№ | Цитата | Комментарий | Аргументы + роль |
| В языке есть... слова. В языке есть... грамматика. Это - те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения. Л В.Успенский | Слова называют предметы, их признаки, действия, но сами по себе не выражают мысль. С помощью законов грамматики мы можем правильно связать их в предложения, которые обладают смысловой и интонационной законченностью. | Слова в переносном значении (придают образность) Однородные члены предложения (конкретизируют) |
| Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение. Л. В. Успенский | Слово называет предметы и явления действительности, обозначает признаки и действия. Грамматика изучает строй языка и его законы. Наши мысли оформляются в предложение при помощи слов и по законам грамматики. | Слова в переносном значении (придают образность) Однородные члены предложения (конкретизируют) |
| Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла. К. А. Федин | Точность - такое качество речи, которое требует от говорящего / пишущего соответствия фактов действительности и соответствия слов, употребляемых автором, их значениям, а также соблюдения грамматических норм. | Слова в переносном значении (придают образность) Однородные члены предложения (конкретизируют) |
| Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они... выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего. А.А.Потебня | Один и тот же глагол можно употребить в форме изъявительного, условного и повелительного наклонения. Глагол в изъявительном наклонении обозначает действие, которое происходило, происходит или будут происходить. Глагол в форме условного наклонения обозначает действие, которое может произойти только при определённых условиях, а также может выражать пожелание, чтобы действие совершилось. Глагол в форме повелительного наклонения обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника. Побуждение может быть в форме приказа, пожелания, просьбы, совета. Таким образом, условное и повелительное наклонения глаголов обозначают действия, предполагаемые в реальности. | Глагол в условном наклонении (выражает желаемое действие) Глагол в повелительном наклонении (выражает просьбу, совет или приказ) |
| Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются. М. Е. Салтыков-Щедрин | Язык - это способ осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением пунктуационных правил, являются средством выражения мысли. | Слова в переносном значении (придают образность) Однородные члены предложения (конкретизируют) |
| Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев. Литературная энциклопедия | Во время диалога происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Тема общения характеризует литературный персонаж с той или иной стороны (общекультурной, социальной, профессиональной и т. п.). При воспроизведении разговора писатель воссоздаёт типические особенности речи говорящих: подбор особых для каждого действующего лица слов и выражений, ясность или запутанность построения фраз, характер произнесения (вопросы, восклицания, спокойное повествование и т.д.) - всё это также является средством характеристики персонажей. | Слова в переносном значении (придают речи образность) Разговорные слова придают речи динамику, живость) |
| Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К. Г.Паустовский | Предметы, образы, чувства и мысли передаются с помощью слова. Для точного выражения используются экспрессивная и оценочная лексика, слова различных лексических групп (синонимы, антонимы, архаизмы и др.), стилистически окрашенная лексика, фразеологизмы, тропы и фигуры речи. | Слова в переносном значении (придают речи образность) Разговорные слова придают речи динамику, живость) Устаревшие слова (передают особенность времени) |
| К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы? Б.Н.Головин | Языковые единицы: фонема (звук), морфема, слово, словосочетание и предложение. Удачно отобранные автором, они позволяют ему выразить в тексте свои мысли и чувства. | Слова в переносном значении (придают образность) Однородные члены предложения (конкретизируют) |
| Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете. Л.В. Успенский | В языке всё взаимосвязано: слова имеют лексическое значение, но если Они употреблены не по грамматическим законам, то представляют собой набор слов. Только будучи организованными грамматически, они становятся предложением и приобретают смысловую и интонационную законченность. | Слова в переносном значении (придают образность) Однородные члены предложения (конкретизируют) |
| Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных. И. А.Гончаров | В речи человека находит своё выражение его индивидуальный жизненный опыт, его культура, его психология. Манера речи, отдельные слова и выражения помогают понять характер говорящего или пишущего. | Слова в переносном значении (придают образность) Однородные члены предложения (конкретизируют) |
| Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов. А.А.Зеленецкий | Эпитет - образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством метафорического слова (чаще прилагательного). Эпитеты могут усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов, уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество), передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления. | Эпитеты (придают речи образность, выразительность) |
| Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань. М Я. Кожина | Труд читателя заключается в общении с писателем, при котором художественный текст становится понятным во всей своей многогранности. Речевая ткань (слова и грамматический строй) произведения помогает читающему понять сложный лабиринт мыслей, переживаний, оценок автора, проникнуть в мир образов его героев | Слова в переносном значении (придают речи образность) Разговорные слова придают речи динамику, живость) Устаревшие слова (передают колорит эпохи) |
| Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение. И. И. Постникова | Каждое самостоятельное слово обладает лексическим и грамматическим значениями. Благодаря им слова объединяются в словосочетания и включаются в предложения, с помощью которых оформляется мысль говорящего или пишущего. | Слова в переносном значении (придают образность) Однородные члены предложения (конкретизируют) |
| Местоименные слова - слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено». А.А.Реформатский | Наряду со словами, обозначающими определённые предметы или их свойства, качество, количество, есть слова, которые лишь указывают на эти предметы или их признаки. Такие слова называются местоименными (местоимениями). Основная их функция - быть заместителями имени, т. е. заменять в речи непосредственные обозначения понятия, очевидного из контекста высказывания. Местоимения помогают объединять предложения в связный текст, избегать повторений одних и тех же слов. | Местоимение ТОТ (та, такие) указывают на того… Местоимение КОТОРЫЙ употребляется для связи простых предложений в составе сложного |
| Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль - функцию общения? Это синтаксис. А.А.Реформатский | Функция общения заключается во взаимном обмене высказываниями членов языкового коллектива. Высказывание как единица сообщения обладает смысловой целостностью и строится в соответствии с синтаксическими нормами. | Однородные члены (конкретизируют) Вводные слова (вносят дополнительные оттенок – уверенности, неуверенности, передают чувства) |
| Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «Характер». С. И. Львова | Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему - понять их. В системе письма каждый знак выполняет определённую функцию (знаки выделяющие и отделяющие). Назначение знаков препинания -указывать на смысловое членение речи, а также содействовать выявлению её синтаксического строения и ритмомелодики. | Запятая (разделяет однородные члены) Запятая (выделяет вводное слово) |
| Автор идёт от мысли к словам, а читатель - от слов к мысли. Я. Шамфор | Всякая мысль связана с ее языковым выражением, делающим возможным существование мысли. Писатель при помощи точно подобранных слов, связанных грамматически, передаёт свои мысли, чувства и эмоции, представления о жизни. Воспринимая написанное, читатель понимает коммуникативный и эстетический замысел автора. | Слова в переносном значении (придают образность) Однородные члены предложения (конкретизируют) |
| Выразительность — это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление. А. И. Горшков | Выразительно-изобразительные качества речи сообщаются ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами, тропами и фигурами речи, интонационно-синтаксической организацией предложений. | Эпитеты (придают речи выразительность) Метафора (образно передаёт…) |
| Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса. Б В. Шергин | Письменная речь - это речь зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная. Для передачи особенностей устной речи на письме автор использует различные языковые средства и знаки препинания. Средства письменной речи: - звучание слов передаётся с помощью букв, - интонация автора передаётся с помощью знаков препинания, - абзацный отступ, который помогает регулировать читательское восприятие, - различные шрифты и выделения, чтобы обратить внимание читателя на определённую часть текста. | Однородные члены (конкретизируют) Вводные слова (вносят дополнительные оттенок – уверенности, неуверенности, передают чувства) |
| Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании. И. И. Постникова | Соединение двух и более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически, называется словосочетанием. Связь между словами выражается окончаниями зависимых слов, предлогами, союзами, интонацией. Способы подчинительной связи: согласование, управление и примыкание. | |
| Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя. Георг фон Габеленц | Мысль выражается средствами языка в речи во всем ее составе, в том числе и в ее структуре. Благодаря языку человек может передать, что он думает, о чем он думает, как относится к тому, о чем думает. Путем передачи речи человек характеризует себя с разных сторон. | Слова в переносном значении (придают образность) Однородные члены предложения (конкретизируют) |
| Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит. Д. С. Лихачёв | Язык является орудием выражения мыслей и чувств и служит важнейшим средством общения людей. Он образует органическое единство с мышлением, поэтому может свидетельствовать об умственном развитии, моральном облике и характере человека. | Слова в переносном значении (придают образность) Однородные члены предложения (конкретизируют) |
| Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано. Е. В. Джанджакова | При работе над текстом писатель пользуется большим арсеналом средств: лексическими, словообразовательными и грамматическими, тропами и фигурами речи. Для восприятия текста важно не только его содержание (что сказано), но и разнообразие способов передачи мысли на письме (как сказано). | Слова в переносном значении (придают образность) Однородные члены предложения (конкретизируют) |
| Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы. Г. Я. Солганик | Притягательная сила художественного слова - в его образности, носителем которой является речь (словесное выражение). Образы будят у читателей яркие представления о прочитанном. Художественный образ создаётся автором с помощью лексических явлений и изобразительно-выразительных средств. | Слова в переносном значении (придают речи образность) Разговорные слова придают речи динамику, живость) Устаревшие слова (передают колорит эпохи) |
| Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни. Н.Г.Чернышевский | Жизнь общества отражается в словах. Они живые свидетели исторических событий, развития науки, техники, культуры, изменений в быту. Но для выражения мысли недостаточно только отбора лексического материала, необходимо установление логической связи между словами при построении предложений. | Слова в переносном значении (придают образность) Однородные члены предложения (конкретизируют) |
| Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах. И.Н.Горелов | Язык заключает в себе возможности художественного, эстетически осмысленного и направленного употребления. В художественном произведении удачно и точно подобранные слова, связанные грамматически, под пером писателя-мастера позволяют ему образно передать разнообразные оттенки мыслей и чувств. | Слова в переносном значении (придают образность) Однородные члены предложения (конкретизируют) |
| Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика. М.Исаковский | Словарный запас человека свидетельствует, насколько богата его речь. Грамотность включает в себя знание грамматических правил и применение их на практике – в устной и письменной речи. Разделами грамматики являются морфология, изучающая формы слов и их грамматические функции, и синтаксис, изучающий способы соединения слов в словосочетания и Предложения. На основе грамматики разработаны орфография и пунктуация. | Слова в переносном значении (придают образность) Однородные члены предложения (конкретизируют) |
| Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи -единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение... И каждая из них занимает свой место в системе, каждая выполняет свою работу. Панов | Язык - это не нагромождение звуков, слов, правил, а упорядоченная система языковых единиц. Каждая из них имеет разное назначение, строение, сочетаемость и Место в системе языка. Язык дает нам возможность понять друг друга, являясь одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие человеческого общества. | Слова в переносном значении (придают образность) Однородные члены предложения (конкретизируют) |
| Русский язык... богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей. Л.Н.Толстой | Человека окружают предметы, для называния которых в языке есть специальные слова - существительные. Сообщения о действиях характеризуют предметы с помощью глаголов. Употреблённые в нужной форме, эти части речи способны связываться в словосочетания и участвовать в создании предложений для передачи мыслей и чувств пишущего или говорящего. | Метафора (образно передает…) Олицетворение (придает речи выразительность) |
| Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика - как они думают. Г.В.Степанов | Лексическое значение слова помогает понять смысл высказывания, а грамматика позволяет связать между собою слова в предложении, чтобы выразить мысль. | Слова в переносном значении (придают образность) Однородные члены предложения (конкретизируют) |
| Язык - это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи. Поль Рикёр | Язык - универсальный материал, который используется людьми при объяснении мира. Для этого употребляются слова, обозначающие различные предметы, признаки, действия, а также применяются правила, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения являются средством выражения мысли. | Слова в переносном значении (придают образность) Однородные члены предложения (конкретизируют) |
| Фразеологизмы - неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства. Из учебника русского языка | В словарном составе современного русского языка существуют обороты речи, которые воспроизводятся в качестве готовых, сложившихся единиц. Это фразеологизмы. Образный, метафорический характер фразеологических единиц позволяет широко использовать их в неизменном виде как одно из важнейших средств для создания экспрессивности, выразительности текста. | Фразеологизм (придают речи образность, выразительность) |
| Язык - это то, что человек знает. Речь - это то, что человек умеет. А.А.Мирошниченко | Язык - это система правил, законов. Изучая эти законы, усваивая правила, мы овладеваем теми нормами, которые существуют в языке. Речь - применение этих правил на практике, когда человек говорит, пишет, читает на данном языке или слушает и понимает носителя языка. То есть язык - это теория, а речь - применение теории на практике. | Слова в переносном значении (придают образность) Однородные члены предложения (конкретизируют) |
| Некоторые учёные даже предлагают Выделить два языка - устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью. А.А.Мирошниченко | Устная речь - звучащая, произносимая, неподготовленная. Для неё характерны повтор мысли и слов, прерывистость и непоследовательность изложения, простые и неполные предложения, разговорные и просторечные слова и выражения. При восприятии устной речи для адресата важны интонация, темп и тембр голоса, жесты, мимика говорящего. Письменная речь - написанная, отредактированная. Для неё характерны нормированность (т. е. соблюдение грамматических правил и речевых норм), книжные слова, сложные развернутые предложения, часто с осложнёнными оборотами (обособленными членами, вводными словами и др.). | Слова в переносном значении (придают образность) Однородные члены предложения (конкретизируют) |
| Русский язык... обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. В. Г. Короленко | Язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать чувства и переживания людей. Главнейшее требование к тексту - использование таких средств, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют поставленную автором задачу эмоционального воздействия на читателя | Слова в переносном значении (придают образность) Однородные члены предложения (конкретизируют) |
| Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста. Н.С.Валгина | Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Функции абзаца в диалогической и монологической речи различны: в диалоге абзац служит для разграничения реплик разных лиц, т.е. выполняет чисто формальную роль; в монологической речи - для выделения композиционно значимых частей текста (как с точки зрения логико-смысловой, так и эмоционально-экспрессивной). Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста и его стилистической окрашенностью, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста. | Абзац (логико-смысловая функция – в каждом абзаце заключена определенная микротема) |