Здательство Российского государственного профессионально-педагогического университета. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
аблица 20
Особенности общения и поведения человека в зависимости
от типа акцентуации характера
Тип акцен-туации | Особенности общения и поведения | Привлекательные черты характера | Отталкивающие и конфликтогенные черты характера | Потенциально конфликтогенные ситуации |
Гипер-тимический | Чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, риску, игнорирует наказания, не самокритичен. Необходимо сдержанно относится к его оптимизму и переоценке своих возможностей. Энергия подчас направляется на употребление спиртного, наркотиков | Энергичность, жажда деятельности, инициативность, оптимизм | Легкомысленность, склонность к аморальным поступкам, несерьезное отношение к обязанностям, раздражительность в кругу близких людей | Противопоказаны монотонность, одиночество, условия жесткой дисциплины; постоянные нравоучения могут вызвать гнев |
Эмо-цио-наль-ный | Чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживают малейшие неприятности, излишне чувствительны к замечаниям, неудачам, поэтому у них чаще печальное настроение. Предпочитают общение с близкими людьми, которые понимают их с полуслова. Редко идут на конфликты, играют в них пассивную роль | Альтруизм, сострадание, исполнительность, высокое чувство долга | Крайняя чувствительность, слезливость. Могут провоцировать нападки невоспитанных или раздражительных людей | Конфликты с близким человеком. Противопоказаны несправедливость, хамство, пребывание в окружении грубых людей |
Тревожный | Склонность к рассуждениям и самоанализу. Пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживают неудачу, сомневаются в своих действиях. Редко вступают в конфликты | Дружелюбие, самокритичность, исполнительность | Боязливость, мечтательность; вследствие беззащитности служат мишенью для шуток. | Ситуации страха, угрозы, наказания, насмешек, несправедливых обвинений противопоказаны. Склонны к психастении. |
Продолжение табл. 20
Демон-стра-тивный | Выраженное стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой (слезы, обморок, скандалы, болезни, наряды, необычные украшения, ложь). Стремление представить себя в лучшем свете. Легко забывают о своих неблаговидных поступках. Не способны к упорному труду и высоким достижениям, но обладает неумеренно высокими притязаниями на успех | Обходительность, целенаправленность, актерское дарование, способность увлечь других, неординарность | Эгоизм, необузданность поступков, лживость, хвастливость, отлынивание от работы, склонность к интригам; самооценка и уровень притязаний часто завышены. Провоцируют конфликты, при этом активно защищаются | Ситуации ущемления интересов, недооценка заслуг. Склонность к истерии. Замкнутый круг общения, однообразная работа угнетают |
Дисти-мич-ный | Постоянно пониженное настроение, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготятся шумным обществом. В конфликты вступают редко, чаще являются в них пассивной стороной. Ценят тех, кто дружит с ними, и склонны им подчиняться | Серьезность, высокая нравственность, добросовестность, справедливость | Пассивность, пессимизм, “отрыв от коллектива” | Ситуации, требующие деятельности, смена привычного образа жизни противопоказаны. Склонность к невротической депрессии |
Застре-ваю-щий | “Застревает” на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид. Несговорчивость, склонность к затяжным склокам. В конфликтах чаще бывают активной стороной, четко определен круг врагов и друзей | Стремление добиваться показателей в любом деле, проявление высоких требований к себе, жажда справедливости, принципиальность | Обидчивость, подозрительность, мстительность, честолюбие, самонадеянность, раздутое до фанатизма чувство справедливости | Задетое самолюбие, несправедливая обида, препятствие к достижению целей |
Окончание табл. 20
Педан-тичный | Выраженная занудливость склонность к “пережевы-ванию” подробностей. Чрезмерная аккуратность. Любит, чтобы все было на своих местах | Добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах и в чувствах, ровное настроение | Формализм, ”занудливость”, стремление переложить принятие решения на других | Ситуация личной ответственности за важное дело, недооценка их заслуг, склонность к навязчивым, идеям, психастении |
Цикло-тим-ный | Общительность (высокая в период повышенного настроения и сменяется на низкую в период подавленности) | В период подъема настроения проявляют себя как люди с гипертимической акцентуацией, в период спада – с дистимической | ||
Возбу-димый | Повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость. Склонность к хамству и нецензурной брани - или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтуют, не избегают ссор, неуживчивы в коллективе | Вне приступов гнева – добросовестность, аккуратность | Раздражительность, вспыльчивость, неадекватные вспышки гнева и ярости, ослабленный контроль над влечением | Склонность к конфликтам по незначительным поводам, к невротическим срывам, психопатии, правонарушениям |
Экза-льти-рован-ный | Очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенно активная реакция на внешние события, словоохотливость, влюбчивость | Альтруизм, чувство сострадания, яркость чувств, привязанность к друзьям | Чрезмерная впечатлительность, патетичность, паникерство, подверженность отчаянию | Неудачи, горестные события воспринимаются трагически. Склонность к невротической депрессии |
Вопросы
1. Что такое “акцентуации характера”? Какие типы акцентуаций характера Вы знаете?
2. Как проявляются определенные типы акцентуаций характера в общении, поведении и деятельности человека?
3. Каким образом можно измерить тип акцентуаций характера?
4. Возможно ли влияние на акцентуированные черты характера, если да, то каким образом?
Задача
Определите тип акцентуаций характера по трем предлагаемым “портретам”:
1. По характеру я оптимист. Настроение у меня веселое. Возникают жизненные трудности – я не падаю духом, сохраняю жизнерадостность и уверенность в успехе.
Житейские невзгоды переношу легко, да и по-настоящему серьезные неприятности бывают у меня редко. Обычно они возникают из-за моей предприимчивости и активности, склонности к выдумкам и проделкам. В школе у меня была репутация шалуна. Учился я хорошо, но не потому, что старался, а потому, что мне все удавалось легко. У меня хорошая память, и я быстро соображаю, я не молчун, с удовольствием участвую в беседах и дискуссиях. Люблю бывать на людях, в компаниях. Со мной охотно дружат, мне подражают и меня слушаются. К друзьям и подругам отношусь тепло, принимаю активное участие в их судьбе, охотно всем помогаю, легко даю в долг деньги и так же легко залезаю сам в долги. Желая всем помочь, раздаю много обещаний - больше, чем могу выполнить. Не переношу однообразную, кропотливую работу, которая требует усидчивости. Меня постоянно тянет к новому, к острым, неожиданным и рискованным ситуациям. В целом, я мало кого могу поставить выше себя.
2. Основной особенностью моего характера является беспричинная смена настроения. В одни периоды я длительное время чувствую себя очень хорошо, испытываю прилив сил, с аппетитом ем, хорошо сплю, много и успешно работаю, хожу на вечеринки, в кино, участвую в коллективных мероприятиях. Если в этом состоянии случаются какие-либо неприятности, то переношу их легко.
Однако (обычно по совершенно непонятным для меня причинам) настроение у меня подчас портится на долгое время – недели и даже месяцы. Я делаюсь мрачным, угрюмым и недовольным. Мне все становится безразличным, а иногда появляются опасения, что случится что-то плохое. От трудностей и неприятностей впадаю в уныние, плохо ем, сплю, просыпаюсь с ощущением разбитости. У меня нет желания встречаться с людьми, что-нибудь делать, хочется лежать в постели и забыть обо всем. Смены периодов хорошего и плохого настроения происходят чаще всего весной или осенью.
3. Люблю компании, коллективные мероприятия, люблю, когда с меня берут пример, мне подражают, люблю вызывать удивление у других, люблю, когда мной восхищаются и обращают на меня внимание. Больше всего не выношу равнодушного отношения к себе окружающих. Лучше пусть уж ненавидят меня, чем относятся равнодушно или не замечают.
Люблю рассказывать истории, и тем охотнее, чем с большим интересом меня слушают. Люблю сочинять и фантазировать. В моих фантазиях исполняются все мои мечты, я достигаю успеха и такого высокого положения, что мне все завидуют. Я хорошо чувствую отношение людей ко мне. Если я захочу, то со мной охотно дружат. К сожалению, мне не удалось найти настоящего друга. Я ценю такого друга, который всегда внимателен ко мне. Работу люблю увлекательную, такую, чтобы меня ценили и ставили другим в пример. Одеваться люблю модно и красиво, так, чтобы всем был виден мой прекрасный вкус, чтобы мною любовались окружающие.
Рекомендуемая литература
Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д, 1997.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у подростков. Л., 1983.
Личко А.Е., Лавкай И.Ю. Акцентуации характера у подростков // Психол. журнал. 1987. № 2.
Литература
Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для вузов. М., 1999.
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в психологию: Курс лекций. М., 1998.
Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. М., 1993.
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб., 1997.
Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М., 1994.
Джеймс У. Психология. М., 1991.
Климов Е.А. Основы психологии: Учеб. для вузов. М., 1999.
Крутецкий В.А. Психология. М., 1986.
Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. М., 1998.
Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов пед. вузов: В 3 кн. М., 1994.
Общая психология: Курс лекций / Под ред. Е.И. Рогова. М., 1998.
Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. М., 1986.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.
Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984.
Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. М., 1990.
Практикум по общей, прикладной и экспериментальной психологии / Под ред. А.А. Крылова. СПб., 1999.
Практикум по психологии: Учеб. пособие для инж.-пед. ин-тов / В.М. Шевелев, Э.Ф. Зеер, Л.Н. Сычугова и др. Свердловск, 1988.
Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996.
Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. К.А. Абульхановой и др. М., 1998.
Психология: Слов. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского М., 1990.
Психология: Учеб. / Под ред. А.А. Крылова. М., 1999.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. М., 1996.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.
Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. М., 1999.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 1997.
Турусов О.В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях: В 3 т. Самара, 1994.
Глуханюк Наталья Степановна
ДЬЯЧЕНКО Елена Васильевна
СЕМЕНОВА Светлана Львовна
Практикум
по
общей психологии
Учебное пособие
Редактор Н.М. Юркова
Компьютерная верстка Е.В. Дьяченко
Печатается по постановлению
редакционно-издательского совета университета
Лицензия ЛР № 040328 от 10.04.97
Подписано в печать Формат 60х84/16. Бумага для множ. аппаратов. Усл. печ. л. 11,0 Уч.-изд. л.. 11,5 Тираж …. экз. Заказ
здательство Российского государственного профессионально-педагогического университета. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
1 Общая психология / Под. ред. А.В. Петровского. М., 1986. С. 425.
2 Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у подростков. Л., 1983. С. 9.
3 Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981. С. 15.
4 Личко А.Е., Лавкай И.Ю. Акцентуации характера у подростков // Психол. журн. 1987. № 2. С. 113.