Параграф написан а. н. славской. 6 страница
считают специалисты.
Уже в начале века эстетика декаданса в самой изысканной форме продемонстрировала тенденцию замены истинного чувства
292____ ________Заключение _______
его изображением. К концу века эта тенденция приняла, к сожалению, самые разнообразные, но демонстрирующие еще более глубокую деградацию формы. Маклюзи сравнивает средства коммуникации с особыми концентрированными способами человеческого выражения, обладающего свойствами, подобными поэзии. Однако суть событий, произошедших в XX веке, привела к отчуждению, если не к отмиранию естественных гуманных человеческих чувств, поэтому способы выражения постмодернистской эпохи фактически находятся над всем подлинным, что составляло содержание выражаемого. Информационная коммуникация, действительно, формирует новое восприятие, сенсорику, но эти способы восприятия не имеют никакой связи со способами самовыражения и самореализации и подлинной сущностью личности. Еще десять лет назад мы предположили, что время станет основным эквивалентом и средством человеческой коммуникации, вытеснив в этой функции деньги. Время, истраченное на один вид работы, приравнивалось к тому же, потраченному на другой вид труда, услуг. Сегодня в США существуют такие натуральные формы обмена деятельностями на основе временного эквивалента (пенсионерка занимается гардеробом своего соседа — чистка, ремонт — столько же времени, сколько он тратит на своей машине в поездках за ее продуктами). Но наступающий век информации опрокидывает эти простые формы, носящие локальный характер. Время уже не только производительность труда (как утверждал К. Маркс) и в этом качестве показатель прогресса. Из средства жизни (время труда, необходимое для воспроизводства жизни) оно становится его качеством, которое обеспечивается способностью человека опережать настоящее, но наличие этой способности еще не гарантирует того, что она будет реализована.
Трагедией XX века стало названное К. Марксом отчуждение, которое на психологическом языке может быть названо импотенцией, т. е. отсутствием способности к подлинности жизни. Таково уни-чтожающее влияние сформировавшегося сегодня социального времени на способ жизни личности. И если в целом наши исследования показали теоретический идеал — ценность личностного времени и ее способность к его умножению, то они выявили и ту, еще не уничтоженную реальность, которая свидетельствует о безграничной возможности реализации этого идеала.
Поэтому, в отличие от оптимистической парадигмы физики, психология сегодня имеет две альтернативные парадигмы — прогресса или регрессии. И если первая определяется в основном усилиями самой личности и степенью овладения ею культурой, то вторая — теми способами интеграции людей в социум, которые пока не адекватны возможностям и сущности отдельной личности.
Список литературы
1. Абульханова-Славская К. А. Субъект — символ российского самосознания // М., 1995. С. 10-28.
2. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 19-45.
3. Абульханова-Славская К. А. Активность и жизненная позиция личности. М., 1988.
4. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М., 1977.
5. Абульханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени // Психология личности в социалистическом обществе. М., 1990. С. 114-129.
6. Абульханова-Славская К. А. Проблема активности личности. Методология и стратегии исследования // Активность и жизненная позиция личности. М., 1988.
7. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.,1991.
8. Абульханова-Славская К. А., Енакаева Р. Р. Российский менталитет или игра без правил? (Российско-французские кросскультурные исследования и диалоги) // Российский менталитет. М., 1996. С. 4—28.
9. Айзенк Г. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. Н. Новгород. 1994. 170 с.