Функциональная слухо-речевая асимметрия
1. И.: «Послушай, идут ли мои часы?» Ребенку прямо, по средней
линии, даются часы или аналогичные тихо звучащие приборы. Пред
лагается поговорить по телефону. Часы и телефонную трубку ребенок
прикладывает к ведущему уху.
2. И.: «Повтори, что я скажу». Экспериментатор шепотом произ
носит слово или фразу. Ребенок нагибается ближе ведущим ухом.
3. Дихотическое прослушивание. Через стереонаушники ребенок
одновременно слышит группу слов по две серии (с правого уха —
одну серию, с левого — другую), а затем воспроизводит слова, кото
рые услышал.
Этот разработанный Д. Кимурой и адаптированный на русский язык Е.П. Кок, широко распространенный и многократно описанный (Симерницкая, Котик, 1978; Брагина, Доброхотова, 1988; Котик, 1992 и др.) метод, к сожалению, доступен не всем. Поэтому ограничимся представлением разработанной нами системой записи (протокола) и оценки получаемых результатов. Цифрами отмечается порядок слов, в котором ребенок воспроизводит прослушанные серии; в центре — привнесенные слова (отсутствующие среди эталонных).
Эталонные слова (левое ухо) | Привнесенные слова | Эталонные слова (правое ухо) |
зев сыр мяч сон | 2 3 зер дом | том пень лев пять |
3 1 ком лак дед печь | гром мяч | дуб роль путь мир |
суп день мед тип | 1 3 дом сир | 4 2 кит шеф тон пыль |
И так далее 10 раз. Затем правый и левый наушники «меняются местами»; повторяется та же процедура.
Эталонные слова (левое ухо) | Привнесенные слова | Эталонные слова (правое ухо) |
жук лев сук гол | 2 3 4 сок зуб мяч | дочь сон медь лоб |
боль чад суп мель | 2 4 5 час мей зуб | рог вес кот цепь |
1 2 3 бред грязь флаг снег | трюк скот март крест |
Помимо общепринятых критериев определения доминантности предлагается:
а) наряду с традиционными К (коэффициент правого уха), от
ражающим доминантность левого (правого) полушария или амбила-
теральность полушарий по речи, и Кэфф (коэффициент эффективнос
ти) ввести коэффициент продуктивности — К^.
К = .И5С x Ю0%, (2)
пр ОКС где:
2 ВС — сумма верно воспроизведенных слов, ОКС — общее количество тестовых слов;
б) подсчет ошибок (с каждого уха):
- литеральных и вербальных парафазии, контаминации, персевераций, реминисценций, привнесений (конфабуляций) новых слов,
— нарушений порядка воспроизведения слов-эталонов (в протоколе помечается цифрами);
в) анализ динамических (процессуальных) характеристик дихо-
тического прослушивания:
162 Введение в нейропсихологию детского возраста
Функциональная зрительная асимметрия
1. И.: «Прищурься одним глазом». Первым прищуривается неве
дущий глаз.
2. И.: «Посмотри в калейдоскоп (в подзорную трубу)». Ребенку
прямо, по средней линии, дается один из этих предметов. Для рас
сматривания используется ведущий глаз.
3. И.: «Загороди линейкой лампу». Ребенку дается линейка (или
что-то аналогичное), которой он должен загородить источник света.
Тень при этом падает на ведущий глаз.
>*.•
§ 3. МЕТОДЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ОБСЛЕДОВАНИЯ ,
!
Двигательные функции
Кинестетический праксис
1. Праксис поз
Праксис поз по зрительному образцу. И: «Делай, как я». Экспериментатор последовательно демонстрирует ребенку ряд мануальных поз: а) большой и указательный (средний, безымянный) пальцы сложены в колечко; б) рука сжата в кулак, но мизинец выставлен вперед; в) рука сжата, но указательный палец и мизинец выставлены вперед и т.п. Каждую из этих поз ребенок должен воспроизвести. Поочередно обследуются обе руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол.
Праксис поз по кинестетическому образцу. И.: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы?» Экспериментатор складывает пальцы ребенка в мануальные позы, представленные выше. Затем распрямляет кисть ребенка и просит его воспроизвести заданную позу.
2. Перенос поз по кинестетическому образцу. И.: «Закрой глаза.
Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на
другой руке». Образцы поз и условия те же. Перенос поз осуществля
ется сначала с ведущей руки (у правшей с правой на левую), а затем
наоборот (с левой на правую).
3. Оральный праксис. И.: «Делай, как я». Экспериментатор выпол
няет следующие действия: улыбается, вытягивает губ в трубочку; вы
совывает язык прямо, поднимает его к носу, проводит им по губам;
Глава 4 Нейропсихологическая диагностика и консультирование 163
надувает щеки; хмурится, поднимает брови и т.п. Каждое движение воспроизводится ребенком.
Вариантом может быть выполнение этого теста по инструкции, например: «Нахмурься» или «Дотянись языком до носа». Но в этом случае следует дифференцировать вторичные ошибки, которые возникают у ребенка вследствие недопонимания и т.п.