конструкции выражают причинные, временные, условные, следственные и тому подобные отношения, а также тем, что отдельные части в сложноподчинённом предложении более тесно связаны между собой, чем в сложносочинённом. Части же сложносочинённого предложения как бы нанизываются друг на друга, образуя своеобразную цепочку, отдельные звенья которой сохраняют известную независимость и легко поддаются перегруппировке. Безличные, неопределённо–личные предложения в тексте выпускных работ используются при описании фактов, явлений и процессов.

У письменной научной речи имеются и чисто стилистические особенности. Объективность изложения – основная стилевая черта такой речи, которая вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. Отсюда наличие в тексте научных работ вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким словам тот или иной факт можно представить как вполне достоверный (конечно…, разумеется…, действительно…), как предполагаемый (видимо…, надо полагать…), как возможный (возможно…, вероятно…).

Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению…, по сведениям…, по мнению…, по данным…, по нашему мнению… и др.). В настоящее время в научной речи уже довольно чётко сформировались определённые стандарты изложения материала. Так, описание экспериментов делается обычно с помощью кратких страдательных причастий. Например: «Получены следующие статистические сведения», «Было выделено семь признаков...». Использование подобных синтаксических конструкций позволяет сконцентрировать внимание читателя только на самом действии.

Стиль письменной научной речи – это безличный монолог. Поэтому изложение обычно ведётся от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Сравнительно редко употребляется форма первого и совершенно не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа. Авторское «Я» как бы отступает на второй план. Сейчас стало неписаным правилом, когда автор выпускной квалификационной работы выступает во множественном числе и вместо «я» употребляет «мы», считая, что выражение авторства как формального коллектива придаёт больший объективизм изложению. Действительно, выражение авторства через «мы» позволяет отразить своё мнение как мнение определённой группы людей, дипломника и руководителя выпускной квалификационной работы. Став фактом научной речи, местоимение «мы» обусловило целый ряд новых значений и производных от них оборотов, в частности, с притяжательным местоимением типа «по нашему мнению». Однако нагнетание в тексте местоимения «мы» производит малоприятное впечатление. Поэтому авторы выпускных работ стараются прибегать к конструкциям, исключающим употребление этого местоимения. Такими конструкциями являются неопределённо–личные предложения (например: «Вначале анализируют основные документы и положения, а затем формулируют определённые выводы ...»). Употребляется также форма изложения от третьего лица (например: «Автор полагает...»). Аналогичную функцию выполняют предложения со страдательным залогом (например: «Разработан комплексный подход к исследованию...»). Такой залог избавляет от необходимости часто вводить в текст выпускной квалификационной работы личные местоимения. Одно из необходимых качество научной речи – её ясность. Ясность – это умение писать доступно и доходчиво. Очень часто авторы выпускных работ пишут «и т.д….» в тех случаях, когда не знают, как продолжить перечисление, или вводят в текст фразу «вполне очевидно», когда не могут изложить доводы. Обороты «известным образом» нередко указывают, что автор не знает, каким именно образом. Во многих случаях нарушение ясности изложения вызывается стремлением отдельных авторов придать своему труду видимость научности. Отсюда и совершенно ненужное наукообразие, когда простым, всем хорошо знакомым предметам дают усложнённые названия. Нередко доступность и доходчивость называют простотой. Простота изложения способствует тому, что текст выпускной квалификационной работы читается легко, т.е. когда мысли её автора воспринимаются без затруднений. Однако нельзя отождествлять простоту и примитивность.

Краткость – также необходимое и обязательное качество научной речи, более всего определяющее её культуру. Реализация этого качества означает умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора. Каждое слово и выражение служит здесь той цели, которую можно сформулировать следующим образом: как можно не только точнее, но и короче донести суть дела. Поэтому слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки, должны быть полностью исключены из текста выпускной квалификационной работы.

К речевой избыточности следует отнести и употребление без надобности иностранных слов, которые дублируют русские слова и тем самым неоправданно усложняют высказывание. Зачем, например, говорить вместо ординарный – обыкновенный, вместо игнорировать – не замечать, вместо лимитировать – ограничивать, вместо ориентировочно – примерно, вместо функционировать – действовать, вместо диверсификация – разнообразие, вместо детерминировать – определять, вместо апробировать – проверять и т.д.

Другая разновидность многословия – тавтология, т.е. повторение того же самого другими словами. Многие выпускной квалификационной работы буквально переполнены повторениями одинаковых или близких по значению слов, например: «в августе месяце», «схематический план», «пять человек проверяющих», и т.п. Добиться краткости изложения можно, применяя лексические, морфологические и синтаксические способы повышения информационной ёмкости текста.

В тексте выпускных работ используются только те синтаксические конструкции, которые дают наибольшую экономию средств выражения. Такая экономия чаще всего достигается заменой сложных предложений простыми, разбивкой громоздких предложений и абзацев на несколько.
Сложные предложения в тексте выпускных работ находят ограниченное применение. Но в некоторых случаях без них не обойтись. При необходимости следует учитывать, что бессоюзные предложения экономичнее предложений с союзами и потому более предпочтительны.

Повышение информационной ёмкости текста выпускных работ, естественно, не исчерпывается указанными лексическими, морфологическими и синтаксическими способами. Они являются лишь наиболее распространёнными приёмами, позволяющими добиться максимальной краткости языкового материала выпускных работ.

Для языково-стилистического оформления выпускной квалификационной работы очень важно уметь организовывать накопленную научную информацию в связный текст, для чего надо хорошо разбираться в его речевых функциях и лексических средствах их реализации. Для облегчения работы дипломников в этом отношении ниже в форме таблицы приводятся речевые клише, выполняющие различные речевые функции, которые в научных произведениях используются как средства связи между предложениями.

Наши рекомендации