КУЛЬТУРОЛОГИЯ — наука об особенностях строения, развития, функционирования и воспроизводства культур, об исторических типах культур и методах их исследования
ЛОКАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ — регион мира, в котором развитие нардов происходит в особом, отличном от других регионов направлении на базе собственных норм и ценностей, особого мировоззрения, обычно связанного с господствующей религией или идеологией.
МЕТОДОЛОГИЯ — наука о методах, система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу данной науки.
ОНТОЛОГИЯ — учение о бытии, о принципах его строения, законах и формах. В классической философии XVIII — XIX вв. онтология сопоставляется с гносеологией (теорией познания).
ПАРАДИГМА (от греч. paradeigma — пример, образец) — совокупность теоретических и методологических оснований, научного исследования, модель, образец постановки и решения исследовательских задач.
ПАРТИКУЛЯРИЗМ (от лат. particularis — частичный, частный) — движение к обособлению каких-то частей.
СЕМИОТИКА — наука о знаковых системах. В основе семиотики лежит понятие знака как минимальной единицы, несущей информацию.
СИНЕРГЕТИКА — наука о процессах самоорганизации в природе и обществе. Предметом являются механизмы спонтанного образования и сохранения сложных систем.
СОРОКИН Питирим Александрович (1889 -1968) — русский и американский социолог, культуролог, автор теории циклизма культурных суперсистем, изложенной в работе «Социокультурная динамика».
ТОЙНБИ Арнольд Джозеф (1889 -1975) — английский философ, историк, общественный деятель, создатель одного из наиболее оригинальных вариантов концепции локальных цивилизаций. Основное сочинение «Постижение истории».
УНИВЕРСАЛИЗМ — позиция, согласно которой все культуры развиваются одинаково согласно единым для всех универсальным закономерностям.
ФРЕЙД Зигмунд (1856 -1936) — австрийский психолог, основоположник психоанализа, психологического направления в культурологии, психологии культуры. Исследовал первобытную культуру и религию, психологические аспекты культурных и социальных феноменов. Этому посвящены работы «Тотем и табу», «Я и Оно», «Неудовлетворенность культурой», «Будущее одной иллюзии».
ХЁЙЗИНГА Йохан (1872 – 1945) —нидерландский ученый, историк, теоретик культуры. Особое значение в развитии мировой культуры придавал игре, чему посвящена книга «Homo Ludens».
ЦИКЛИЗМ в культурологии — методологическая позиция, согласно которой культуры в своем развитии походят жизненный круг от возникновения до гибели.
ШПЕНГЛЕР Освальд (1880 - 1936) —немецкий философ, историк культуры. Предложил целостную концепцию возникновения и циклического развития множества самобытных культур. Основное сочинение «Закат Европы».
ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ (внутренний) — тайный, скрытый, предназначенный для посвященных; относится к мистическим учениям, магическим знакам; противоположность экзотерическому.
ЭКСПЛИЦИРОВАНИЕ (от лат. explicite — развернуто, ясно) — выражение, определение, объяснение чего-либо в ясной, четкой форме.
ЭСХАТОЛОГИЯ — религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества.
ЭТНОЦЕНТРИЗМ — свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать различные жизненные явления и процессы сквозь призму культурных традиций и ценностей собственной этнической группы, когда свои ценности, традиции, установления кажутся для его представителей единственно истинными и верными.
ЮНГ Карл Густав (1875 - 1961) — швейцарский психолог и философ, создатель теории коллективного бессознательного, которое представляет собой систему установок и типичных реакций, незаметно определяющих жизнь человека. Он обосновал, что под влиянием врожденных программ и универсальных образцов находятся не только элементарные поведенческие реакции, но также восприятие, мышление, воображение. Эти образцы или “пра-образы” получили название “архетипов коллективного бессознательного”.
Основные понятия культурологии
АДАПТАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ (лат. adaptatio — приспособлять) — приспособление отдельного индивида или социальной группы к постоянно меняющимся условиям социокультурной среды.
АДЕПТ — (лат. adeptus — достигший) — стойкий, убежденный, активный сторонник, ревностный приверженец какой либо теории, идеи, учения.
ДИФФУЗИЯ КУЛЬТУРНАЯ — распространение особенностей, свойств данной исторической культуры на другие культуры.
ИНОВАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ— (лат. — возобновлять, обновлять, изменять) — впервые появляющиеся в данной культуре объекты, институты, черты, нормы, ценности и т.п. в результате изобретения или заимствования из других культур.
ИНТЕГРАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ — процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, этнокультурными группами и историко-культурными образованиями.
КОММУНИКАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ (от лат. communicato — сообщение, передача; communicare — делать общим, связывать) — процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т.п.) с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков), приемов и средств их использования/
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ — та часть культуры, которая была передана следующим поколениям и прошла испытание временем.
КУЛЬТУРНЫЙ АРЕАЛ — зоны территориального распространения определенных локальных культурных типов и черт.
КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС — изменение во времени состояния культурных систем и объектов. Под культурными процессами имеются в виду универсальные по масштабам распространения в разных культурах и устойчивые в своей повторяемости события и явления.
ПРОГРЕСС — (лат. progressus — движение вперед) — направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, отдельным ее элементам, структуре развивающегося объекта. Понятие прогресс противоположно понятию регресс.
СИГНИФИКАЦИЯ (лат. signum — знак) — создание и употребление людьми знаков общения, придание им определенных значений и смыслов.
СИМУЛЯКР — образ отсутствующей действительности, подобие, лишенное подлинности; поверхностный, гиперреалистический объект, за которым не стоит никакой реальности. Одно из ключевых понятий постмодернистской эстетики.
СИНТЕЗ КУЛЬТУР — взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новое культурное явление, течение, стиль или модель социокультурного устройства, отличающееся от составляющих его компонентов и имеющее собственное качественно определенное содержание и форму.
ТЕХНОСФЕРА — область действительности, для которой характерно применение техники. Термин появился, в 1940—1950-е гг. Употребляется при характеристике современной цивилизации, для которой специфично проникновение сложной машинной техники во все сферы деятельности.
УНИВЕРСАЛИИ КУЛЬТУРНЫЕ — черты, общие всем культурам народов мира. Выделяют более 60 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшения тела, запреты кровосмешения, сексуальные ограничения, танцы, спорт, обычай дарить подарки, гостеприимство, язык; образование и др.
УНИФИКАЦИЯ (от лат. unus (uni) — один и лат. facere — делать) — приведение чего-либо к единой системе, форме, к единообразию.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civilis — гражданский, государственный): 1) Синоним культуры, 2) Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация), 3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс), 4) В некоторых идеалистических теориях эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры.
ЭЛИТА — часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками.
Культура как система
АРТЕФАКТ (от лат. artefactum — искусственно сделанное) — предмет, изготовленный, сделанный человеком.
АРХЕТИП — прообраз, первичная форма, образец. В психоаналитической теории К.Юнга понятие «архетип» соотносится с коллективным бессознательным.
ЗНАК — материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта, замещающий его. Знак является основным средством культуры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире в культурных текстах.
ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА — совокупность знаков, обладающая внутренней структурой, явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов.
ИГРА — форма свободного самовыражения человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний. Современная культурологическая мысль выделяет игру в качестве самостоятельной области изучения и обосновывает сквозное значение игры в развитии основных культурных форм человеческой деятельности: искусства, науки, философии, политики и т.д.
ИДЕАЛ — образ искомого совершенства предмета, явления, процесса или состояния. Проектируемый субъектами действия совершенный образ объекта, явления, системы или состояния, наделенный ценностным измерением универсальности, абсолютности, благодатности.
ИДЕОЛОГИЯ — система жизненных, социокультурных, политических позиций и идей, в которых осознается и оценивается отношение людей друг к другу и социальной действительности в целом; теоретическое обоснование интересов культурных и социальных общностей.
КИТЧ (КИЧ) (греч. kitsch — халтура, безвкусица) — дешевка, безвкусная массовая продукция, синоним стереотипного псевдоискусства, лишенного художественно-эстетической ценности и перегруженного примитивными, рассчитанными на внешний эффект деталями. В художественной промышленности 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. китч распространился как промышленная имитация уникальных изделий.
КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЕ ЗНАКИ — искусственно созданные знаки, которым «по согласованию, договоренности» приписывается определенное значение.
МЕНТАЛЬНОСТЬ, МЕНТАЛИТЕТ (от франц. mentalite — мироощущение, мировосприятие) — глубинный психологический уровень коллективного или индивидуального сознания. Менталитет формируется в культуре под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы. Он объединяет ценностные формы сознания с бессознательными психическими состояниями, определяя тем самым целостный образ жизни человека или социальной группы.
НАУКА — сфера деятельности человека, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности.
НОРМЫ — исторически обусловленные требования, рекомендации, образцы и эталоны поведения, приводящие в соответствие личные и общественные потребности, регулирующие поведение людей
ОБРАЗЕЦ ПОВЕДЕНИЯ — совокупность действий, признанных «нормальными» в конкретной социокультурной ситуации. Образцы поведения, установленные в определенной культуре, создавая возможность взаимопонимания, делают понятным поведение других, позволяют успешно воздействовать на других людей. Они являются фактором, унифицирующим поступки индивидов и поведение коллективов.
ОБРЯД — значимое символическое коллективное действие, направленное на утверждение и поддержание определенных ценностей, моделей поведения и, в конечном счете, гармонии и упорядоченности социума и космоса в целом. Эта совокупность стереотипных коллективных действий воплощает в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы, ценности и призвана вызвать определенные коллективные чувства. Обряд в историческом плане можно определить как десакрализованный ритуал.
ОБЫЧАЙ — унаследованная из прошлого формула действий в антропологически и социально значимых ситуациях, которую используют представители определенной социальной общности. Обычай непосредственно, путем детальных предписаний действий в конкретных ситуациях стабилизирует определенные звенья общественных отношений и воспроизводит их в жизнедеятельности новых поколений. Формулой обычая бывает правило поведения, детальное предписание действий в конкретной ситуации.
ПРАВО — форма культуры, содержанием которой является деятельность государства по регулированию наиболее значимых для жизни человека общественных отношений на основе системы специально выработанных и обеспечиваемых формализованных социальных норм, обязательных к исполнению всеми гражданами данного общества.
ПРАЗДНИК — общественное событие торжественного характера, посвященное чествованию личности, события, явления природной или социальной жизни. Оно изъято из повседневности и предполагает переход и временное пребывание в измерении необычности, радости, удовольствия и веселья.
РИТУАЛ — значимое символическое коллективное действие с участием сверхъестественных сакральных сил, направленное на утверждение и поддержание определенных ценностей, моделей поведения и, в конечном счете, гармонии и упорядоченности социума и космоса в целом.
СИМВОЛ (греч. symbolon — условный знак, опознавательная примета): 1) условный вещественный опознавательный знак для членов определенной общественной группы; 2) предмет, действие и т.п., служащие условными обозначениями какого-либо образа, понятия, идеи; 3) художественный образ, воплощающий какую-либо идею. Это знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несет в себе добавочный смысл: выражает общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта.
ТРАДИЦИЯ — передаваемая из прошлого ценностно-смысловая матрица культуры, сложившаяся на базе селективного опыта поколений, содержащая главные духовные ценности культуры, задающая с их помощью цели, мотивы и эталоны материальной и ментальной деятельности и организующая посредством них жизнедеятельность определенно культурного сообщества. Формула традиции — духовные нормы и принципы поведения, которые не дают детальных предписаний поступка, но указывают общее направление поведения и духовные качества, необходимые для утверждаемого ими характера поведения.
ЦЕЛЬ — фокус устремлений и желаний групп или отдельных лиц, рассматривающийся как важное, необходимое условие существования.
ЦЕННОСТЬ — любой предмет (материальный или идеальный), идея или институт, предмет действительный или воображаемый, в отношении которого индивиды или группы занимают позицию оценки, приписывают ему важную роль в своей жизни и стремление к обладанию им ощущают как необходимость.
ЦЕРЕМОНИЯ (от лат. caerimonia — благоговение, культовый обряд) — торжественный официальный акт, при проведении которого установлен определенный порядок — церемониал.
Культурогенез
АНИМИЗМ (от лат. anima — душа) — одна из примитивных форм религии, связанная с верой в одушевленность всех предметов и явлений, в существование духов, обязательный элемент всякой религии.
АНТРОПОГЕНЕЗ — исторически длительный период превращения человека из биологического существа в существо социальное и культурное, т.е. в собственно человека.
АНТРОПОМОРФИЗМ — уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой и живой природы, небесных тел, мифических существ.
ГЕНЕЗИС (от греч. genesis — происхождение, возникновение) — процесс образования и становления развивающегося явления.
ДЕИЗМ — вера в Бога как создателя, но не управителя мира.
ДИНАМИКА И СТАТИКА КУЛЬТУРЫ — противоречивое единство сохранения, воспроизводства и обновления, развития её элементов, свойств и отношений. Состояние неизменности культуры выражается понятием “статика”; те изменения, которые происходят в культуре и во взаимодействии различных культур, выражаются понятием “динамика”.
ДИНАМИКА СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ — изменения или модификация черт культуры во времени и в пространстве в результате воздействия внешних или внутренних сил.
ЖРЕЧЕСТВО — общественная группа, занимавшаяся отправлением культов в архаических религиях (жертвоприношениями, молитвами и т. д.). В мировых религиях преемником жречества стало духовенство
ИДОЛ (от греч. eidolon, буквально — образ, подобие) — изображение божества или духа, служащее объектом религиозного поклонения. В переносном смысле — предмет слепого преклонения.
КУЛЬТ — система поклонения божеству, формы и способы его почитания.
КУЛЬТУРОГЕНЕЗ — 1) процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходящий в тесной связи со становлением и развитием орудийной деятельности и социальных закономерностей; 2)один из видов социокультурной динамики, заключающийся в постоянном самообновлении культуры как путем трансформации уже существующих систем и форм, так и в процессе создания новых артефактов, не существовавших в культуре ранее.
МАГИЯ (греч. — волшебство, колдовство) — совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность. Магия одна из форм древней духовной культуры.
МИФ — первая форма постижения мира, его образно-символического воспроизведения и объяснения, выливающихся в предписание действий. Миф превращает хаос в космос, создает возможность постижения мира как некоего организованного целого, выражает его в простой и доступной схеме.
МОНОТЕИЗМ (от моно... и греч. theos — бог) (единобожие) — система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге. В богословской литературе к монотеистическим религиям относят иудаизм, христианство и ислам.
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — одно из ключевых понятий в теории К. Ясперса, обозначающее период с 800 по 200 до н.э., когда возникают религиозно-этические учения, проповедующие принципиально новые ценности, которые настолько глубоки и универсальны, что являются актуальными и сегодня. В протозападном регионе — это учения палестинских пророков, иранца Заратустры и греческих поэтов, философов и историков; в индийском регионе — проповедь Будды; в Китае — даосизм и конфуцианство.
ПАНТЕИЗМ — вера в Бога-Природу.
ПАНТЕОН — совокупность всех богов того или иного вероисповедания.
ПОЛИТЕИЗМ — многобожие, почитание многих богов, стадия в развитии форм религиозных верований.
ПРОФАННОЕ (лат. profanus — лишенный святости, нечестивый) — сфера обыденного, посюстороннего, мирского бытия; ценность низкого достоинства в противоположность святому (сакральному) как абсолютной ценности.
САКРАЛЬНОЕ (лат. sacramentarium — таинство, «посвященное богам», «священное», «запретное») — святое, священное, важнейшая мировоззренческая категория, выделяющая области бытия, воспринимаемые сознанием как принципиально отличные от обыденной реальности и исключительно ценные. В более конкретном культурном контексте — «исполненное благодатной иночеловеческой силой».