ЗЛОЕ ЖИВОТНОЕ в сравнениии с обычным
• Лишено признаков агрессивности (103) – стремление скрыть свои агрессивные тенденции , иногда полное отсутствие агрессивности .
• Из признаков агрессивности присутствуют только зубы (90, 95, 106, 109, 111, 122) – склонность к вербальной агрессии : грубости , крику , угрозам .
• Особо выраженная агрессивная символика : острые рога , оружие (93) – высокая агрессивность ;
• то же , в сочетании с признаками высокой тревожности : штриховкой рисунка , многочисленными исправлениями , штриховой линией (99, 101) – невротическая агрессия как реакция на ощущение эмоционального дискомфорта .
• Иглы , шипы и другие оборонительные средства (124) – боязнь нападения и склонность к защитной агрессии .
• Большие глаза с зачерненной радужкой (95, 109, 122) – боязнь агрессии .
• Распад формы , появление невротических признаков : изображение внутренних органов , кровеносных сосудов (103, 106, 109, 122) – низкая устойчивость к стрессу , невротическая реакция на стресс ; иногда психическое заболевание .
• Асоциальная символика : сигарета , рюмка , животное в виде черта или бабы - яги (113) – негативистические , иногда психопатические или психопатоподобные реакции на конфликтную ситуацию , угрозу агрессии , стрессовую ситуацию .
• Четкая уверенная линия (111) – высокая сопротивляемость стрессу , способность эффективно действовать в стрессовых ситуациях .
СЧАСТЛИВОЕ ЖИВОТНОЕ
• Всегда обеспечено едой – высокая значимость материальных ценностей ; ощущение бытового неблагополучия ; представление о ненадежности своего материального положения .
• Защищено от любых врагов или не имеет врагов – боязнь агрессии ; иногда настороженное отношение к окружающим .
• Способно жить всюду ( на земле , в воде , в воздухе ) – высокая ценность свободы ; стремление к независимости , самостоятельности .
• Живет вечно или очень долго – ипохондрические тенденции ; иногда страх болезни , смерти .
• Имеет много друзей – высокая ценность общения ; неудовлетворенная потребность в общении .
• Его все любят – высокая ценность эмоциональных связей .
• Доставляет радость другим – высокая ценность общения ; иногда гиперсоциальность ; стремление произвести хорошее впечатление на проверяющего .
• Красивое , умное – высокая ценность соответствующих качеств ; сомнение в наличии этих качеств у себя .
• Счастливо без определенного повода – низкий уровень понимания себя , трудности в осознании своих эмоциональных состояний ; иногда склонность к снижению настроения .
НЕСЧАСТНОЕ ЖИВОТНОЕ в сравнениии с обычным
• Размер сильно уменьшен (107, 125, 129) – скрытые депрессивные тенденции ; склонность к депрессивной реакции на неблагоприятную ситуацию .
• Признаки тревоги : штриховка , множественные линии , распад целостной формы , появление линий , не относящихся к основному изображению (107) – низкая устойчивость к стрессу ; склонность к сильному повышению уровня тревоги в неблагоприятных ситуациях .
• Штриховка с сильным нажимом , зачер - нение частей рисунка (107) – низкая устойчивость к стрессу ; склонность к появлению высокой эмоциональной напряженности в неблагоприятных ситуациях .
• Подчеркнутый контур (104) – тенденция к контролю за своими эмоциональными состояниями .
• Живет один , не имеет друзей – чувство одиночества , неудовлетворенная потребность в общении .
• Его никто не любит – неудовлетворенная потребность в эмоциональном контакте .
• Болеет , умирает – ипохондрические тенденции ; депрессивные тенденции ; иногда страх смерти .
• Плохо приспособлено к жизни : с трудом передвигается , тратит очень много времени на добывание еды – ощущение трудности жизни ; низкий уровень социальной адаптации .
• Несчастно без определенного повода – склонность к снижению настроения ; иногда периодические депрессивные ( субдепрессивные ) состояния ; низкий уровень понимания себя , трудности в осознании своих эмоциональных состояний .
РИСУНОК СЕМЬИ
• Отсутствие
• себя (150, 156, 160) – чувство своей отверженности в семье ;
• другого члена семьи (148) – его малая значимость для ребенка ; конфликт ; негативное ( амбивалентное ) отношение .
• Наличие членов семьи , отсутствующих в реальности (148, 156), – восприятие своей семьи как недостаточной , ущербной .
• Включение домашних животных – недостаток общения , потребность в эмоциональном тепле .
• Отношения «выше – ниже» ( по росту или местоположению ) (131, 132, 135 – 139, 142, 143, 145-147, 151 – 153, 163 – 165) – отношения доминирования , подчинения .
* Особо мелкое изображение
* себя (132, 136, 151, 153) – подавленность или заброшенность ; гиперопека ;
* родителя (133, 136, 137) – представление о его малой значимости в семье ;
* брата или сестры (131) – конкурентные отношения .
* Особо крупное изображение
* себя (137) – претензия на главенствующую роль в семье ;
* родителя (131, 132, 136, 147, 163, 164) – представление о его большой значимости в семье ;
* брата или сестры – представление о его ( ее ) доминирующей роли в семье , ревность .
* Обращенность членов семьи друг к другу , пространственная близость , контакт рук (132, 138, 139, 140, 141, 143, 151, 163) – тесные эмоциональные контакты в семье .
* Сверхплотное расположение фигур (145 – 147) – сверхтесные связи в семье ; потребность в эмоциональной близости .
* Удаленность
* всех членов семьи друг от друга (137, 149) – разобщенность членов семьи , слабость эмоциональных контактов между ними ;
* одного из членов семьи от других (139, 148) – его слабая связь с остальными ;
* себя от остальных (153) – ощущение своей изолированности в семье .
* Расположение детей и взрослых отдельными группами (146) – ослаблен - ность эмоциональных связей между детьми и родителями .
* Изолированность
* изображения семьи от остального пространства листа (145, 146) – замкнутая жизнь семьи , ее изолированность от социального окружения ;
* всех членов семьи друг от друга : разделение линиями , расположение в разных комнатах (148) – серьезное нарушение внутрисемейных контактов ;
* одного из членов семьи : отделение линией , расположение в другой комнате (133) – конфликтные отношения с этим членом семьи ; его очень высокая изолированность в семье ;
* себя – ощущение своей отверженности в семье .
* Поза и выражение лица члена семьи , детали – интерпретируются , как и в «Рисунке человека» , применительно к восприятию ребенком этого члена семьи .
* Изображение члена семьи со спины или в профиль , отвернувшимся от остальных (150, 152) – конфликтные отношения с этим членом семьи ;
* Изображение себя , отвернувшимся от остальных – конфликтное отношение к семье в целом ; чувство своей отвергнуто - сти другими членами семьи .
* Небрежное или схематическое изображение в сравнении с «Рисунком человека»
* всех членов семьи или большинства из них (148) – отсутствие эмоциональной привязанности к семье ; конфликтное отношение ;
* одного из членов семьи – отрицательное или конфликтное отношение к этому члену семьи ;
* себя (153) – ощущение своей малой значимости в семье , отверженности .
* Штриховка , штриховые или множественные линии , стирания , исправления , повышенный нажим ( в сравнении с «Рисунком человека» ) при изображении
* всех членов семьи или большинства из них (153, 163) – напряженная эмоциональная атмосфера в семье ;
* одного из членов семьи (148, 155, 157, 164) – напряженное , конфликтное или амбивалентное отношение к этому члену семьи ;
* себя (149, 151, 160) – неблагополучное эмоциональное самоощущение в семье .
* Агрессивная символика : кулак , поднятая крупная ладонь , острые ногти , оружие или острое орудие в руках (161 – 166) – агрессивное поведение данного члена семьи .
* зубы (161, 162, 166) – вербальная агрессия данного члена семьи .
* Большое количество предметов : мебели , вещей – недостаточность эмоционального общения в семье .
ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ТЕСТЕ «СЕМЬЯ ЖИВОТНЫХ»
• Особо мелкое : мышь , воробей , насекомое (132, 133, 136) – представление о малой значимости данного члена семьи ;
• изображение в таком виде ребенка (132, 136, 138, 151) – гиперопека .
• Холоднокровные : ящерица , лягушка , рыба (132, 133, 136, 156, 166) – малая эмоциональность данного члена семьи .
• Змея , червяк , скорпион (133, 151, 156) - эмоциональная холодность ; негативное или амбивалентное отношение к данному члену семьи ;
• изображение в таком виде ребенка (158) - чувство своей отверженности в семье .
• Черепаха – потребность в защите .
• Еж , дикобраз – упрямство .
• Гиена , ехидна (156) – негативное отношение к данному члену семьи .
• Крупные теплокровные хищники : тигр , волк (151, 166) – сила , активность ; иногда агрессивность .
• Крокодил (166) – агрессивность .
• Родители в виде особо крупных животных (136, 147, 157) – гиперопека .
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА В ТЕСТЕ «КРАСИВЫЙ РИСУНОК»
• Преобладание холодных тонов ( от голубого до фиолетового ) – снижение настроения , субдепрессия ; высокая сензи - тивность ; иногда депрессия .
• Сближенные мягкие ( светлые ) тона , использование тонких оттенков цвета – сензитивность ; иногда тревожность как личностная особенность .
• Обедненная цветовая гамма ( использование простого карандаша и / или одного – двух цветов ) – пассивность ; астения ; депрессия или субдепрессия .
• Пониженная плотность цвета ( слабый нажим , незакрашенный контур ) – астения ; пассивность ; отрицательное отношение к обследованию .
• Преобладание темных тонов ( особенно сочетание черного с коричневым и / или синим ) – депрессия .
• Повышенная напряженность цвета
( много красного ) – тревога ; эмоциональная напряженность ; иногда конфликтность ; агрессивность ; невротизация .
• то же , в сочетании с темными тонами – тревожная депрессия .
РИСУНОК ДОМА
• Крупнее других рисунков – замкнутость в семье .
• Мельче других рисунков – ослабление семейных связей ; отсутствие «чувства дома» ; иногда сниженная самооценка .
• Признаки тревоги , более выраженные , чем в других рисунках ( штриховые или множественные линии , исправления , штриховка ) – проблемы в семейной сфере .
• Дворец ( вилла , церковь ) – демонстра - тивность .
• Отсутствуют или очень малы окна и дверь – замкнутость , интровертность ; уход от общения ; иногда аутизация ; негативизм .
• Маленькие окна , большая дверь ( особенно открытая ) – общительность , легкость в установлении контактов ; широкие неупорядоченные контакты .
• Большие окна , маленькая ( или отсутствующая ) дверь – созерцательность ; осторожность в контактах .
• Пустые окна ( без рам ) – формальность контактов ; иногда аутизация .
• Решетки на окнах , утрированные оконные рамы , забор – боязнь агрессии ; иногда подозрительность ; ощущение несвободы , зависимости .
• Подчеркнутые стены ( нажимом , множественными линиями ) – потребность в защите ; тревожность ; ощущение ненадежности своего положения в жизни .
• Подчеркнутая крыша ( нажимом , множественными линиями ) – потребность в защите ; тревожность ; гиперопека ; иногда интеллектуализм ; мечтательность , защитное фантазирование .
• В доме живут
• старые люди , только один человек – депрессия или субдепрессия ; чувство одиночества ;
• дети или один ребенок без взрослых – стремление избавиться от опеки родителей .
РИСУНОК ДЕРЕВА
• Экзотические породы ( пальма , эвкалипт ...) – демонстративность .
• Засохшее , сломанное ( срубленное ), без листьев – сниженное настроение , депрессия .
• Преобладание корней – ориентация на прошлое ; потребность в опоре и привязанности ; значимость семейных связей .
• Корни без изображения земли или висящие над землей – отсутствие привычной почвы ( например , у беженцев ).
• Дерево без корней висит в воздухе – слабая бытовая ориентация ; недостаточная социальная адаптированность ; ослабленная привязанность к дому и семье .
• Преобладание ствола – жизнь по принципу «здесь и сейчас» , поглощенность сегодняшними проблемами .
• Подробное изображение коры , заштрихованный ствол – боязнь агрессии , потребность в защите ; иногда соматические ( чаще – психосоматические ) заболевания ; ипохондрия .
• Дупло – перенесенная в прошлом психотравма ;
• подчеркнутое – соматические ( чаще – психосоматические ) заболевания ;
• в дупле птица ( белка ) – потребность в защите и уюте .
• Ветви
• Расходятся в стороны – экстраверт - ность .
• Закрыты линией кроны – скрытность .
• Подробно структурированы – упорядоченное общение ; склонность к детальному планированию действий .
• Не структурированы – случайные контакты ; импульсивность , отсутствие планирования действий .
• Оканчиваются остриями – агрессивность .
• Направлены вверх – активность .
• Опущены вниз ( как у плакучей ивы ) – астения ; депрессия или субдепрессия .
• Обрублены или обломаны – депрессия ; психотравма .
• Крона
• отсутствует – нет представлений о собственном будущем , осознания своих перспектив ;
* узкая – интровертность ;
* большая , подробно проработанная – хорошо развито планирование ;
* большая , непроработанная – мечтательность , защитное фантазирование .