Тенденции современной поэзии.
Сформировался в русле постмодернизма в 60–80-е. Из авангарда была заимствована манипулятивность – склонность экспериментировать с прямым воздействием искусства на чела. Из модерна – традиции стилизации, использование цитат. Субъект, порождающий произведение, исчезает, его место занимает своего рода арт-инженер, предлагающий конструктивно-концептуальное «решение» художественного объекта.
Стереотипы, которыми советская идеология постоянно «бомбардировала» сознание людей, проявилась в поэзии концептуалистов, отстраненной, бесчувственной, механизированной. М.Эпштейн, исследующий постмодерн в России, рассматривает творчество поэтов-концептуалистов как 1 из 2ух основных полюсов современной поэзии: В поэзии каждой эпохи борются 2 направления. В 70-е это же противостояние: метареализм – концептуализм.
Концептуализм показывает мнимость всяких ценностных обозначений, поэтому своими темами он демонстративно приобщен к сегодняшнему, преходящему, к быту и низшим формам культуры, к массовому сознанию. Появление концептуализма в России – явление прогнозируемое и естественное. Соцреализм в изобилии создавал неполноценные образы, иллюстративные по отношению к сверхценным идеям: «молодым везде у нас дорога», «мы рождены, чтоб сказку сделать былью» и т.д., которые и оказались «питательной средой» концептуализма. Концептуализм не спорит с зажигательными идеями, а раздувает их до такой степени, что они сами гаснут.
Концептуалисты имеют дело с концептами – затертыми речевыми клише –оружием тоталитарных идеологий. Концепт – своеобразный ярлык к реальности, которому она не соответствует. Концепты, какими они предстают в текстах поэтов, – москвичи, «милицанеры», грибоедовы – это образы травмированного сознания, которое, ничего в них не вкладывая, играет ими и таким образом их изживает.
Концептуальное творчество утверждает новый тип свободы – существование человека, не вписанное в идеологические сюжеты. Задача– расчистка пространства от останков предыдущих идеологий, возвращение к изначальной тишине, предшествующей рождению новых смыслов. К 90-м- усталость от этой темы. Возвращаются традиционные формы и сюжеты, стиль прошлого, но при этом крепнет тенденция к более свежему и независимому взгляду на искусство – традиции перестают быть догмой, и в этом немалая заслуга представителей концептуального направления.
1ый период- развитие творчества
2-ой период. Это язык улицы современной эпохи, язык рекламы, плакатов, блатная лексика, мат, словотворчество.
3-ий период. Цитатность. Центоны (строки из других произведений). Для него нет оппозиции ирония-шутка. Для него это может быть вместе.
4-ый период. Конец 90х. развернутые метафоры. Часто нет связи с остальным текстом. Формальный абсурд – на уровне знака, слова.
В современной поэзии нет классификационных черт. Она не разделяется как обычно. Начиналась она в 60-70е. молодая группа писателей «нового молодого поколения» - Евтушенко и вознесенский. Задача – написать то, что нельзя печатать. 70-е – молодые поэты андеграунда преследовали мирные цели – они хотели сделать официальными стихи поэтов 60х. В 80-90е постмодернизм перешел в официальное течение в литературе. Появляются новые поэты.
- московские поэты
- санкт-петербургские поэты (Сорокин, Пелевин)
конец 80х – новая тенденция. Появляется деление на концептуализм и материализм.
Материалисты или метафористы. 40-50е – эпоха андеграунда – Еременко, Жданов. В отдельное направление материализм оформился позже.
Материализм – это новая форма безусловности. Строится на уровне метафоры. Метафора, метафизика, метареальность, метаморфозы – это все однокоренные слова. Метареальность – это реальность, открываемая за метафорой, где метафора открывает свой смысл. Метабола – взаимопроникновение и взаимообъединение образов, это создание новой реальности.
Еременко – центральный автор. У него разнообразное творчество. Идет четкое деление по тематике:
1 период. Ироническая поэзия. Ирония - характерная черта Еременко. Лирика, природа.
2 период. Технологическая поэзия. Он был еще и концептуалистом. («Штурм Зимненго»).
3 период. Центоны. Их очень много.
4 период. Соц поэзия. Ирония!
Попытка создания теории поэзии. Новое понимание мира: мир – есть хаос (также как и у постмодернистов). Впервые в постмодернизме звучит слово Свобода. Оно реально. Хаос можно преодолеть.