Функциональная слухо-речевая асимметрия

1. И.: «Послушай, идут ли мои часы?» Ребенку прямо, по средней
линии, даются часы или аналогичные тихо звучащие приборы. Пред
лагается поговорить по телефону. Часы и телефонную трубку ребенок
прикладывает к ведущему уху.

2. И.: «Повтори, что я скажу». Экспериментатор шепотом произ
носит слово или фразу. Ребенок нагибается ближе ведущим ухом.

3. Дихотическое прослушивание. Через стереонаушники ребенок
одновременно слышит группу слов по две серии (с правого уха —
одну серию, с левого — другую), а затем воспроизводит слова, кото
рые услышал.

Этот разработанный Д. Кимурой и адаптированный на русский язык Е.П. Кок, широко распространенный и многократно описанный (Симерницкая, Котик, 1978; Брагина, Доброхотова, 1988; Котик, 1992 и др.) метод, к сожалению, доступен не всем. Поэтому ограничимся представлением разработанной нами системой записи (протокола) и оценки получаемых результатов. Цифрами отмечается порядок слов, в котором ребенок воспроизводит прослушанные серии; в центре — привнесенные слова (отсутствующие среди эталонных).

Эталонные слова (левое ухо) Привнесенные слова Эталонные слова (правое ухо)
зев сыр мяч сон 2 3 зер дом том пень лев пять
3 1 ком лак дед печь гром мяч дуб роль путь мир
суп день мед тип 1 3 дом сир 4 2 кит шеф тон пыль

И так далее 10 раз. Затем правый и левый наушники «меняются местами»; повторяется та же процедура.


Эталонные слова (левое ухо) Привнесенные слова Эталонные слова (правое ухо)
жук лев сук гол 2 3 4 сок зуб мяч дочь сон медь лоб
боль чад суп мель 2 4 5 час мей зуб рог вес кот цепь
1 2 3 бред грязь флаг снег   трюк скот март крест

Помимо общепринятых критериев определения доминантности предлагается:

а) наряду с традиционными К (коэффициент правого уха), от
ражающим доминантность левого (правого) полушария или амбила-
теральность полушарий по речи, и Кэфф (коэффициент эффективнос
ти) ввести коэффициент продуктивности — К^.

К = .И5С x Ю0%, (2)

пр ОКС где:

2 ВС — сумма верно воспроизведенных слов, ОКС — общее количество тестовых слов;

б) подсчет ошибок (с каждого уха):

- литеральных и вербальных парафазии, контаминации, персевераций, реминисценций, привнесений (конфабуляций) новых слов,

— нарушений порядка воспроизведения слов-эталонов (в протоколе помечается цифрами);

в) анализ динамических (процессуальных) характеристик дихо-
тического прослушивания:

Функциональная слухо-речевая асимметрия - student2.ru

162 Введение в нейропсихологию детского возраста

Функциональная зрительная асимметрия

1. И.: «Прищурься одним глазом». Первым прищуривается неве
дущий глаз.

2. И.: «Посмотри в калейдоскоп (в подзорную трубу)». Ребенку
прямо, по средней линии, дается один из этих предметов. Для рас
сматривания используется ведущий глаз.

3. И.: «Загороди линейкой лампу». Ребенку дается линейка (или
что-то аналогичное), которой он должен загородить источник света.
Тень при этом падает на ведущий глаз.

>*.•

§ 3. МЕТОДЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ОБСЛЕДОВАНИЯ ,

!

Двигательные функции

Кинестетический праксис

1. Праксис поз

Праксис поз по зрительному образцу. И: «Делай, как я». Экспериментатор последовательно демонстрирует ребенку ряд мануальных поз: а) большой и указательный (средний, безымянный) пальцы сложены в колечко; б) рука сжата в кулак, но мизинец выставлен вперед; в) рука сжата, но указательный палец и мизинец выставлены вперед и т.п. Каждую из этих поз ребенок должен воспроизвести. Поочередно обследуются обе руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол.

Праксис поз по кинестетическому образцу. И.: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы?» Экспериментатор складывает пальцы ребенка в мануальные позы, представленные выше. Затем распрямляет кисть ребенка и просит его воспроизвести заданную позу.

2. Перенос поз по кинестетическому образцу. И.: «Закрой глаза.
Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на
другой руке». Образцы поз и условия те же. Перенос поз осуществля
ется сначала с ведущей руки (у правшей с правой на левую), а затем
наоборот (с левой на правую).

3. Оральный праксис. И.: «Делай, как я». Экспериментатор выпол
няет следующие действия: улыбается, вытягивает губ в трубочку; вы
совывает язык прямо, поднимает его к носу, проводит им по губам;

Глава 4 Нейропсихологическая диагностика и консультирование 163

надувает щеки; хмурится, поднимает брови и т.п. Каждое движение воспроизводится ребенком.

Вариантом может быть выполнение этого теста по инструкции, например: «Нахмурься» или «Дотянись языком до носа». Но в этом случае следует дифференцировать вторичные ошибки, которые возникают у ребенка вследствие недопонимания и т.п.

Наши рекомендации