Влияние косвенного опыта на самоэффективность

Самоэффективность повышается, когда другие люди эффективны в похожих ситуациях
Самоэффеэктивность понижается, когда другой человек, равный по способностям и подготовке, потерпел неудачу
Косвенный опыт не имеет большого влияния, если другой человек сильно отличается по каким-либо признакам: возрасту, двигательным качествам, профессиональной подготовке и пр.
Косвенный опыт влияет, когда другой человек терпит неудачу. Например, если человек видит, что пловцу примерно равного с ним уровня не удалось переплыть бурную речку, он скорее всего раздумает предпринимать подобные попытки. Последствия таких косвенных переживаний могут сказываться иногда всю жизнь.

Влияние общественного мнения на самоэффективность

А.Бандура указал на условия, при которых мнение других людей оказывается важным и действенным для повышения самоэффективности:

Ø Доверие к другим людям. Увещевания или критика от источника, пользующегося доверием, оказывают более сильное действие, чем слова ненадежного человека.

Ø Реальная возможность действий. Никакие словесные уверения не изменят мнение человека о том, насколько он способен перепрыгнуть через забор трехметровой высоты.

Ø Статус и авторитет людей, высказывающих свое мнение.

Ø Сочетание общественного поощрения и собственного успешного исполнения. Одобрение окружающих может убедить человека попробовать что-либо сделать, и если у него это получится, тогда как его достижение, так и полученные им похвалы увеличивают его самоэффективность.

Влияние физического и эмоционального состояния на самоэффективность

Сильные эмоции мешают деятельности; когда человек испытывает сильный страх, острую тревогу или находится в состоянии стресса, его уверенность в своей эффективности понижается. Однако небольшое волнение может пойти на пользу самоэффективности. Влияние эмоционального напряжение зависит от нескольких факторов:

Ø уровень напряжения - чем сильнее волнение, тем меньше самоэффективность.

Ø представления о связи эмоций с реальностью. Если человек едет по скользкой горной дороге, его личная эффективность может повышаться. Однако если он осознает абсурдность своей фобии, например боязни открытых пространств, тогда его волнение приводит к снижению самоэффективности.

Ø Сложность выполняемой задачи. Эмоциональное напряжение может помочь успешно сделать что-либо простое, но, как правило, мешает выполнению сложных задач.


Коллективная эффективность

Коллективная эффективность -уверенность людей в том, что их общие усилия могут вызвать социальные перемены. Она формируется не из коллективного «сознания», а из личной эффективности людей, работающих вместе. Личная и коллективная эффективность — не противоположные понятия, они дополняют друг друга, изменяя образ жизни людей. На коллективную эффективность отрицательно влияют:

Ø Негативные события, происходящие в какой-либо части Земли;

Новейшие технологии, непонятные и неподвластные личному контролю

Ø
Запутанный социальный механизм с бюрократической прослойкой, препятствующей любым изменениям в обществе.

Ø
Огромный размах и величина проблем, с которыми сталкивается человечество: войны, голод, перенаселение, преступления и природные катастрофы

Варианты предсказания поведения

самоэффективность высокая условия среды
благоприятные неблагоприятные
  наиболее вероятен успешный результат умножение усилий, использование протеста, социальной активности, силы. При провале любых попыток достичь результата отказ от своего способа действий и поиск другого, либо поиск более благоприятных условий
низкая депрессия из-за того, что другие преуспевают в делах, которые для него слишком сложны апатия, чувство беспомощности и примирение с положением

Научение

А.Бандура выделяетдва основных типа научения - проигрывание и наблюдение.

Научение через проигрывание. Считается примитивным способом научения, который свойственен не только человеку, но и большинству животных. Однако в отличии от бихевиористов, А.Бандура указывает на то, что подкрепления человек осознает и осмысливает. Последствия, к которым приводит поведение, служат трем целям:

Ø Информируют о том, какого эффекта можно добиться своими действиями. Эта информация сохраняется и является руководством в будущей деятельности.

Ø Мотивируют будущее поведение. Человек способен понимать и символически представлять будущие результаты. Не обязательно испытать все неприятности, связанные с холодом, чтобы принять решение надеть пальто.

Ø Подкрепляют поведение. Эта функция была подробно описана Скиннером и другими сторонниками теории подкреплений. Бандура, однако, не соглашался с ними, заявляя, что хотя действия могут иногда быть бессознательными и автоматическими, усвоение сложных образцов поведения существенно упрощается благодаря вмешательству сознания. Бандура утверждал, что научение бывает гораздо более эффективным, когда обучающийся сознательно включен в обучающую ситуацию и понимает, какое поведение принесет желаемые последствия.

Научение путем наблюдения свойственно только человеку. Наблюдение позволяет учиться, не производя при этом никаких действий. Особенно важным является наблюдение за поведением других людей. Научение путем наблюдения более эффективно, чем научение путем проигрывания (непосредственного опыта).

Ядром научения через наблюдение является уподобление. Оно подразумевает символическое представление информации и хранение ее для использования в будущем. Оно включает мыслительные процессы и не является простой имитацией. Эффективность уподобления образцу зависит от свойств объекта, свойств наблюдателя и последствий наблюдаемого поведения. Обычно люди склонны уподобляться тем, кто обладает более высоким статусом, компетентным личностям, а не неумелым и некомпетентным, сильным, а не беспомощным. Дети уподобляются другим чаще, чем взрослые люди, и новички - чаще, чем опытные профессионалы. Если наблюдатель видит перед собой образец, получающий суровое наказание, это преподаст ему более ценный урок.

Основные процессы уподобления: внимание, запоминание, воспроизводство поведения и мотивация.

1. Внимание. Внимание легче сосредоточивается на знакомых людях, на привлекательных образцах и на тех формах поведения, из которых можно извлечь пользу.

2. Память. Имеют место два основных способа запоминания: образное и вербальное. Некоторые наблюдения сохраняются в виде образов, особенно в детском возрасте, когда речевые навыки еще не сформировались. Вербальное запоминание значительно ускоряет процесс научения тем, что создает предпосылки для обсуждения. Вербальное кодирование помогает символически репетировать поведение, то есть снова повторять себе, как мы будем делать что-то, когда нам представится случай.

3. Воспроизводство поведения - это перевод закодированной в образах или в словах информации в соответствующие действия. Сначала мы спрашиваем: «Как это сделать?» Получив ответ с помощью символических репетиций, мы пытаемся реализовать новое поведение. В это время мы контролируем себя, задавая вопрос: «Что я делаю?» И наконец, мы оцениваем свою деятельность, спрашивая «Правильно ли я это делаю?» На этот последний вопрос не всегда легко ответить, особенно если он относится к двигательным навыкам, как, например, в балете или в прыжках в воду с трамплина, когда мы не можем в действительности видеть себя со стороны.

4. Мотивация. Научение наиболее эффективно, когда обучающийся имеет возможность наблюдать ситуацию подкрепления. Тогда у него появляется желание воспроизвести данное поведение (мотивация). Наблюдение за другими может научить нас, как делать что-то, но мы можем не иметь желания делать это.

.






Глоссарий

Выборочная активация.Не существует постоянного внутреннего контролирующего агента: сознания или суперэго. Функции саморегуляции действуют, только когда они включены.
Искажение результатов своих действий -функция отключения внутреннего контроля, включающая преуменьшение, игнорирование последствий и неправильное истолкование своего поведения.
Мышление -внутренняя структура, частично определяющая, какие события окружающей среды будут восприняты, получат оценку и станут основой для действия.
Отключение внутреннего контроля -психологический механизм, благодаря которому в сознании поведение отделяется от негативных последствий. Его функции: переопределение природы поведения, смещение или распыление ответственности, искажение, умаление или игнорирование последствий поведения, обвинение или дегуманизация жертвы.
Переопределение поведения -функция отключения внутреннего контроля, включающая в себя моральное оправдание , оправдывающее сравнение и использование словесных ярлыков .
Реципрокный детерминизм – положение, согласно которому поведение человека есть результат взаимодействия личностных факторов, включающих мышление и познавательную способность, явлений окружающей среды и действий человека.
Саморегуляция -возможность управления событиями окружающей среды и собственным поведением. Выделены две группы факторов саморегуляции: 1)внешние факторы: подкрепления и стандарты; 2) внутренние факторы: самонаблюдение, процесс вынесения суждений и активная реакция на себя.
Самоэффективность -суждения людей относительно их способности вести себя соответственно специфической задаче или ситуации. В качестве причин изменения самоэффективности выступают: опыт деятельности, косвенный опыт, общественное мнение, а также физическое и эмоциональное состояние человека.
Система «я» -набор когнитивных структур, включающих восприятие, оценку и регуляцию поведения.
Смещение или распыление ответственности-функция отключения внутреннего контроля, перекладывающая ответственность за свои действия на внешние причины или распространяется на большое количество людей.



Презентация

Основные положения теории Альберта Бандуры
Деятельность людей рассматривается в терминах реципрокного детерминизма: тройственного взаимодействия окружающей среды, поведения и личности
Каждый из реципрокных факторов в разное время и при разных обстоятельствах может оказаться наиболее сильным. Но ни один из факторов не определяет поведение всегда. Все три действуют постоянно, влияя друг на друга.
Случайные встречи и случайные события могут оказывать влияние на жизнь человека. Однако как только такие события происходят, они входят в тройственную модель так же, как и запланированные события.
Человек обладает мышлением, способен использовать символы и язык. Он может превращать кратковременные переживания в относительно постоянные образцы поведения. Это придает некоторую стабильность системе «я» . Под системой «я» подразумеваются сознательные структуры, позволяющие нам замечать, оценивать и регулировать поведение
Человек имеет ограниченную способность к саморегуляции. Для этого он использует внешние и внутренние факторы. Внешние факторы выступают как стандарты для оценки своего поведения и как подкрепления в форме наград, получаемых от других. Внутренние факторы: 1) самонаблюдение, 2) процесс вынесения суждений и 3) реакцию на себя
Процессы саморегуляции действуют, когда они включены. С помощью механизмов выборочного включения и отключения внутреннего контроля можно отделять действия от их негативных последствий. Существует четыре способы выборочного включения и отключения внутреннего контроля — это: Ø переопределение своего поведения, Ø смещение или распыление ответственности, Ø игнорирование или искажение последствий своего поведения Ø обвинение самих жертв в их страданиях
Деятельность человека более успешна при высокой самоэффективностьи, то есть большой уверенностьи в своей способности произвести действия, приводящие к желаемому результату в конкретной ситуации. Самоэффективность повышается или понижается благодаря: Ø непосредственному опыту успешных действий Ø косвенному опыту, Ø общественному одобрению или порицанию Ø физическому и эмоциональному состоянию человека
Коллективная эффективность - уверенность группы людей в том, что они могут совместными усилиями добиться социальных перемен
Человек может учиться, не производя сам никаких действий, путем научения через наблюдение. Для этого необходимо: Ø обратить внимание на образец Ø организовать и хранить в памяти наблюдения, Ø попробовать выполнить новые действия, Ø иметь причину (мотивацию) для повторения поведения модели
Научение через проигрывание подкрепляется последствиями деятельности. Эти последствия информируют, мотивируют и подкрепляют настоящее.

Влияние косвенного опыта на самоэффективность - student2.ru

А. Бандура Теория социального научения СПб, Евразия,2000

Влияние косвенного опыта на самоэффективность - student2.ru

Влияние косвенного опыта на самоэффективность - student2.ru

Наши рекомендации