Развитие ассоциативной психологии в XIX в.
XIX в.-триумф ассоцианизма.
Различаются 3этапа.
Томас Браун (1778-1820) в «Лекциях по философии человеческого духа» (1820) продвинул доктрину ассоциаций: вывел втор-е законы ассоциаций,т.е. учение о дополнит-х факторах, объяс-х возник-е в дан.момент той или иной ассоциации из многих др.Факторы:сила исходного ощущ-я,его новизну, близость, природ-е способ-ти индивида, состояния его здор-я и др.
Б.предпр-л анализ мышл-я как процесса решения зад., основ-х на течении ассоц-й: зад. вызывает беспор-е асс-и, одна соответ-ет решению. Б. развил учение об ощущ-х, выделил тепло-холод,мускульное чувство.Б. отрывает душ-е явл-я от их матер-й основы, от мозга (ощущ-я рассм-ся в их отнош-и к мозгу и к окруж-му миру,это составляет предмет физиол-го уч-я о духе) и зад. исслед-е их как подчин-х собств-м,внутр-м законам.Б.избегает употр-я термина «ассоциация».Б.признает, что основания для асс-й лежат в мозгу. Все остал-е связи-операции духа и наз-ся относит-ми внуш-ми.Асс-и наз-ся еще простыми внуш-ми. Един-м мет-м иссл-я духа-самонаб-е.Идеализм сочет-ся у Б. с механицизмом в объяс-и душ-х яв-й и прояв-ся в том,что всякое сложное псих-е явл-е он сводит к сумме состав-х его более простых.Компоненты: 1) две или более идеи как объекты сравнения; 2) чувство отнош-я м/у ними;3) чувство произвол-ти.Познават-ю деят-ть Б. трактует механистически.
Так же и потребности, которые называет аппетитами.Признает их жизненно важное значение для организма. Потреб-ть разд-ет на 2рода чув-ваний: ощущ-е неудов-я, вызыв-е состоянием тела(голод,жажде )и непосред-но связанное с этим ощущ-ем желание того, что устраняет это неудов-е,назыв-е проспек-й,т.е. направ-й на будущее, эмоцией, и ассоциацию м/у ними.
Джеймс Милль (1773- 1836)в 1829 г. Опубл-л книгу «Анализ явлений чел-го духа».Его целью было способ-ть наилучшему развитию душ-х способ-й и сил при воспитании. Опирался на псих-ю Гартли.Он сводит всю псих-ю жизнь к ощущ-ям, предст-ям и асс-ям идей:в псих-м мире есть только одно явление-ощущение и 1закон – ассоц-и.Он выделил две причины закрепления асс-й: живость ассоциируемых ощущ-й и частоту их повторения. Он сформ-л общ.закон асс-й: идеи зарождаются и существуют в том порядке,в кот-м сущ-ли ощ-я как их оригиналы.Ассоц-и мог.быть только одновр-ми или последовате-ми.Джеймс М. построил ментальную механику,т.е. теорию сложных ментальных соединений по типу механики.
Милль борется с актив-ю личности. Воспом-е и интел-ю деят-ть он представлял так:есть задача что-то вспомнить.От этого эмоц-го представления идут многоч-е ас-ии. Если «нападем» на идею,с кот-й ассоц-сь представление,кот-е мы хотим вспомнить,то вспомним его. Таков же механизм интеллекта.
Джон Стюарт Милль (1806-1873), сын Джеймса Милля, экономист, философ, оформил индуктивную логику в книге «Система логики»(1843).
Т.к.в псих-и нет средств для реального анализа сознания,она не может сущес-ть как наука. Ее описания тем не менее имеют практ-ю полезность.Милль критически анализирует также понимание предмета в асс-й псих-и.Ощущ-я происходят под воздей-ем внешнего предмета, в основе лежат физиол-е процессы.Вывод:«...не существует самост-х (или оригин-х) псих-х законов - «законов духа»В заключение Милль делает вывод,что несмотря на все свои несовер-ва,псих-я «значительно более продвинута вперед, чем соответ-я ей часть физиол-и.Милль вводит понятие «Я» в качестве субъекта сознания.Еще одно отступ-е от класс-й асс-й псих-и указание на то, что существуют ассоциации по сходству- это пассивные образования и мог.быть только одноврем-ми или последов-ми.Основ-ся этология - наука об образовании характера или наука о чел.как отдел-м конкр-м индивидууме.
Александр Бэн (1818- 1903), последователь Милля, автор 2томов «Чувство и интеллект» (1855) и «Эмоции и воля» (1859), испол-л достижения физиол-и НС и органов чувств и биологии,стремился теснее связать псих-е проц-ы с телесной организ-ей.1. Рассм-е процессов сознания через их связь с тел-й орган-ей и изучение тех явл.и уровней псих-й жизни,кот-е имеют непоср-ю и очев-ю связь с физиол-й состав-й организма и мин-но зависят от сознания.Ими явл.рефлексы, навыки и инстинкты.2. Метод исслед-я - наблюдение и на его основе описание фактов.3. Произве движения рассм-ся как спонт-е и имеют причину происх-я в активности НС.4.Путь образования навыка лежит через асс-ю м/у как.-либо движением,совер-м организмом,и чувством,вызванным этим движением.5. Учение об ассоциациях Бэнэ явл.главным пунктом его отхода от класс-го ас-ма,т.к. вводится понятие творческой ас-и как способности ума составлять новые комбинации, отличные от тех,кот. были сформ-ны опытным путем.Изменяется понятие ассоциации, ранее объясняемое как комбинация прежних впечатлений.
Герберт Спенсер(1820-1903), анг-й философ,в своей теории сближает псих-ю и биологию. Пред-м изучения в псих-и сознание и поведение, рассм-ое как связь сознания с окруж-й средой. Зад.псих-и - изучение соотн-я и асс-й поведения с сознанием.1, Возникн-е психики обусловлено спец-й окруж-й среды и условиями жизни.2.Психика явл. высшей ступенью псих-го развития чел.,т.к.возникает не сразу, а постепенно, и мех-ом ее возник-я явл.все более усложн-ся в процессе эволюции Вселенной условия жизни.3. Исходным этапом развития психики явл.возникн-е ощущ-я, обуслов-го раздраж-ю,и на его основе формируется любое др, более сложное средство псих-й жизни.4.Все средства приспособ-я индивида к окруж-й среде располагаются в поле двух субъектов психики:ощ-е, память, воля,разум,интеллект находятся в сознании и явл. высшими формами приспос-я,а рефлексы, инстинкты и навыки - в поведении и понимаются как автоматизмы, т. е. низшие формы присп-ия.5.Ас-ии- это механизмы, обусловливающие приспос-е и адаптацию индивида к окруж-ей среде.6.Сознание не явл. «чистым листом», а имеет в своем составе как связи,сформир-е под воздействием внешних объектов и явл.результатом накопленного при жизни индив-го опыта,так и связи, имеющие наслед-ю природу.7.Разум,интеллект, явл. высшей формой приспос-я,имеет решающее значение для успешной адап-и и выживания организма в услов-х постоянно измен-ся внешней среды.