Российские исследовательские приоритеты
Эмпирическая база исследований и разработок, подготовившая формирование представлений об организационном поведении в отечественных общественно-исторических условиях может быть датирована второй половиной IX и первой четвертью XX вв. Изучением мотивации поведением рабочих занимался еще в 1873 В.И. Скалон, в 1881 г. А. Исаев, когда они исследовали эффективность артельных форм организации труда, интерес к которым был обусловлен переходом России к капиталистическим методам хозяйствования.
Интерес к дальнейшему развитию аналогичной проблематика вырос после 1917 г.. Так, в 1920 г. в г. Москве создается Институт труда, преобразованный в 1921 г. в Центральный институт труда с функциями научного центра по координации исследований и разработок по научной организации труда в масштабе всей страны. Для подготовки квалифицированных руководителей предприятий при ЦИТе в 1922 г. был создан специальный факультет администраторов. В 1924 г. директор ЦИТа А.К. Гастев возглавил советскую делегацию на 1-м Международном съезде НОТ, где работы института получили одобрение делегатов из США, Англии, Германии, Франции и др. стран.
Автором первой монографии по проблематике организационного управления на отечественных предприятиях явился Н.А. Витке. Он понимал управление как способ высвобождения творческого потенциала работников и как реализацию их творческих способностей в рабочем процессе на общее благо. Заслугой Н.А. Витке следует считать ввод в научный оборот целого ряда важных для понимания места и роли работающего человека в обществе, таких как «человеческий фактор производства», «социально-трудовая деятельность», «социальная организация предприятия», «социально-психологическая атмосфера» «организационный кризис».
Дальнейшее развитие отечественной психологии связывается с созданием лаборатории промышленной психотехники под руководством И.Н. Шпильрейна в ЦИТе в 1921 г. Кроме выше названных россйских и советских ученых, внесших заметный вклад в изучение отношений в сфере трудовой деятельности были П.М. Керженцев, И.М. Бурдянский,С.Г. Геллерштейн, А.А. Толчинский, Н.Л. Левитов, А.М. Мандрыка.
С начала 20-х годов стало развиваться и такое социально-психологической направление как управляемость производственными коллективами в рамках НОТ. Именно в это время крупный психолог В.М. Бехтерев сформулировал основные задачи изучения их специфики:
1) Товарищеский и административный контроль;
2) Позитивное влияние соревнования на эффективность труда рабочих;
3) Зависимость решения творческих задач от коллективного обсуждения возникающих проблем;
4) Снижение уровня утомляемости рабочих в коллективной организации работ.
В 30-х годах развитие психотехники характеризуется пересмотром старых теоретических позиций. Критически переосмысливаются взгляды на психотехническую работу, основанную на заимствованных методов западной практики. Трудовой процесс понимался исключительно как фактор развития личности в коллективе. Гуманистическая направленность отечественной психологической науки сформировались значительно раньше американской «гуманистической психологии» 50-х годов.
В обширной практике психотехнических исследований вторая и четвертая задача в работах западных исследователей нашли применение только в 50-70 гг. Новые формы проявления производственной деятельности в виде ударных бригад с их мощным мотивом трудового энтузиазма стали уникальной в мировой производственной практике, опередив японский опыт «кружков качества» почти на 30 лет. В эти же годы был впервые применен метод исследования, получивший название как «естественный эксперимент». Широко разрекламированный в учебниках США Хотторнский эксперимент был только копией аналогичных исследований, проводившихся в СССР. Наиболее выдающимся достижением отечественных исследователей-практиков стали игровые разработки. Первая такая деловая игра «Пуск цеха» состоялась в июне 1932 г. на Лиговском заводе пишущих мащин., которая была совершенно новым явлением в мировой обучающей практике. Всего за период с 1932 по 1938 гг. ленинградскими специалистами было проведено 40 деловых игр разной направленности. Первая деловая игра в США появилась лишь в 1956 г., спустя 24 года. С 1935 г. в СССР развернулось стахановское движение за перевыполнение норм выработки. В период ВОВ (1941-1945 гг.) появились «фронтовые бригады», работавшие под лозунгом: «Все для фронта, все для победы». Трудовой энтузиазм превращался в трудовой героизм, принявший массовое явление. В этот период административно-командная система управления оптимально сочеталась с мотивацией трудовых усилий работников. Иностранные специалисты до сих пор считают феномен «трудового энтузиазма» неразрешимой «русской загадкой». В послевоенный период в СССР с успехом разрабатывались вопросы комплексного совершенствования управления в производственных условиях, формируя поведенческую модель «самоорганизуемости»
Опыт практиков в осмыслении ученых-исследователей позволил находить эффективные пути решения самых сложных задач. Феномен «совместная трудовая деятельность» позволяла консолидировать усилия персонала предприятия для достижения общей цели на основе повышения требовательности к себе и другим. В это время сформировались 3 уровня мотивации рабочих: ближайшего окружения, приобщенности к своему предприятию, целеосмысленности поведения..С конца 60-х начала 70-х гг. в СССР развернулась работа по разработке планов социального развития, как составных частей текущих техпромфинпланов предприятий. Поэтому 70-е годы можно с полной уверенностью характеризовать периодом осмысленного подхода к изучению проблем организационного поведения в рамках управления трудовыми коллективами на основе гуманистической теории управления предприятиями.