Памятка родителям от ребенка
Чаще всего это мы - родители, взрослые - даем советы своим детям. Но давайте прислушаемся к их советам.
«Памятка родителям от ребенка» - это не только своеобразный монолог ребенка, отстаивающего свои права, свой суверенитет, но еще и очевидное приглашение взрослых к диалогу.
^ Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я прошу. Я просто испытываю вас.
^ Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
^ Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши просьбы.
^ Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
^ Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить; это поколеблет мою веру в вас.
^ Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то я попытаюсь достичь еще больших «побед».
^ Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу!» Это не буквально, я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
^ Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
^ Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
Ваш ребёнок
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ
АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК
Признаки агрессивности:
- по темпераменту ребенок: вспыльчив, непокорен, непредсказуем.
- по характеру: самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам окружающих, дерзок, проявляет негативизм.
Причины: Нарушения эмоционально-волевой сферы:
• неумение ребенка управлять своим поведением;
• недостаточное усвоение ребенком общественных норм по
ведения, общения.
• Неблагополучная семейная обстановка:
• отчуждение, постоянные ссоры, стрессы;
— нет единства требований к ребенку;
• ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования;
• физические (особенно жестокие) наказания;
• асоциальное поведение родителей;
• плохие жилищно-бытовые условия, материальные затруднения;
• Трудности обучения.
• Психологический климат в дошкольном учреждении.
Советы родителям
• Упорядочьте систему требований, следите за своими по
ступками, показывая ребенку личный (положительный) пример.
• Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные
правила.
• Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.
• Давайте понять ребенку, что вы его любите таким, какой
он есть.
• Направьте его энергию в положительное русло, например
в спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции,
управлять своим поведением (восточные единоборства, бокс,
ушу), а также рисование, пение.
• Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.
Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.
• Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.
• На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией,
служит для ребенка своеобразным «развлечением».
• Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим по
ведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким
людям.
• Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый.
Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!»
• Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление
доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым.
• Если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре.
Можно предложить ему следующее: подраться с подушкой; по
рвать бумагу; используя «стаканчик для криков», выплеснуть
свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молот
ком; громко спеть любимую песню; налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом; пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору;
покидать мяч об стену; устроить соревнование «Кто громче
крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
• Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановите зане
сенную для удара руку, окрикните ребенка.
Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе предложите ребенку переносить свой гнев с живого объекта на неживой (например: «Если ты хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул»), а затем научите ребенка выражать свои чувства, переживания в словесной форме.
Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением.
Несколько шагов по преодолению агрессивного поведения у ребенка 1-й шаг - стимуляция гуманных чувств:
-стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение;
* учите его не сваливать свою вину на других;
-развивайте у ребенка чувство эмпатии, сочувствия к другим: сверстникам, взрослым и живому миру.
Например:
* «Миша, неужели тебе не жалко других детей?»
* «Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не по
жалеет».
* Спросите у ребенка, почему плачет обиженный малыш.
* Предложите помириться с обиженным ребенком («Мирись, мирись и больше не дерись...»).
2-й шаг - ориентация на эмоциональное состояние другого:
— стремитесь обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся. Например:
* «Ты сейчас чувствуешь себя победителем?», «Кому сейчас плохо, как ты думаешь?»
* Если агрессивный ребенок стал свидетелем того, как обидели Лену, то взрослый предлагает ему: «Давай пожалеем Лену!»
- «Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или еще кому-то?», «Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?», «Ты чувствуешь
усталость и ни с кем не хочешь разговаривать?»
3-й шаг - осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния:
- помогите агрессивному ребёнку адекватно оценивать эмоциональное состояние ребёнка-жертвы, а не только собственное;
-постарайтесь понять характер агрессивности - защитный или более похожий на жестокость без сочувствия к обиженным;
- стимулируйте осознание особенностей вспыльчивого и не
уверенного поведения детьми;
-стремитесь поставить агрессивного ребёнка на место ребёнка-жертвы;
-чаще разговаривайте с агрессивным ребёнком о палитре его собственных эмоциональных состояний;
- чаще спрашивайте у него о вариантах выхода из конфликтной ситуации;
-объясняйте, какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться;
- расскажите, что такое вспышка гнева, что означает «контролировать» собственную агрессию, зачем это необходимо
делать;
- спрашивайте у ребенка, в каких случаях он чаще всего становится сердитым, теряет над собой контроль;
- объясните ребенку, зачем необходимо и что означает «контролировать» собственную агрессию.
Например:
- «Ты стукнул Веру потому, что... а ещё почему?»
* Взрослый говорит: «Сейчас возьму листок и злую мордочку изображу. Это волк! Дима, возьми резинку и злую морду
у волка сотри (или незлую изобрази!). Как ты думаешь, почему
у волка злая морда?» (Эти вопросы можно адресовать и ребёнку-жертве притеснения.)
* «Как ты думаешь, почему Игорь тебя обидел? А ещё по
чему?»
Стратегии коррекции агрессивного поведения детей
Стратегия на отреагирование агрессивного поведения:
— помогите ребёнку выражать негативные эмоциональные
состояния не гневом и враждебностью, а другими эмоциями
и поведением;
- учите выплёскивать гнев в приемлемой форме;
— учите агрессивного ребёнка говорить словами о том, что
ему нравится или не нравится;
-учите ребёнка выражать агрессию словами, а не физической агрессией;
- стремитесь использовать чувство юмора, объяснить ребёнку, склонному к агрессии: «Если кто-то на тебя лает, то не надо
лаять (реагировать) в ответ».
Стратегия на переключение состояния: стимулируйте положительные эмоции у ребёнка с целью переключения с агрессивного состояния на иное. Используйте новизну, необычность, неожиданность игрового и неигрового поведения, действий с предметами, чтобы переключить ребёнка на неагрессивное поведение.
Стратегия на предупреждение агрессивных состояний: — у ребёнка: не навешивайте ярлыки на агрессивного ребёнка: злой, забияка, драчун, вредина и более обидных;
- у взрослого: помните, что у вас есть много способов изменения поведения.