Определение и функции общения.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского
Кафедра маркетинга и коммерческого дела
«Деловое общение»
Конспект лекций по дисциплине
для студентов специальности 6.030507 «Маркетинг» всех форм обучения
Составитель к.э.н., доцент Рвачёва И.М.
Донецк 2015
ВСТУПЛЕНИЕ
Деловое общение – необходимая часть человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми.«Деловое общение» является дисциплиной экономического цикла, необходимой для подготовки студентов специальности 6.030507 «Маркетинг». Знания, полученные студентами при ее изучении, имеют теоретическое и практическое значение для формирования специалистов указанных профилей.
Эта научная дисциплина носит во многом прикладной характер. Ее цель
– способствовать формированию у деловых людей соответствующих психологических и нравственных качеств как необходимых условий их повседневной деятельности, которая протекает не иначе, как на почве их общения друг с другом. Культура общения, в том числе его психологическая и нравственная культура, во многом определяет его эффективность – будет ли оно успешно развиваться в интересах партнеров или же станет малосодержательным, неэффективным, а то и совсем прекратится, если партнеры не найдут взаимопонимания друг у друга.
По окончании изучения дисциплины студенты должны знать:
- содержание и структуру делового общения, механизм общения, средства общения, культуру общения;
- основы управленческого общения;
- управленческую этику;
- сведения о деловой риторике;
- основы вербального и невербального общения;
- принципы деловой переписки и ее виды;
- этику поведения в деловом обществе и взаимоотношений с иностранными партнерами.
По окончании изучения дисциплины студенты должны уметь выбирать методы ведения беседы, грамотно пользоваться культурой международного этикета, проводить деловые беседы, правильно вести себя в деловом обществе и общаться по телефону.
ТЕМА 1. Введение в деловое общение. Основные характеристики общения.
Определение и функции общения.
Виды общения. Деловое общение и его кодекс.
Стили, уровни, стратегии и средства общения
Определение и функции общения.
Прагматичный Джон Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: ««Умение общаться с людьми такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире». Но что означает уметь общаться? Это значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения.
Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Можно выделить восемь функций общения:
1. Контактная, цель которой – установление контакта с собеседником;
2. Информационная - приём-передача сведений, обмен мнениями, замыслами, решениями и так далее;
3. Побудительная - направление партнёра на выполнение конкретных действий.
4. Координационная – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.
5. Перцептивная – адекватное восприятие смысла сообщения, понимание партнёрами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.)
6. Эмотивная – обмен эмоциями между партнёрами и изменение эмоционального состояния с его помощью собственных переживаний и состояний
7. Статусная – осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества;
8. Преобразовательная – изменение состояния, поведения, личностно- смысловых образований партнёра, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д.