Горькая реальность или сладкая иллюзия?
В терапевтической группе, состоящей из обычных людей, Нарцисс увидел, КАК он создает ту реальность, в которой затем живет - не только в группе, но и в своей обычной жизни. Это было неприятно, однако это - ключ, которым можно открыть дверь в новую жизнь, сделав её лучше, а можно выбросить его и обесценить. Личный выбор.
Этапы психологической работы с нелюбовью к себе:
· Возврат к психотравмирующим событиям воспитания с эмоциональным отреагированием.
· Пересмотр отношения к себе и другим.
· Установление и тренировка ясных психологических границ: отделение «моих чувств к тебе», от «твоих чувств ко мне».
· Возврат телесно – эмоциональной чувствительности, признание своих чувств и потребностей - к себе и к людям.
· Развитие более гибкой субъектности (кто я и какой я?).
· Восстановление самооценки (выработка своей собственной оценки себя).
Начните с себя.
Обычно мы передаем власть/ответственность за то, как мы живем обстоятельствам, другим людям, политическим системам и проч. В случае Нарцисса: «вы меня не цените, ПОЭТОМУ я не ценю вас (ответственность – на вас)». Задача развития Нарцисса – находить и взращивать в себе ростки собственной симпатии к людям. Доверять, выражать и опираться, прежде всего, на СВОЮ симпатию к людям, а не ждать без конца подтверждения ИХ хорошего отношения к себе.
Сценарий № 3. «Я всем должен, и ни на что не имею права»
Цепочка примерно такая:
1. В силу психотравмирующего воспитания, человек чувствует себя виноватым за любые свои желания и проявления, если они отличаются от желаний и проявлений находящегося рядом другого/людей (изначально это - родители).
2. Поэтому это - тихий человек, который привык ничего не хотеть (не чувствовать себя, своих желаний, своего мнения).
3. Когда он находится один – и нет влияния окружающих, то его желания, и вообще, его ощущение себя как личности, усиливаются. Это доставляет ему удовольствие, однако есть и минус – он один, одиноко.
4. Возвращаясь же к людям и попадая под чужое влияние, он не в силах ни внутри себя, ни снаружи, сопротивляться ему, так как вступает сильное чувство вины, которое не дает бороться за себя, держать психологический удар.
5. Сдав свои позиции - отказавшись от своих потребностей, чувств и желаний в пользу другого, он испытывает мучительное ощущение потери себя, а также и пассивную досаду на этого другого, выразить которую он не дает себе права.
6. Еще труднее ему, если другой (люди) манипулируют на его, итак уже невротизированном чувстве вины, типа: «Ты хочешь достойную зарплату, а в Африке дети голодают».
7. В этом, и во всех других случаях несовпадения интересов, он либо поддается чужому влиянию (соглашается на малую зарплату) и следует чужим правилам, либо тихо сбегает, внутренне изъедая себя самокритикой.
8. Втайне (иногда и от самого себя), он ждет награды за свое терпение и уступки: «сейчас я уступил, а потом и мне уступят». Как правило этого не происходит, но ждать он не перестает.
9. Результат – он чувствует себя ограниченным выбором одного из двух зол - 1)быть одиноким, или, 2)быть подавленным другими,- с дальнейшей жизнью в выбранном зле. Пример.
Ромашка.
Ромашка пришла в группу с желанием, и одновременно, трудностью открываться людям. В обществе людей Ромашка испытывала тревогу, и хотела слинять. Оставшись же в одиночестве, грустила и скучала по общению.
Ромашка производила впечатление скромного, даже несколько забитого существа. В группе она больше молчала и слушала, часто имела испуганный вид, особенно, когда участники на эмоциях общались между собой или когда обращались к ней. Просидев тихонько несколько встреч, она попыталась поступить как обычно – слинять. Она сказала, что на группе постоянно ругает себя за пассивность, что, видимо, еще не готова к изменениям, а потому: «ну какой смысл мне ходить на группу и ничего не делать?».
Я (терапевт) в очередной раз подумала: хорошо, что есть контракт (предписывающий обсуждение с группой своего возможного ухода). Иначе эту мысль Ромашка бы не проговорила на группе, вскрыв тем самым свой сценарий поведения, а просто подумала бы про себя, после чего по-тихому сбежала из отношений, так, как она делает в своей обычной жизни (от чего и страдает).
Очень страшный Черт.
Я предложила Ромашке посмотреть на присутствующих участников, и рассказать о своих страхах и тревогах, которые эти конкретные люди вызывают в ней. Она согласилась, и рассказала. Как потом оказалось, её страхи на группе очень схожи с ее страхами в отношениях из жизни. Рассказала, что боится осуждения Лилии, возможного предательства Ириса, агрессии Василька и так далее.
Проговорив свои страхи вслух, глядя при этом на людей, Ромашка удивилась! Во-первых, увидев недоуменные лица людей - люди в ответ выразили ей свое отношение, которое сильно отличалось от её страшных фантазий. Во-вторых, проговаривая, она почувствовала, что даже если её страшные фантазии правда – то она в силах, если что, и ответить на возможный негатив, защитить себя.
Этот момент стал переломным. Встретившись, наконец, со своими страхами лицом к лицу она буквально увидела, что «не так страшен черт, как его малюют». Она осталась в группе, и с этого момента стала смелее проявлять себя с людьми – спрашивать об их отношении, проявлять свои чувства. Она с удивлением обнаружила, что её тревоги не чужды и другим, выразила и получила немало поддержки, и наконец, почувствовала свою силу открываться людям.
Этапы психологической работы с невротическим чувством вины (страхом обвинения):
· Работа со страхом обвинения путем перепроверки – «в чем я виноват?» с перечислением всего, что идет «от души» (НЕ от головы). Разделение реальной и надуманной вины.
· Составление списков, типа: «Что я должен окружающим меня близким, знакомым и коллегам?» (осознавание «списка виновности» приводит к его пересмотру, вина и страх сменяются очерчиванием своей позиции и сопротивлением манипуляторам).
· Работа с позицией жертвы, ожиданием награды «за терпение»,- пересмотр позиции.
· Работа с протестом и агрессивностью, поддержка спонтанного проявления несогласия в контакте.
· Тренировка различных адекватных ситуации форм выражения протеста (от вежливого благодарного отказа, до посылания на три буквы).
· Развитие само-поддержки в определении и устойчивости своей позиции, способности сказать «нет» нежелательному в контакте - с психотерапевтом, с участниками терапевтической группы, с значимым другим, с людьми вообще.
Сценарий №4. «Неосознанность»
Цепочка примерно такая:
1. Человек, в силу психотравмирующего воспитания, плохо распознает свои эмоции. Также он может путать эмоции – например, интерес принимать за страх, волнение за злость и т.п.
2. Не понимая своих эмоций, и при этом, испытывая их, человек мается, не в силах определиться, чего же он в данный момент хочет.
3. Вместо того чтобы в этот момент усиленно прислушаться к себе, он ожидает, что другой (люди) без его участия угадают, что ему нужно и решат эту проблему (также может прибегнуть к «помощи» алкоголя или наркотиков).
4. Другой (люди) либо вообще не подозревают, что нужно угадывать чужие желания, либо чувствуют это, однако не желают угадывать, либо у них не получается угадывать и т.п. Наш человек разочаровывается, обижается, досадует.
5. При этом человек ощущает, что его используют, ведь другой реализует свой интерес в отношениях с ним, наш же человек не знает и не реализует своего интереса в отношениях с другим, и винит в этом другого.
6. Результат – отношения не складываются. Есть склонность к химическим зависимостям. Пример.
Василек.
Василек пришел в группу с желанием прислушаться к себе, находясь в обществе людей. В жизни Василек чувствовал себя больше ведомым, нежели ведущим, однако это было не совсем так.
Да, у него часто возникало ощущение, будто люди подталкивают его к чему-то, чего он не хочет - то девушка вовлекала его в отношения, а он еще не был уверен, что эти отношения ему нужны, то «жизнь» вынуждала его зарабатывать на работе, которая ему не особо нравилась. Однако - все это его откровенно раздражало, и он оказывал "им" сопротивление, периодически высылая всех в сад.
Чего хочу? - не знаю.
Основная же трудность Василька заключалась в том, что он и сам не знал, чего хочет - где собственно ЕМУ ХОЧЕТСЯ работать и с кем хочется встречаться. Он был слабо чувствителен к себе.
На группе Василек поначалу тоже особо к себе не прислушивался. Вместо этого он сразу же стал активно взаимодействовать с другими. Вел он себя при этом достаточно развязно, некоторые участники даже назвали его поведение наглым – он частенько перебивал, встревал в чужой разговор, открыто требовал внимания. Получив же внимание, он буквально не знал, что с этим вниманием делать дальше, впадал в тревогу и раздражался.
Вместе тесно, а врозь - скучно.
Василек рассказал, что общение с людьми и в жизни строилось по подобному сценарию, и вызывало в нем раздражение. Находясь же дома в одиночестве, Василек, НАКОНЕЦ, ВСТРЕЧАЛСЯ С СОБОЙ и тревожился, не понимая, чего САМ хочет от жизни - он скучал и маялся, слоняясь из угла в угол, не зная, чем заняться.
Попадая в общество людей, Василек вроде на время избавлялся от этой своей скуки и тревоги. Правда достигал он этого НЕ за счет осознания и реализации СВОИХ желаний в отношении людей, а за счет неосознанной передачи людям права решать, чем Васильку заняться, за что они потом бывали им же наказаны. В группе это проявлялось так:
Когда участники раскрывали свои трудности, Василек всегда был готов им помочь. Если кому-то надо было высвободить свою агрессию, поборовшись на ладонях, Василек предлагал свою кандидатуру в качестве тренажера. Стоя за спиной у участников, он помогал им противостоять страхам, держа их за плечи и поддерживая своим голосом. Он получал искреннее удовольствие, заботясь о других, чувствовал так свою нужность. Тревога снижалась.
Однако через какое-то время он окончательно терял ощущение себя, и начинал испытывать предупреждающие о катастрофе сигналы своего организма в виде раздражения и скуки, - ощущения, что для себя-то он ничего не делает!
Угадайте, что я хочу!
Несколько раз он очень серьезно обижался на группу и на меня (тренера) за то, что мы, внимание, САМИ искренне не догадывались, и не давали ему того, чего он от нас хотел. Он особо не обсуждал с нами свою обиду, просто вставал и уходил, хлопнув дверью. Потом, на следующую встречу, возвращался.
Своими обидами и уходами Василек направлял людям скрытое послание: вы должны угадать, что я чувствую и что хочу от вас, и дать мне это.
Как в еврейском анекдоте:
Мама с балкона: «Изя, домой!»
Изя: «Что, мама, я замерз?»
Мама: «Нет, ты писать хочешь»
Когда Василек осознал свой сценарий, он стал практиковаться в более внимательном прислушивании к своим желаниям. Например: испытывая интерес к Ирис и волнение о том, как же она относится к нему, он прямо выразил свое отношение к ней и расспросил её об её отношении к нему. Также Василек стал прямо говорить людям, что ему подходит (вместо негласных требований и обид за их невыполнение). Например, когда Лилия сказала ему: «Ты должен поменять работу», он вместо привычной обиды сказал: «я еще не готов».
Поведение Василька по отношению к другим участникам стало более пластичным, и, одновременно, более ясным, благодаря чему его отношения улучшились - и он стал получать больше радости в контакте с людьми.
Этапы психологической работы с неосознанностью:
· Осознавание - работа с чувствительностью, распознавание и называние эмоций с опорой на телесные ощущения.
· Восстановление опоры на свой организм. Осознание своих чувств, ощущений и желаний по отношению к людям и выражение их в контакте.
· Развитие спонтанности, поддержка уважительного следования своим творческим порывам.
· Работа с психологическими границами: разграничение своего и чужого авторства - чувств, желаний, интерпретаций событий, действий.
Сценарий № 5. «Подавление своей здоровой агрессивности»
1. Человек в силу психотравмирующего воспитания имеет трудности с проявлением здоровой активности и агрессивности в отношениях.
2. Так как он не чувствует и не проявляет своей силы, то возникают проблемы с самоуважением и самовыражением (в глубине души чувствует себя трусом и тюфяком)
3. Когда ему чего-то хочется в отношениях с другим (людьми), НЕ просит и НЕ предлагает желаемого, а плачется и жалуется на свою жизнь или молчит.
4. Если его явно обижают и притесняют, замирает, старается не отвечать, в страхе предаваясь, как правило, неадекватным фантазиям о расправе (физической) по отношению к себе.
5. Люди не понимают, чего ему нужно от них, чем помочь (и чувствуют себя бесполезными ему), а понимают только, что ему плохо,- жалеют или сердятся, от чего наш человек чувствует себя еще более потерянным.
6. Результат – ощущение неполноценного контакта и отношений. Пример.
Ирис.
Ирис пришла в группу с целью научиться общаться с людьми, и особенно с мужчинами, без страха.
Ирис выглядела хрупкой и ранимой – она искренне доверила группе историю своей жизни, слезы и боль. Так продолжалось несколько встреч – тихий нежный голос, трогательная история, хрупкая ранимость. Участники группы стали осторожно, но вполне внятно выражать свои опасения поранить Ирис своей невольной прямотой. Им уже хотелось радостно потолкаться друг с другом, но страх сломать хрупкую Ирис останавливал их бурное жизнелюбие. Они и жалели, и сердились на Ирис за эти ограничения, негласно наложенные на них её ранимостью.
Изматывающие страдания.
Сама Ирис чувствовала себя несколько опустошенной своими тихими страданиями из встречи к встрече, ей хотелось меньше стенать на группе, а больше получать удовольствия от встреч. Однако идея радостно, или, даже радостно-злобно пободаться с кем-либо из участников сильно пугала Ирис.
Я (терапевт) и группа вернули Ирис её сценарий – заметили ей, что она за себя совсем не борется, а, напротив, замирает в ответ на проявленную к ней агрессию. Когда кто-то перебивал, не одобрял, критиковал Ирис, она почти теряла голос, тело её становилось деревянным. Наконец Хризантема и Лилия не выдержали, и обозвали Ирис тургеньевской барышней, а Василек подхватил тему, и назвал Ирис вовсе Одуванчиком. Ирис рассердилась и решила попробовать изменить свой привычный сценарий - выпустить к людям свои глубоко запрятанные, подавленные субличности.
«Злое лицо» и спонтанность.
Так получилось, и это конечно не случайность, что решающую помощь в открытии этих лиц, оказали Ирис мужчины (которых она боялась особенно) – Нарцисс и Василек.
Василек помог открытию «злого лица». В упражнении он стоял за спиной Ирис и помог ей рявкнуть на Лилию и Хризантему. Нарцисс же поддержал Ирис в раскрытии её спонтанного лица. Она хотела ощутить свободу, потанцевав перед группой, однако стеснялась делать это одна. Нарцисс пригласил её, и они станцевали вместе. Это было очень красиво!
С тех пор случилось многое – серьезная конфронтация Ирис с Лилией, после которой и Ирис и Лилия стали сильнее, а их отношения ближе, и борьба на ладонях с Хризантемой, которую Ирис смогла обыграть хитростью, и утверждение своей женственности с Васильком. Все эти события были прорывами для Ирис, так как она смогла поймать свою активную/агрессивную энергию и на ней преодолеть свой страх перед людьми.
Этапы психологической работы с само-подавлением:
· Самое главное в данной работе – не разговоры и обсуждения, а действия! - поддержка активного прямого обращения человека к терапевту, группе, людям из жизни.
· Осознавание и использование взрослых ресурсов (имеющихся сил), которых не было в детстве.
· Работа со страхом, отреагирование «здесь и сейчас» детской психотравмирующей ситуации.
· Поддержка и развитие агрессивности и активности, телесных переживаний злости, энергичности, тонуса в контакте с людьми.
· Поддержка самоуважения и спонтанного предъявления себя людям.
Смелее будьте живыми и активно - агрессивными.
Трудность Ирис заключалась в удерживании своих собственных агрессивных порывов по отношению к людям. Подавляя свою агрессивность, она совершала эмоциональный суицид - самоуничтожалась из отношений, реагируя на здоровую агрессивность других людей только страхом и стенаниями. Отношения в группе помогли Ирис увидеть, прожить этот сценарий, а также найти, открыть и проявить, натренировать свою здоровую агрессивность.
Сценарий № 6. «Эмоциональная закрытость»
1. В силу психотравмирующего воспитания, человек боится показать свою ранимость, уязвимость, несовершенство, наличие личных трудностей и проблем (в детстве его за такие проявления стыдили, унижали, засмеивали и проч.) – боится повторения.
2. Этот человек «держит лицо», ведет себя «как принято», формально, в связи с чем, у его партнеров появляется ощущение холодности, дистанции.
3. Он может рассказывать о своем «безумном» поведении, тревогах, неудачах, однако всегда будничным тоном, не подпуская к своим чувствам.
4. В начале отношений проблем нет, однако далее сближения не происходит, ведь человек, приветствуя откровенность других, сам остается эмоционально закрытым.
5. Начинает нарастать недоверие и неудовлетворенность партнеров человека, а сам он испытывает скуку и тревогу, сомнение в своей ценности для другого (людей).
6. Партнеры могут устраивать скандалы – пытаться достучаться до "живого" человека, а могут отваливаться, минимизировать общение.
7. Результат – самооценка падает, возникает ощущение нереализованности в жизни и отношениях. Пример.
Хризантема.
Хризантема пришла в группу с трудностью и, одновременно, интересом сближаться с людьми. В жизни процесс сближения вызывал у Хризантемы страх, поэтому часто она оставалась в отношениях на поверхностном уровне формального общения.
Тот потенциал, то содержание, которое она в себе ощущала (как человек, как специалист, как личность, как женщина), у неё не получалось вписать, проявить в мире людей. Хризантема чувствовала себя нереализованной, а все, чему она училась, чем занималась, переживалось ею как невостребованное.
Неуязвимая позиция.
В группе Хризантема с большим вниманием и интересом откликалась на других участников, расспрашивала и рассуждала об их трудностях, чем поначалу вызвала их расположенность. Однако о себе Хризантема рассказывала довольно формально, ставя себя, таким образом, в неуязвимую позицию. Она как будто избегала довериться группе, - не только рассказать, но и показать свою ранимость, взволнованность, растерянность.
Таким образом, Хризантема защищалась от возможных нападок людей, и, одновременно, ограничивала свое полное/глубокое/широкое само-предъявление в группе.
Застывшая жизнь.
Со временем Хризантеместало все больше казаться, что в группе происходит мало важного для неё, и это ощущение сильно перекликалось с её переживанием из жизни, где она чувствовала себя, словно сидит в гараже, меж тем как настоящая жизнь течет где-то за его пределами. Она поделилась этим ощущением с группой.
Так проявился и стал явным сценарий Хризантемы: сама урезая свое полное предъявление/реализацию (как в группе, так и в жизни), Хризантема затем страдала от нереализованности.